Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность в детском саду в рамках музыкальных занятий

Берлина Анна Владимировна

Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека. 

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса. 

Основная задача педагога – приобщить ребенка к прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им. В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный опыт, который позволяет ему ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления об окружающем, об отношениях между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно - эстетические понятия, ценностные ориентации. 

Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование в деятельности ДОУ проектного метода - инновационного и актуального, так как он влияет на качество образования, профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ. 

Существует множество методической литературы, изучив которую можно убедиться в эффективности данной технологии: учебно-методическое пособие составителя Н. А. Поляковой «Проектная технология в работе с дошкольниками», публикацию в журнале «Ребёнок в детском саду» Л. Д., Н. А. Виноградовой и Е. Н. Панковой «Образовательные проекты в детском саду», Е. С. Евдокимовой «Технология проектирования в ДОУ»; «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», работы Л. С. Киселевой, ТА. Данилиной, Т. С. Лагоды, М. Б. Зуйковой, Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ», проектный метод в музыкально-ритмической деятельности работы И. Ю. Жуйковой. 

Эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатели и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов. Например, работая над проектом «Времена года» музыкальный руководитель включает в разные разделы НОД произведения, дающие детям полное представление о соответствующем времени года, а в познавательной НОД и художественном творчестве воспитатели знакомят детей с образами времён года на примерах произведений писателей, поэтов и художников. Такое «проектное» управление музыкально - образовательнымпроцессом в детском саду способствует дальнейшему совершенствованию музыкально – образовательной работы с детьми дошкольного возраста в современной системе образования. 

Тематика проектов может быть разнообразна. Отсюда и разнообразие видов деятельности, методов и форм работы с детьми - беседы, чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные работы по аппликации, рисованию, лепке, физкультурные развлечения, cпортивные досуги, сбор и рассматривание разных природных материалов на прогулке (для игры по сенсорике, рассматривание репродукций и составление рассказа по картине, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, ритмодикломаций, слушание музыкальных произведений, посещение музея, экскурсии в парк и т. д. 

В целом метод проектов можно представить, как способ особой организации педагогического процесса, основанного на равном взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности. Обобщив опыт разработки проектного метода, можно определить следующие этапы реализации проектов: 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ 

- определение возраста 

-постановка проблемы, 

-четкое формулирование цели и задачи, 

- определение основных шагов по достижению поставленной цели(этапы), 

-состав участников (дети,родители, педагоги, специалисты), 

- вид 

Творческий: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде п р а з д н и к а, 

Исследовательский: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде г а з е т, к н и г, а л ь б о м о в, в ы с т а в о к, 

Игровой: с элементами т в о р ч е с к и х и г р, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи, 

Информационный: дети собирают информацию и реализуют её, опираясь на собственные социальные интересы (о ф о р м л е н и е г р у п п ы, у г о л к о в и т. д. ) 

Классификация 

По характеру контактов: внутри одной группы, в контакте с другой группой, внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект,по характеру содержания: ребёнок и семья, ребёнок и природа, ребёнок и рукотворный мир, ребёнок, общество и его культурные ценности, 

по характеру участия: ребёнок-заказчик, ребёнок-эксперт, ребёнок-исполнитель, ребёнок-участник от зарождения идеи до получения результата,по срокам реализации: краткосрочный, долгосрочный, средней продолжительности. 

- ответственные, 

- составление плана-схемы проекта 

Исследовательский 

-совершенствование навыков сбора и обработки информации, 

-развитие экспертно-аналитических умений, 

-развитие прогностических умений, 

-выбор средств, методов, умений,. 

Заключительный 

-презентация, 

-анализ достижения поставленной цели и полученных результатов, 

-предоставление продукта проектной деятельности, 

-оценка реализации проекта, 

-принятие решения о его распространении или закрытии. 

Немаловажную роль в подготовке и проведении проектов играют родители, которые получают информацию от педагогов в форме: 

- индивидуальных бесед с целью создания интереса к образовательному процессу, 

- печатных консультаций по теме проекта 

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и проведению проекта в жизнь. 

На каждом этапе проекта от педагога требуются определенные знания и умения (педагог подводит детей к постановке проблемы, предлагает тему, распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта). Дети в соответствии со своими возрастными возможностями также являются активными участниками проекта (дети анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, определяют, создают, выполняют требования и правила, оформляют, участвуют в оценке проекта). Таким образом, основной целью использования проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами общего развития и задачами развития музыкальных способностей. 

Задачи развития: 

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; 

2. Развитие познавательных способностей; 

3. Развитие творческого мышления; 

4. Развитие коммуникативных навыков. 

Задачи развития музыкальных способностей: 

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; 

2. Развитие основных музыкальных способностей (чувство ритма, ладовысотный слух, тембровый и динамический слух); 

3. Развитие музыкальной памяти, музыкального мышления; 

4. Развитие координации слуха и голоса; 

5. Развитие координации движений. 

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

1. Учебно-методическое пособие составителя Н. А. Поляковой «Проектная технология в работе с дошкольниками»; 

2. Публикацию в журнале «Ребёнок в детском саду» Л. Д., Н. А. Виноградовой и Е. Н. Панковой «Образовательные проекты в детском саду»; 

3. «Технология проектирования в ДОУ» Е. С. Евдокимовой ; 

4. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», работы Л. С. Киселевой, ТА. Данилиной, Т. С. Лагоды, М. Б. Зуйковой; 

5. Публикация в журнале «Ребёнок в детском саду» Л.Д. Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ»; 

6. «Проектный метод в музыкально-ритмической деятельности" И.Ю.Жуйковой

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»