Консультация для родительского собрания
Знакомство с профессией
Мамедова Ирина Валерьевна
Знакомство с профессией одно из самых важных в жизни. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем. Так как именно профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни. Помните эти всем известные строчки С. Михалкова? так в ненавязчивой форме знакомит детей с профессиями. А ваши дети знают, кем вы работаете? Знакомство с различными профессиями начинается в семье. И сделать это можно играя с детьми! Рассматривайте фотографии и рассказывайте ребенку про профессию каждого члена семьи. Поинтересуйтесь, кем бы он хотел стать? А может он уже давно о чем-то мечтает? Тогда пришло время узнать побольше. Найдите хорошие картинками, где бы ребенок мог бы рассмотреть соответствующие профессиям одежду, инструменты, рабочие места. Это поможет запомнить новые слова, если ребенок будет иметь зрительный образ каждой профессии в отдельности. Закрепляйте и расширяйте знания о профессиях с помощью стихов и загадок. Придумайте предложения с описание функций той или иной работы. Например: «Я несу тяжелую сумку писем и газет, кто я?». После нескольких ваших примеров ребенок сам захочет загадать вам такую загадку. Как вариант можно не описывать, а изображать действия («пантомимы») Разыгрывайте ролевые ситуации. В этом деле не обойтись без аксессуаров в одежде: сшейте, нарисуйте, найдите среди домашних вещей что-то наиболее важное из отличительных предметов. Поиграйте в повара, строителя, швею, учителя, продавца, милиционера. Возможно, такие игры станут первым шагом на пути выбора будущей профессии. Сделайте коллаж из журнальных вырезок или распечатать(нарисовать) картинки и вклеить лица членов семьи. Можно собрать всех у себя, пусть приходят в своей рабочей форме, приносят что-то из рабочих аксессуаров, вы можете загадывать загадки, рассказывать смешные случаи и т.д.(очень много современных профессий, которые не описаны в детских книжках…). Это игры и занятия не одного дня, и вы можете возвращаться к ним всегда по желанию ребенка. Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей и др. Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности. Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий.Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать живые примеры поведения взрослых. Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей .Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний в сюжетно-ролевой игре: 1. Чтение художественной литературы, слушание песен, аудиозаписей 2. Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций 3. Экскурсия, просмотр видеофильмов 4. Организация взаимодействия с родителями: развлечение с приглашением родителей, консультация для родителей, родительский уголок 5. Сюжетно – ролевая игра Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. .В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений. При развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, используют наглядный метод, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы).Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. В развитии интереса к труду взрослых у детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ ,содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. При развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться. В игре дети отражают труд взрослых. Выбор профессий, с которыми знакомим детей, определяется по следующим факторам: возраст детей, профессии родителей группы, интересы детей, социальные объекты рядом с детским садом (магазин, аптека, парикмахерская, почта, сбербанк). Действенным способом знакомства с трудом взрослых является – экскурсия: на почте можно увидеть, как работает почтовый транспортир, в аптеке познакомиься с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской увидеть необычные ножницы и разнообразные приспособления для оформления причёсок. Ещё один способ знакомства с трудом взрослых - это приглашение гостей. Работа по ознакомлению с профессиями очень интересна и для детей и для взрослых.