Организация наблюдения на прогулке с младшими дошкольниками в зимний период
Хоцянковская Ольга Олеговна
Одной из немаловажных составляющих прогулки с детьми-дошкольниками являются наблюдения в природе. Предлагаемая картотека по организации наблюдения на прогулке с младшими дошкольниками в зимний период поможет педагогам в планировании этой части прогулки. Наблюдения в неживой природе. ПОГОДА - на ежедневных прогулках обратите внимание детей на погоду (светит солнце, идет снег, холодно, тепло, замерзли лужи, появились ледяные дорожки) - обратите внимание детей на зависимость их одежды от погоды (холодно - все надели теплые шубки, шапки, варежки, сапожки, валенки) - обратите внимание на новые развлечения - катание на санках, лепка снеговика, игры в снежки, катание на горках. СНЕГ - выйдя на прогулку, привлеките внимание детей к падающему снегу: " Посмотрите, идет снег. Как он тихо падает на землю. А куда он еще падает?" (на забор, ступеньки, скамейки, деревья, одежду) - покажите детям, какой снег легкий и пушистый. Для этого подкиньте его вверх на лопатке. Снег разлетится. - после снегопада покажите детям, какие высокие сугробы намело на участке. - проведите с детьми игры со снегом. В мягкий зимний день воспитатель вместе с детьми лепит снежную бабу, сооружает постройки. В другой, морозный день, дает детям формочки, куда они лопатками насыпают снег, делая "мороженое". Такие игры способствуют накоплению чувственных восприятий от качества снега (белый, холодный, лепится, рассыпается, тает в руках) - в конце прогулки разрешите детям взять в руки немного снега, пусть почувствуют, какой он холодный. - чтобы дети не брали снег в рот, покажите им, какой он грязный. Для этого вместе с ребенком наберите немного снега в белую чашку или блюдце. В помещении снег растает и на дне останется грязная вода. Покажите ее ребенку и скажите, что снег есть нельзя: можно заболеть, так как он холодный и грязный. - в конце февраля снег становится твердым, ноздреватым. Из него уже лепить нельзя. - предложите детям послушать первую капель, подставив ведро под тающие сосульки. Наблюдения в живой природе. ДЕРЕВЬЯ - покажите детям, что у деревьев есть ствол и ветви. - на деревьях нет листьев, они опали. - рассмотреть ель. У нее тоже есть ствол и ветви. Вместо листьев у ели зеленые иголки. - принесите еловые шишки и положите в уголок природы. Рассмотрите их с детьми, сделайте поделки - покажите детям, что деревья по высоте разные - низкие и высокие. - поговорите с детьми о том, как надо беречь деревья: не обламывать ветви, не играть у самых корней. ПТИЦЫ Воробьи - понаблюдайте за воробьями и их повадками: - воробьи прыгают, - клюют крошки, - чирикают, - улетают при шуме или неосторожном движении людей. - рассмотрите внешний вид воробья. Голуби - в течение зимы понаблюдайте за повадками голубей: - они летают мало, больше ходят и при каждом шаге кивают головой - они чистятся и прихорашиваются - голуби воркуют, как бы разговаривают друг с другом - подробно рассмотрите внешний вид птиц - голуби бывают разного цвета, разной величины - понаблюдайте с детьми за голубями во время кормежки. Голуби- птицы крупные, их легко рассмотреть, они не так пугливы, как другие птицы. Посыпая крошки, ласково разговаривайте с ними. Дайте каждому ребенку крошек и предложите покормить птиц. - обратите внимание детей на то, что у голубей есть глаза - они видят корм, есть клюв - они клюют крошки, есть ноги и хвост - наблюдение начинайте после того, как покормите птиц. Дети увидят, что голуби не боятся людей. - покажите детям, что вместе с голубями кормятся и воробьи - сравните голубя и воробья: - сходство: летают, тело покрыто перьями - различия: голубь больше воробья, голубь воркует, воробей чирикает, голубь ходит - воробей прыгает.