Проектная деятельность в детском саду в рамках музыкальных занятий
Берлина Анна Владимировна
Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.
Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.
Основная задача педагога – приобщить ребенка к прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им. В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный опыт, который позволяет ему ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления об окружающем, об отношениях между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно - эстетические понятия, ценностные ориентации.
Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование в деятельности ДОУ проектного метода - инновационного и актуального, так как он влияет на качество образования, профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ.
Существует множество методической литературы, изучив которую можно убедиться в эффективности данной технологии: учебно-методическое пособие составителя Н. А. Поляковой «Проектная технология в работе с дошкольниками», публикацию в журнале «Ребёнок в детском саду» Л. Д., Н. А. Виноградовой и Е. Н. Панковой «Образовательные проекты в детском саду», Е. С. Евдокимовой «Технология проектирования в ДОУ»; «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», работы Л. С. Киселевой, ТА. Данилиной, Т. С. Лагоды, М. Б. Зуйковой, Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ», проектный метод в музыкально-ритмической деятельности работы И. Ю. Жуйковой.
Эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатели и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов. Например, работая над проектом «Времена года» музыкальный руководитель включает в разные разделы НОД произведения, дающие детям полное представление о соответствующем времени года, а в познавательной НОД и художественном творчестве воспитатели знакомят детей с образами времён года на примерах произведений писателей, поэтов и художников. Такое «проектное» управление музыкально - образовательнымпроцессом в детском саду способствует дальнейшему совершенствованию музыкально – образовательной работы с детьми дошкольного возраста в современной системе образования.
Тематика проектов может быть разнообразна. Отсюда и разнообразие видов деятельности, методов и форм работы с детьми - беседы, чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные работы по аппликации, рисованию, лепке, физкультурные развлечения, cпортивные досуги, сбор и рассматривание разных природных материалов на прогулке (для игры по сенсорике, рассматривание репродукций и составление рассказа по картине, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, ритмодикломаций, слушание музыкальных произведений, посещение музея, экскурсии в парк и т. д.
В целом метод проектов можно представить, как способ особой организации педагогического процесса, основанного на равном взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности. Обобщив опыт разработки проектного метода, можно определить следующие этапы реализации проектов:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
- определение возраста
-постановка проблемы,
-четкое формулирование цели и задачи,
- определение основных шагов по достижению поставленной цели(этапы),
-состав участников (дети,родители, педагоги, специалисты),
- вид
Творческий: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде п р а з д н и к а,
Исследовательский: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде г а з е т, к н и г, а л ь б о м о в, в ы с т а в о к,
Игровой: с элементами т в о р ч е с к и х и г р, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи,
Информационный: дети собирают информацию и реализуют её, опираясь на собственные социальные интересы (о ф о р м л е н и е г р у п п ы, у г о л к о в и т. д. )
Классификация
По характеру контактов: внутри одной группы, в контакте с другой группой, внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект,по характеру содержания: ребёнок и семья, ребёнок и природа, ребёнок и рукотворный мир, ребёнок, общество и его культурные ценности,
по характеру участия: ребёнок-заказчик, ребёнок-эксперт, ребёнок-исполнитель, ребёнок-участник от зарождения идеи до получения результата,по срокам реализации: краткосрочный, долгосрочный, средней продолжительности.
- ответственные,
- составление плана-схемы проекта
Исследовательский
-совершенствование навыков сбора и обработки информации,
-развитие экспертно-аналитических умений,
-развитие прогностических умений,
-выбор средств, методов, умений,.
Заключительный
-презентация,
-анализ достижения поставленной цели и полученных результатов,
-предоставление продукта проектной деятельности,
-оценка реализации проекта,
-принятие решения о его распространении или закрытии.
Немаловажную роль в подготовке и проведении проектов играют родители, которые получают информацию от педагогов в форме:
- индивидуальных бесед с целью создания интереса к образовательному процессу,
- печатных консультаций по теме проекта
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и проведению проекта в жизнь.
На каждом этапе проекта от педагога требуются определенные знания и умения (педагог подводит детей к постановке проблемы, предлагает тему, распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта). Дети в соответствии со своими возрастными возможностями также являются активными участниками проекта (дети анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, определяют, создают, выполняют требования и правила, оформляют, участвуют в оценке проекта). Таким образом, основной целью использования проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами общего развития и задачами развития музыкальных способностей.
Задачи развития:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. Развитие познавательных способностей;
3. Развитие творческого мышления;
4. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития музыкальных способностей:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
2. Развитие основных музыкальных способностей (чувство ритма, ладовысотный слух, тембровый и динамический слух);
3. Развитие музыкальной памяти, музыкального мышления;
4. Развитие координации слуха и голоса;
5. Развитие координации движений.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Список литературы:
1. Учебно-методическое пособие составителя Н. А. Поляковой «Проектная технология в работе с дошкольниками»;
2. Публикацию в журнале «Ребёнок в детском саду» Л. Д., Н. А. Виноградовой и Е. Н. Панковой «Образовательные проекты в детском саду»;
3. «Технология проектирования в ДОУ» Е. С. Евдокимовой ;
4. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», работы Л. С. Киселевой, ТА. Данилиной, Т. С. Лагоды, М. Б. Зуйковой;
5. Публикация в журнале «Ребёнок в детском саду» Л.Д. Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ»;
6. «Проектный метод в музыкально-ритмической деятельности" И.Ю.Жуйковой