Сценарий экологического развлечения для детей 6 - 7 лет
В гостях у бабушки Паутинки или поход в осенний лес
Боровская Елена Владимировна
Цели:
Формировать у детей правила безопасного поведения в лесу, умение применять свои знания на практике, соблюдать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Задачи:
Формировать у детей правила безопасного поведения в лесу, умение применять свои знания на практике, соблюдать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Задачи:
- Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.
- Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками: совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками; преодолевать разнообразные несложные препятствия.
- Развивать и обогащать словарный запас:
- слова–предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас;
- слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.
- слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.
- Соблюдать правила безопасного поведения во время игр и при приодолении препятствий;
- Избегать возможных травм
- Выполнять социально значимую работу: сбор грибов и ягод, убрать мусор.
Оборудование:
костюм сказочного героя; ведра-пенечки, ведро для воды, колокольчики, веревка для создании паутинки, фонарь, компас, бутылка с водой, котелок-2шт, кружки 10-12 штук, ложки 10-12 шт, фотоаппарат, палиэтилен для сбора воды, ягоды, грибы, брезент для сушки, корзинки, печенье грибочки, спички, ветки сухие, палка для котелка.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(В группе)
Инструктор:
-Ребята! Сегодня мы отправляемся в поход в осенний лес! Если мы идем поход, то мы кто?
(Туристы)
(Ответы детей)
Инструктор:
- Какими должны быть туристы?
(Сильные, выносливые, не боятся трудностей, многое знают и умеют)
(Ответы детей)
Инструктор:
-Ребята посмотрите на наш стол. Как вы думаете, что нам может пригодится в походе ( на столе разные предметы относящиеся к походу и нет)?
(Ответы детей, дети выбирают себе по 2-3 предмета которые могут пригодится в походе и убирают себе в рюкзак)
- Все готовы? Все оделись по погоде?
- Молодцы!
Тогда – в путь!
(Ответы детей)
Выходят на улицу
Инструктор:
А какой же поход без речевки?А Ну-ка ребята, дружно запевай.
Кто шагает с рюкзаком? - Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком? - Мы, туристы!
Нас вперед ведут… - Дороги!
Наш девиз: «Всегда вперед!»
Эй, ребята! Тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, лодку и рюкзак!
Кто отстал? - Не отставай!
Кто устал? - Не унывай!
Кто идти захочет с нами
Нашу песню запевай!
Инструктор:
В лесу встречаются разные трудности и препятствия! Вот и вам предстоит преодолеть полосу препятствий.
-Как вы думаете, вы справитесь? (ответы детей) Тогда вперед.
-Для туннеля нам пригодятся фонарики, у кого они в рюкзаке, доставайте.
(полоса препятствий - корабль и туннель)
Молодцы, ребята! Все отлично справились, не испугались трудностей!
Инструктор:
- Мы проделали длинный путь, давайте устроим привал. Что такое привал?
(Ответы детей) Место для привала нужно выбрать сухое, удобное можно под деревом.
Привал.
Инструктор:
- Давайте вспомним правила поведения в лесу:
- - не ходить в лес без взрослых,
- - не кричать,
- - не срывать незнакомые грибы, ягоды,
- - не ломать ветви деревьев и кустарников,
- - не выдирать цветы с корнем,
- - не разорять муравейники,
- - не трогать птиц и гнезда и др.
Инструктор:
- Отдохнули? Пойдем дальше?
(Дети поют кричалку).
(подходят к паутине)
Инструктор:
- Ребята, как вы думаете, что это? (ответы детей) Правильно это паутина. А от куда эти паутины берутся? (ответы детей). А как же нам через нее пролезть? (ответы детей). Вы сможете? Тогда вперед.
(к паутине привязаны колокольчики, при прохождении ее они начинают звенеть и появляется Паутинка)
Паутинка:
- Это кто здесь мои паутины путает? Кто вы такие и чего здесь делаете?
(ответы детей- мы туристы, пошли в поход в осенний лес).
Инструктор: - А вы кто?
Паутинка: - Я Паутинка и лес- это мой дом, я здесь живу.
Инструктор: Знаешь Пайтинка, мы уже проголодались, и пить очень хочется.
Паутинка:
Пить хотите? Вот без еды человек может обходиться долго, а вот без воды быстро пропадет. Вот вы отправились в поход, воды с собой взяли?
(ответ детей ).
-Забыли они. Ладно, так и быть покажу и расскажу вам, как можно добыть питьевую воду в лесу.
Если запас воды закончился или вы ее забыли, можно попить из чистого ручья, подземного ключа или собрать утром росу с листьев. А во время дождя можно растянуть на кустах кусок полиэтилена и в середину положи камешек – получится « ловушка» для дождевой воды. Эта моя любимая ловушка. Пойдемте, я вам ее покажу.
Вы конечно знаете, что в каждой капле сырой воды живет множество микробов. Чтобы от такой воды не заболел живот, ее кипятят или очищают. Вот я для очищения воды беру ветки черемухи или рябины и опускаю их в воду на некоторое время. Пойдем те к моему домику, я вас напою уже очищенной водой. Вы кружки ссобой хоть взяли? Доставайте из своих рюкзачков.
(дети благодарят Паутинку)
Паутинка: Да ладно (стесняется). Хоть я ворчу часто, но мне очень приятно, что вы отправились в поход именно в мой лес. Ну да ладно, я вас напоила, а теперь пора и покормить.
Бывалый турист голодным в лесу никогда не останется. Он сможет поймать в озере рыбу и сварить уху, набрать грибов. А что делать в лесу вам еще совсем не опытным туристам? Вы же пропадете? Но вам повезло, и вы встретили меня и я вам не дам пропасть.
Для начала, пойдем с вами собирать грибы. А что берут с собой когда идут за грибами? Правильно корзинки, пойдемте ко мне домой, и возьмем корзинки.
( сходили за корзинками в домик Паутинки)
Ребята, а вы знаете, что не все грибы можно есть? Грибы бывают съедобные и не съедобные т.е поганки. Какие вы знаете съедобные грибы, и какие поганки? (ответы детей)
Я знаю одну грибную полянку, там всегда много грибов, но не все грибы съедобные. А вот и она собирайте грибы.
( дети собирают грибы).
-Какие вы молодцы, все правильно собрали. А сейчас их надо положить, чтобы они подсохли, а потом можно их повесить на ниточку, чтобы засушить. Я вам покажу, где я сушу свои грибочки, доставайте из корзиночек свои грибочки и расклыдывайте их здесь.
А знаете ли вы, что деревья тоже могут «накормить»?
У сосны съедобны почки, свежие веточки ну и, конечно, семена в шишках.
Выжить заблудившимся в лесу туристам помогает и трава, что растет под ногами. Это любимый всеми одуванчик и лопух: их молодые корешки можно очистить и грызть как морковку. У подорожника, щавеля и клевера съедобные листья.
-Ребята, а как готовят в лесу еду, что для этого надо?(ответы детей).
- Правильно, развести костер.
Место под костер выбирается на открытом, но защищенном от ветра безопасном месте, желательно около воды. Место которое мы сейчас выберем для костра нужно окопать канавкой . Совсем рядом не должно быть деревьев, смолистых пней. Ищем, ищем подходящее место.
Нашли. Листья, сухую траву и ветки которые могут загорется, следует отгрести от костровища на 1-1,5 метра. Ребята, кто взял с собой лопаты, доставайте. Отгребаем сухие листья и траву на расстояние ваших 2-х шагов. А я пока сделаю конавку. Теперь нам нужны сухие веточки для росжига нашего костра, ребята дайте собирайте веточки, а я пока подготовлю колышки для котелка.(дети собирают ветки, а Пайтинка делает колышки).
-Вот и готово. Ребята, кто взял с собой котелок и спички? Доставайте из рюкзака.
(вешаем котелок, вниз кладем сухие веточки и спички).
- Утолить голод и жажду помогут ягоды которые можно собрать в лесу . Вы знаете какие?(ответы детей –брусника, черника, клюква, лесная малина).
- А есть ягоды, хоть и красивы, но ядовиты: вороний глаз и волчья ягода.
А что можно приготовить из ягод? (ответы детей). Правильно, компот.
Вот у меня есть запасы разных ягод, я вам их покажу.
Клюква, брусника, черника, рябина, красная рябина, черноплодная рябина. Какой компот вы хотите, из каких ягод? (ответы детей).
-Отлично. Берем ягоды, они у меня уже чистые. Кладем в котелок, заливаем водой и еще можно дабавить сахар для большей сладости. Я очень люблю сладкий компот, а вы?(ответы детей)
-А пока наш компот варится, я хочу с вами поиграть в свою любимую игру «Паутинку». Пойдемте на полянку поиграем.
Игра « Паутинка»
(во время игры подмен компота на готовый).
-Наверное, наш компот из ягод уже приготовится. Пойдемте скорей, посмотрим. (смотрят). Уже готов, можно разливать по кружкам.
-Вкусно? Очень.
Инструктор:
- Ребята, пришло время прощаться! Нам уже пора возращаться в детский сад.
Паутинка: Как, вам уже пора? Как жалко, я же вас еще не научила строить шалаш, мы не сходили на рыбалку, и еще много всего интересного не успела вам рассказать?
Инструктор: Не прежевай Паутинка, мы обязательно еще пойдем в поход.Нам с тобой было очень интересно!
Паутинка: Правда? Ну, тогда до втречи, я буду вас ждать. – Ой, ребята, мы совсем забыли про грибы, которые мы с вами собирали, и они еще не успели хорошенько просохнуть. Давайте эти грибочики я засушу, и когда вы ко мне придете в следующий раз, мы приготовим из них грибной суп. А чтобы вы не ушли от меня с пустыми рюкзаками я вам дам грибочков из своих запасов. Будете в садике их есть и меня вспоминать. (Приносить корзинку грибочков печенья).
Инструктор и дети: Ребята у всех собраны рюкзаки?(ответы детей) Уходя из леса, что мы должны сделать?
- Правильно, ребята! Мы должны собрать весь мусор! Ведь брошенные фантики, бутылки, полиэтиленовые пакеты наносят огромный вред природе! Они очень долго не разлагаются и являются источником ядовитых веществ, которые отравляют землю. Хоть мы с вами и не мусорили, но осмотреть полянку и собрать мусор было бы не лишним.(собирают мусор и кладут в свой пакет).
Паутинка: Вот спасибо ребята, мой лес благодаря вам стал еще чище. А наш костер я сейчас закопаю. Вы настоящие хорошие туристы. А у вас есть фотоаппарат? Давайте сфотографируемся на память.(фотографирование).
Инструктор:
Вы все делали правильно и показали , что любите природу. И я объявляю вас Настоящими туристами!( выдача дипломов). А теперь пора в путь. До свидания Паутинка.
Паутинка: До свидания ребята, буду ждать вас в гости.
Инструктор: Нашу речевку запевай.
Кто шагает с рюкзаком? - Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком? - Мы, туристы!
Нас вперед ведут… - Дороги!
Наш девиз: «Всегда вперед!»
Эй, ребята! Тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, лодку и рюкзак!
Кто отстал? - Не отставай!
Кто устал? - Не унывай!
Кто идти захочет с нами
Нашу песню запевай!
- Отдохнули? Пойдем дальше?
(Дети поют кричалку).
(подходят к паутине)
Инструктор:
- Ребята, как вы думаете, что это? (ответы детей) Правильно это паутина. А от куда эти паутины берутся? (ответы детей). А как же нам через нее пролезть? (ответы детей). Вы сможете? Тогда вперед.
(к паутине привязаны колокольчики, при прохождении ее они начинают звенеть и появляется Паутинка)
Паутинка:
- Это кто здесь мои паутины путает? Кто вы такие и чего здесь делаете?
(ответы детей- мы туристы, пошли в поход в осенний лес).
Инструктор: - А вы кто?
Паутинка: - Я Паутинка и лес- это мой дом, я здесь живу.
Инструктор: Знаешь Пайтинка, мы уже проголодались, и пить очень хочется.
Паутинка:
Пить хотите? Вот без еды человек может обходиться долго, а вот без воды быстро пропадет. Вот вы отправились в поход, воды с собой взяли?
(ответ детей ).
-Забыли они. Ладно, так и быть покажу и расскажу вам, как можно добыть питьевую воду в лесу.
Если запас воды закончился или вы ее забыли, можно попить из чистого ручья, подземного ключа или собрать утром росу с листьев. А во время дождя можно растянуть на кустах кусок полиэтилена и в середину положи камешек – получится « ловушка» для дождевой воды. Эта моя любимая ловушка. Пойдемте, я вам ее покажу.
Вы конечно знаете, что в каждой капле сырой воды живет множество микробов. Чтобы от такой воды не заболел живот, ее кипятят или очищают. Вот я для очищения воды беру ветки черемухи или рябины и опускаю их в воду на некоторое время. Пойдем те к моему домику, я вас напою уже очищенной водой. Вы кружки ссобой хоть взяли? Доставайте из своих рюкзачков.
(дети благодарят Паутинку)
Паутинка: Да ладно (стесняется). Хоть я ворчу часто, но мне очень приятно, что вы отправились в поход именно в мой лес. Ну да ладно, я вас напоила, а теперь пора и покормить.
Бывалый турист голодным в лесу никогда не останется. Он сможет поймать в озере рыбу и сварить уху, набрать грибов. А что делать в лесу вам еще совсем не опытным туристам? Вы же пропадете? Но вам повезло, и вы встретили меня и я вам не дам пропасть.
Для начала, пойдем с вами собирать грибы. А что берут с собой когда идут за грибами? Правильно корзинки, пойдемте ко мне домой, и возьмем корзинки.
( сходили за корзинками в домик Паутинки)
Ребята, а вы знаете, что не все грибы можно есть? Грибы бывают съедобные и не съедобные т.е поганки. Какие вы знаете съедобные грибы, и какие поганки? (ответы детей)
Я знаю одну грибную полянку, там всегда много грибов, но не все грибы съедобные. А вот и она собирайте грибы.
( дети собирают грибы).
-Какие вы молодцы, все правильно собрали. А сейчас их надо положить, чтобы они подсохли, а потом можно их повесить на ниточку, чтобы засушить. Я вам покажу, где я сушу свои грибочки, доставайте из корзиночек свои грибочки и расклыдывайте их здесь.
А знаете ли вы, что деревья тоже могут «накормить»?
У сосны съедобны почки, свежие веточки ну и, конечно, семена в шишках.
Выжить заблудившимся в лесу туристам помогает и трава, что растет под ногами. Это любимый всеми одуванчик и лопух: их молодые корешки можно очистить и грызть как морковку. У подорожника, щавеля и клевера съедобные листья.
-Ребята, а как готовят в лесу еду, что для этого надо?(ответы детей).
- Правильно, развести костер.
Место под костер выбирается на открытом, но защищенном от ветра безопасном месте, желательно около воды. Место которое мы сейчас выберем для костра нужно окопать канавкой . Совсем рядом не должно быть деревьев, смолистых пней. Ищем, ищем подходящее место.
Нашли. Листья, сухую траву и ветки которые могут загорется, следует отгрести от костровища на 1-1,5 метра. Ребята, кто взял с собой лопаты, доставайте. Отгребаем сухие листья и траву на расстояние ваших 2-х шагов. А я пока сделаю конавку. Теперь нам нужны сухие веточки для росжига нашего костра, ребята дайте собирайте веточки, а я пока подготовлю колышки для котелка.(дети собирают ветки, а Пайтинка делает колышки).
-Вот и готово. Ребята, кто взял с собой котелок и спички? Доставайте из рюкзака.
(вешаем котелок, вниз кладем сухие веточки и спички).
- Утолить голод и жажду помогут ягоды которые можно собрать в лесу . Вы знаете какие?(ответы детей –брусника, черника, клюква, лесная малина).
- А есть ягоды, хоть и красивы, но ядовиты: вороний глаз и волчья ягода.
А что можно приготовить из ягод? (ответы детей). Правильно, компот.
Вот у меня есть запасы разных ягод, я вам их покажу.
Клюква, брусника, черника, рябина, красная рябина, черноплодная рябина. Какой компот вы хотите, из каких ягод? (ответы детей).
-Отлично. Берем ягоды, они у меня уже чистые. Кладем в котелок, заливаем водой и еще можно дабавить сахар для большей сладости. Я очень люблю сладкий компот, а вы?(ответы детей)
-А пока наш компот варится, я хочу с вами поиграть в свою любимую игру «Паутинку». Пойдемте на полянку поиграем.
Игра « Паутинка»
(во время игры подмен компота на готовый).
-Наверное, наш компот из ягод уже приготовится. Пойдемте скорей, посмотрим. (смотрят). Уже готов, можно разливать по кружкам.
-Вкусно? Очень.
Инструктор:
- Ребята, пришло время прощаться! Нам уже пора возращаться в детский сад.
Паутинка: Как, вам уже пора? Как жалко, я же вас еще не научила строить шалаш, мы не сходили на рыбалку, и еще много всего интересного не успела вам рассказать?
Инструктор: Не прежевай Паутинка, мы обязательно еще пойдем в поход.Нам с тобой было очень интересно!
Паутинка: Правда? Ну, тогда до втречи, я буду вас ждать. – Ой, ребята, мы совсем забыли про грибы, которые мы с вами собирали, и они еще не успели хорошенько просохнуть. Давайте эти грибочики я засушу, и когда вы ко мне придете в следующий раз, мы приготовим из них грибной суп. А чтобы вы не ушли от меня с пустыми рюкзаками я вам дам грибочков из своих запасов. Будете в садике их есть и меня вспоминать. (Приносить корзинку грибочков печенья).
Инструктор и дети: Ребята у всех собраны рюкзаки?(ответы детей) Уходя из леса, что мы должны сделать?
- Правильно, ребята! Мы должны собрать весь мусор! Ведь брошенные фантики, бутылки, полиэтиленовые пакеты наносят огромный вред природе! Они очень долго не разлагаются и являются источником ядовитых веществ, которые отравляют землю. Хоть мы с вами и не мусорили, но осмотреть полянку и собрать мусор было бы не лишним.(собирают мусор и кладут в свой пакет).
Паутинка: Вот спасибо ребята, мой лес благодаря вам стал еще чище. А наш костер я сейчас закопаю. Вы настоящие хорошие туристы. А у вас есть фотоаппарат? Давайте сфотографируемся на память.(фотографирование).
Инструктор:
Вы все делали правильно и показали , что любите природу. И я объявляю вас Настоящими туристами!( выдача дипломов). А теперь пора в путь. До свидания Паутинка.
Паутинка: До свидания ребята, буду ждать вас в гости.
Инструктор: Нашу речевку запевай.
Кто шагает с рюкзаком? - Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком? - Мы, туристы!
Нас вперед ведут… - Дороги!
Наш девиз: «Всегда вперед!»
Эй, ребята! Тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, лодку и рюкзак!
Кто отстал? - Не отставай!
Кто устал? - Не унывай!
Кто идти захочет с нами
Нашу песню запевай!