Занятие по развитию речи
Путешествие по волшебному лесу
Самохвалова Анна Александровна
Тема: «Автоматизация звука «с» в словах».Цели:
- Закрепление артикуляции изолированного звука «с»
- Закрепление произношения звука «с» в словах и слогах
- Развитие умения самостоятельно выделять данный звук в слове (начало, конец, середине.)
- Развитие фонематического словарного запаса.
Картинка с изображением зимнего леса и его обитателей, пособия: буквы разрезной азбуки, персонажи игрушки, макет избушки с изображением эмоциональных состояний, магнитофон, фломастер.
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
В случае положительного ответа дети указывают на положительное эмоциональное состояние на картинке, в случае отрицательного – на отрицательное. Обязательно объясняют – почему?
В: Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Поехали. А поедим мы на чем? (на поезде) Давайте вспомним как, как мы едем на поезде
Поезд: дети-вагоны, воспитатель - тепловоз.
Воспитатель: Ой, смотрите, домик. Наверное, он волшебный. Давайте, ребята, постучим в него и узнаем, кто в нем живет.
Воспитатель произносит вместе с детьми «тук-тук-тук»
Появляется Леший.
Леший: Кто меня потревожил? Ой, здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?
(да)
Хочу с вами поиграть, побольше о вас узнать. А умеете ли вы читать? (да) Вот вам задание – загадка «кто быстрее прочитает слоги?»
Воспитатель берет задание, прикрепляет к доске и вместе с детьми начинает читать слоги: «СА», «со», «су», «сне». Он напоминает детям, что это зимние слоги, произносит их и спрашивает: « Какой звук есть во всех этих слогах? (звук «с»)
Давайте правильного его, произнесем (указание на правильное положение артикуляторных органов)
Дети возвращают лешему таблицу со слогами. Молодцы.
Едем дальше (чух-чух-чух)
Воспитатель: Ой, мотрите. дерево с дуплом. Может, кто- то там живет?
Воспитатель вместе с детьми: «Тук-тук-тук»
Появляется белочка.
Белочка: Здравствуйте ребята.
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
Теперь я с вами поиграю. Хочу узнать, какие «зимние» слова вы знаете».
Игра « Закончи слово»
СА (санки)
СУ (сугроб)
СО (солнце, сосулька)
СНЕ (снеговик, снежинка, снег, снежки, снегирь, Снегурочка, снежная баба, снегопад.)
Белочка хвалит детей и уходит.
Едем дальше (чух-чух-чух). Ой, смотрите, чей-то домик?
А туту конвертик лежит, давайте прочитаем, что там написано и кто это нам оставил.
Воспитатель открывает конверт и читает загадку. Я зверь лесной – косолапый и большой. Летом в лесу гуляю, зимой в берлоге отдыхаю.
Кто это? (медведь) правильно. Он нам оставил задание: А ну-ка, ребята, посмотрите на картинку: на ней лесные жители – назовите тех жителей, в названиях которых есть звук «с» (синица, снегирь, сорока, лиса)
Молодцы!
Едем дальше (чух-чух-чух).
Воспитатель: Ой, смотрите, чьи это следы? (варианты от детей)
Давайте поищем этого лесного зверя, может он не успел далеко уйти.
Я – длинное ухо, комочек пуха, прыгаю ловко и люблю я морковку. А еще я люблю снег, потому что лиса и волк не заметят меня на белом снегу.
Воспитатель: Зайка, здравствуй. Ты тоже приготовил для нас задание?
Зайка: Да! Вот вам буквы составьте слово «снег»
Воспитатель: Варя будет звук «С», Аня – звук «Н», Саша - «Е», Вадим – «Г»
Встаньте, звуки, в таком порядке, чтобы получилось слово снег» Какой первый звук в этом слове?
Молодцы.
Едем дальше (чух-чух-чух).
Воспитатель: Ребята, слышите? Кто - то пищит?
Мышка: Здравствуйте, ребята. Я - мышка – маленький рост, длинный хвост, серенькая шубка, остренькие зубки. Помогите мне ребята отгадать ребус - какое слово получиться?
Воспитатель вместе с детьми выделяет первый звук в словах, соединяет их и получается слово « снежинка»
Воспитатель: наше путешествие по зимнему лесу приближается к концу. Поехали домой (Чух-чух-чух)
Вам понравилось наше путешествие? (Да)
Что вам понравилось больше всего?
Какие зимние слова вы запомнили?
Какой звук есть во всех зимних словах?