Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применения событийной технологии в организации
досуговой деятельности детей и взрослых в детском саду

Ивачкина Ольга Юрьевна
Событийный подход представляет собой продуктивную педагогическую технологию организации и реализации различных событий, имеющих важное значение в жизни как дошкольного коллектива, так и отдельного ребенка. Применяя событийный подход можно обеспечить достижение целей, отраженных в Федеральных государственных образовательных стандартах современного дошкольного образования. Необходимо отметить, что концепция событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, отмечающего, что огромное значение в жизни ребенка несут яркие, волнующие и запоминающиеся события, находящие положительный эмоциональный отклик среди детей любых возрастов. Формирование образовательного процесса на базе применения событийного принципа, даст возможность смоделировать деятельность детей в ДОО как более насыщенную и интересную, и повысит уровень мотивированности образовательного процесса. Ключевыми методическими принципами осуществления взаимодействия педагога с дошкольниками в событийном подходе является принцип эмпатии, который подразумевает формирование позитивных, дружественных, открытых отношений между педагогом и ребенком, учет его эмоционального, психологического и физического состояния, сопереживание и поддержку, а также принцип опоры на детскую деятельность, дающую возможность осуществлять содержательную коммуникацию на доступном дошкольнику уровне понимания.
Значение событийности для детей:
Во-первых, у младших дошкольников раскрываются способности, повышается уровень стремления к самостоятельности, формируется творческое отношение к собственной деятельности и желание принимать участие в деятельности детского коллектива, доводить начатое дело до конца.
Во-вторых, все дети на самостоятельной основе осуществляют поиск пути для решения ими же самими определенных целей, осуществляют выбор средств достижения цели, осуществляют проверку верности принятого решения.
В-третьих, формирование детской цели и планирование деятельности дошкольниками дает возможность им сконцентрировать внимание при осуществлении дальнейших действий.
Значение событийности для воспитателей ДОО:
Во-первых, событийность дает возможность повысить уровень мотивации к процессам саморазвития, самообразования, самоактуализации. Так как подготовка к различным мероприятиям в русле событийного подхода предполагает постоянное обновление знаний в различных областях. При этом воспитатель выступает равноправным участником событийной деятельности наравне с воспитанниками. В основу осуществления методического подхода к планированию событийной деятельности в ДОО положены следующие аспекты:
- интересное и яркое событие в природе, общественной жизни либо праздничное событие;
- необычные события, специально спроектированные педагогом, на основе применения новых и интересных объектов окружающей среды;
- события, которые оказывают влияние на формирование и развитие патриотических чувств дошкольника (День защитника Отечества, День Победы, День России);
- специально смоделированные явления нравственной жизни (Дни дружбы, помощи и др.);
- смоделированные события, посвященные окружающей природе (Дни воды, солнца, птиц, растений и др.);
- события, посвященные миру искусства и литературы (Дни детской книги, музыки, театра);
- события традиционного праздничного формата (Новый год, День 8 марта, Праздник весны и труда);
- события, посвященные важным профессиям (День учителя, врача, строителя и др.).
На сегодняшний день в среде дошкольного образования возрос интерес к понятию событие в досуговой деятельности, что обусловлено, с особенностями развития личности дошкольника.
Во-вторых, методологическая сущность события в досуговой деятельности состоит в том, что осуществляется организация специальных условий для детского действия, посредством событийной технологии, а результат становится средством достижения новой цели. Необходимо отметить, что в данном случае каждый участник события в досуговой деятельности является действующим участником, а не просто зрителем: для любого участника характерна своя смысловая нагрузка собственная деятельность, рефлексия, но при этом в спектре выбора ресурсов дошкольник должен иметь доступ к неограниченным возможностям. Б. Д. Эльконин считал, что, событие не может быть следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом данного течения и переходом в иную реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание. Обоснование интегративного потенциала ресурса событий в досуговой деятельности:
1. В процессе проектирования событий в досуговой деятельности применяются современные технологии: проектного планирования, моделирования досуговой деятельности в ДОО.
2. Событийная технология способствует интеграции досуговой деятельности дошкольников.
3. События в досуговой деятельности создают эффективно работающую воспитательную и образовательную среду, ориентированную на формирование целостной личности ребенка, имеющей всестороннее развитие.
4. События в досуговой деятельности дают возможность осуществить систематизацию и обобщение знаний ребенка в единую картину мира.
5. Организация и проведение событий в досуговой деятельности дают возможности для роста мотивации воспитателя к осуществлению педагогической деятельности, а дошкольников к процессу воспитания.
6. Событийная технология подготовки досуговой деятельности в педагогическом процессе формирует креативное отношение воспитателя к собственной деятельности, помогает осуществить ее оптимальную оценку, успешно работать над развитием навыков самообучения.
7. События в досуговой деятельности для дошкольников способствуют успешному процессу социализации детей. Деятельность воспитателя по осуществлению событий в досуговой деятельности может быть реализована на различных уровнях: в ходе непрерывной образовательной деятельности (НОД), в формате индивидуальной и групповой работы с детьми и др. Спецификой деятельности педагога в данном случае выступает то, что она имеет гибкий, дифференцированный характер и в обязательном порядке используются элементы спонтанности и импровизации, кроме того такая деятельность диктует необходимость наличия определенных умений и навыков профессионального плана, в которые входят: умение осуществлять наблюдение за поведением, деятельностью и взаимоотношениями дошкольников, осуществлять анализ текущих событий, интерпретировать итоги наблюдений.
Этапы организации событий в досуговой деятельности в ДОО:
1 этап. Выбор тематики событий в досуговой деятельности. Мероприятия отражаются в комплексно - тематическом планировании, годовом плане работы ДОО, планах воспитательной работы.
2 этап. Разработка целей и задач планируемого события в досуговой деятельности, осуществление планирования подготовительных этапов. В идеальном случае, предусмотрена организация именно совместной деятельности воспитателя и дошкольников, но на практике это не всегда возможно. В результате воспитатель самостоятельно проектирует цели и задачи события в досуговой деятельности. Если формат мероприятия предусматривает участие нескольких педагогов ДОО, то они осуществляют организацию указанной деятельности на совместных началах. В данном случае идет разработка целей досуговой деятельности с использованием событийной технологии, имеющей разное содержание и формат, традиционной и нетрадиционной. Воспитателю необходимо определить какие ресурсы дополнительного характера ему нужны для реализации события в досуговой деятельности (например, осуществление деятельности совместного формата с другими воспитателями, родителями детей и др., кроме того осуществляется планирование их совместной деятельности, проектируется модель достижения выбранной цели, выбираются средства, которые необходимы для достижения данной цели, осуществляется детализация на каждом шаге планирования и осуществления мероприятия, учитываются индивидуальные черты детей, существующие взаимоотношения в группе и уровень готовности дошкольников к проектируемому событию в досуговой деятельности.
3 этап. Осуществление подготовки к проектируемому событию в досуговой деятельности. В ходе осуществления подготовки к проектируемому событию в досуговой деятельности, дошкольники получают знания и умения, нужные для реализации разрабатываемого мероприятия. В данном случае подготовку к планируемому событию в досуговой деятельности целесообразно проводить в формате специальных заданий, знакомства с тематическими материалами, репетиций.
4 этап. Реализация события в досуговой деятельности. Непосредственно сам сценарий события в досуговой деятельности подготавливается педагогом (воспитателем). Критериями успешной подготовки мероприятия в данном случае служат: интересная и яркая наглядность (оформление выставки из работ дошкольников и их родителей, оформление места реализации мероприятия в соответствии с тематикой, присутствует ли при реализации творческое игровое действие среди участников, сценарные неожиданности, общий уровень активности и позитивности участников мероприятия, общие позитивные впечатления у детей, родителей и педагогов от участия в событии.
5 этап. Рефлексия, какой был получен эффект от участия в событии досуговой деятельности. После окончания проведения мероприятия осуществляется обмен мнениями между участниками об участии в данном событии, дети, родители и педагоги обмениваются впечатлениями, озвучивают свое мнение по поводу данного события. На этапе оценки осуществляется анализ полученных итогов деятельности, оценивается уровень эффективности воспитательного воздействия, определяется позитивный и негативный опыт планирования и реализации события, и на основе данного анализа корректируются планы по организации и проведению дальнейших мероприятий в досуговой деятельности, разработанных на основе событийного подхода. Необходимо отметить, что ценность события в досуговой деятельности дошкольников заключается в том, что оно формирует целостное единство непрерывной образовательной деятельности (НОД) в ДОО, а его содержание фиксирует весь опыт изученный и накопленный поколениями людей, и реализованный в креативной, речевой и эмоциональной областях. Кроме того, в событии досуговой деятельности отражается и целостная картина индивидуальных черт ребенка, в частности работоспособность, воля, настойчивость, исполнительность и характеристики межличностной коммуникации, в данном случае творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, эмпатия. При этом сама подготовка к мероприятию в досуговой деятельности, реализуемого в рамках событийного подхода является креативным процессом в деятельности воспитателя, детей, родителей, осуществляемой в совместном формате и в данном случае каждый участник может познать новые возможности самореализации и самоактуализации.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»