Досуг по ПДД для дошкольников старшего возраста
Кот Леопольд в гостях у ребят
Кайранова Татьяна Салимовна
Аннотация к методической разработке
Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения с детьми старшего дошкольного возраста познавательного досуга, подготовка и реализация которого способствуют обучению и закреплению представлений детей о Правилах дорожного движения. Сценарий мероприятия предназначен в помощь воспитателям дошкольных учреждений и поможет основательно сформировать сознательное отношение к личной безопасности дошкольников, где старшие дошкольники смогут представить свои знания воспитанникам младших групп детского сада.
Введение
Мир инноваций и технологического прогресса ведет к стремительному и постоянно ускоряющемуся темпу жизни. В век создания скоростных видов транспорта, постоянной спешки мы не должны забывать, что самое ценное – здоровье и жизнь ребенка.Одной из самых глобальных проблем является дорожно-транспортный травматизм.
В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей дошкольного возраста, которые являются причиной дорожно-транспортных происшествий, поэтому данная проблема приобретает наибольшую значимость и актуальность.
С самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также Правилам дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения в дошкольных учреждениях - это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по Правилам дорожного движения, всегда актуальны.
Принимая активное участие в проведении мероприятий по Правилам дорожного движения, каждый ребенок получает реальную возможность проявить свои творческие способности, расширить и пополнить багаж теоретических знаний. Участвуя в общем деле, дети учатся не только радоваться успехам друзей, но и сопереживать неудачам, приходить на помощь тем, кто нуждается в помощи. Дети сближаются, лучше узнают друг друга. Интересная познавательная работа помогает сплотить коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.
Цель методической разработки: внедрение современных образовательных технологий, способствующие успешному ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения, через интеграцию педагогических технологий в совместную деятельность с детьми, в которой ребенок является активным участником.
Цель: формировать у детей основы безопасного поведения на улице, создавать хорошее настроение, положительный эмоциональный настрой.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить детей называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, закреплять знания о правилах дорожного движения.
Воспитательные: воспитывать умение работать в команде, желание знать и выполнять ПДД и соблюдать их в повседневной жизни.
Развивающие: развивать речевую и двигательную активность детей, умения отвечать на вопросы полными предложениями, развивать внимательность при выполнении заданий, зрительную память, осторожность и осмотрительность на дорогах.
Методическая разработка рекомендована для воспитателей старших
дошкольников. Сценарий досуга разработан для старшего дошкольного возраста.
Оборудование:
- дорожные знаки (разрезанные на части и целые):
«Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Осторожно дети», «Въезд запрещен», «Подземный пешеходный переход».
- грузовые машинки, нагруженные грузом (пластмассовые кубики)
- фишка для эстафеты «Перевези груз».
Место проведения: музыкальный зал
Предварительная работа
Беседы с детьми о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице и в транспорте.
Изодеятельность: «Мой друг светофор», «Какие знаки дорожного движения я знаю».
Дидактическая игра: «Узнай знак по описанию и расскажи, зачем он нужен»,
Настольные игры: «Законы улиц и дорог», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Домино: транспорт».
Чтение произведений: И.Гурина «Правила дорожного движения», С. Волков «Про правила дорожного движения», Н.Носов «Автомобиль», Т. Шорыгина «Азбука пешехода», А. Дмоховский «Чудесный островок».
Основная часть
Досуг по ПДД для детей старшей группы: «Кот Леопольд в гостях у ребят».
Под музыку дети входят в зал и садятся на стульчики.Ведущий: Ребята, сегодня наш досуг посвящён правилам дорожного движения. Давайте проверим, как хорошо вы их знаете. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них.
1. Что означают сигналы светофора?
2. Какой транспорт перевозит грузы?
3. Когда идешь по тротуару, ты кто? А когда едешь в автобусе, ты кто?
4. Назови машины специального назначения.
5. Чем отличается автобус от троллейбуса?
6. Что такое проезжая часть?
7. Что такое «зебра»?
8. Что такое одностороннее, двустороннее движение?
9. Назови дорожные знаки.
10. Где ходят пешеходы?
Ведущий: Ребята, вы слышите, кажется, к нам кто-то идёт!
Под музыку входит кот Леопольд.
Кот Леопольд: здравствуйте, ребята!
Я слышал, вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного движения. А я никак не могу научить правилам дорожного движения одних знакомых мышей. Вы поможете мне сегодня?
Кот Леопольд: еду я сегодня по дороге на своём новом автомобиле и вдруг вижу, что многие дорожные знаки разломаны. Вы поможете мне починить их?
Дети делятся на команды и собирают разрезанные дорожные знаки.
Кот Леопольд: Молодцы, ребята! Помогли починить знаки! А вы знаете, что они означают? (дети читают стихи о дорожных знаках)
1-ый ребёнок: Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
2-ой ребёнок: Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
3-ий ребёнок: Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
4-ый ребёнок: В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
5-ый ребёнок: Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
Кот Леопольд: Молодцы, ребята! Дорожные знаки вы знаете. А у меня для вас есть загадки.
1. Полосатая лошадка, её «зеброю» зовут, но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут. (Пешеходный переход)
2. Дом па улице идёт, на работу всех везёт. Не на курьих тонких ножках,
а в резиновых сапожках. (Автобус)
3. Не живая, а идет, неподвижна, а ведет. (Дорога).
4. Везет, а не лошадь, сам в галошах, на красное взглянет, сразу сам встанет. (Автомобиль)
5. Едет он на двух колесах, не буксует на откосах, и бензина в баке нет.
Это мой. (Велосипед)
6. Я глазищами моргаю неустанно день и ночь. Я машинам помогаю и тебе хочу помочь. (Светофор)
Ведущий: Кот Леопольд, а наши ребята знают песню о Правилах дорожного движения. И сейчас они тебе её споют.
Дети исполняют песню
Кот Леопольд: Молодцы, ребята! А теперь я хочу узнать, какие вы быстрые, ловкие и аккуратные.
Проводится эстафета «Перевези груз»
Дети должны провести грузовые машинки с грузом вокруг конуса и не растерять груз по дороге.
Кот Леопольд: Мои знакомые мыши жуткие хулиганы и не знают, что разрешается делать на дороге, а что запрещается. Давайте расскажем им.
Игра «Разрешается/запрещается»
Кот Леопольд задаёт вопросы, а дети должны на них ответить «разрешается» или «запрещается»
Кот Леопольд:
И проспекты, и бульвары
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу.
Дети: За-пре-ща-ет-ся!
Кот Леопольд: Быть примерным пешеходом.
Дети: Раз-ре-ша-ет-ся!
Кот Леопольд: Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно.
Дети: За-пре-ща-ет-ся!
Кот Леопольд: Уступать старушке место.
Дети: Раз-ре-ша-ет-ся!
Кот Леопольд: Если ты гуляешь просто
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете.
Дети: За-пре-ща-ет-ся!
Кот Леопольд: При зеленом — даже детям.
Дети: Раз-ре-ша-ет-ся!
(Автор В. Семернин).
Ведущий: Кот Леопольд, ты наверно устал уже сегодня? Посиди, посмотри, какой танец знают наши ребята.
Дети исполняют танец «Колёсики»
Кот Леопольд: спасибо вам, ребята! Я уверен, что теперь мыши точно выучат правила дорожного движения. Ну а мне пора возвращаться обратно домой. Поеду на своём автомобиле, соблюдая все правила дорожного движения.
До свидания, ребята!
Заключение
Роль дошкольного учреждения в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице.Использование театрализованной деятельности, игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста благотворно влияет на интеграцию образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, способствуют закреплению полученных знаний о Правилах дорожного движения в других видах деятельности, а также развитию мышления, памяти, внимания.
В процессе подготовки и показа данного мероприятия, дошкольники – участники досуга и зрители, успешно освоили главные Правила дорожного движения, обязанности пешеходов, водителей, значение дорожных знаков и правил поведения на улицах города.
Список литературы:
В. Семернин «Запрещается-разрешается», О.Емельянова «Стихи про дорожные знаки»,https://zagadki24.ru/