Игра КВН как одна из форм активизации
творческого мышления дошкольников
Васильева Наталия Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №48
Невского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад №48
Невского района Санкт-Петербурга
Для ребят дошкольного возраста
игры имеют исключительное значение:
игра для них – учёба,
игра для них – труд,
игра для них –
серьёзная форма воспитания,
способ познания окружающего…
Н.К. Крупская
игры имеют исключительное значение:
игра для них – учёба,
игра для них – труд,
игра для них –
серьёзная форма воспитания,
способ познания окружающего…
Н.К. Крупская
Профессия воспитателя сложна и многогранна.
Многими знаниями и умениями нужно обладать, чтобы жизнь ребят в детском саду была насыщенной, интересной и радостной.
Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.
Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить (размышлять), уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.
Все мы прекрасно знаем, что игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, важно чтобы дети не просто играли, но и через игру приобретали знания, умения, опыт, развивали свои творческие способности. Ведь играя, дети без перегрузки усваивают необходимые знания.
Целью нашей работы является создание условий для индивидуального комплексного развития каждого ребенка, с учетом состояния его физического и психического здоровья, через уважение к нему, принятие его целей и интересов.
Основные задачи:
- побудить у каждого ребенка желание участвовать в жизни группы, добиваться маленького, но результата;
- формирование у детей умение рассуждать, объяснять, доказывать;
- развитие творческого мышления, фантазии, творческих способностей, умение нестандартно мыслить;
- развитие речи, увеличение объема внимания и памяти;
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
Среда группы организована с учетом социализации и индивидуализации пространства жизни ребенка.
Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки, таким образом, среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
В содержательном разделе программы образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя развитие элементарных математических представлений у дошкольников.
Одна из главных целей программы - интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах.
Опыт обучения свидетельствует о том, что развитие логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение математики.
Для математического стиля мышления характерно четкость, краткость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
С целью стимулирования игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, творческой активности детей, используем в своей работе Метод проблемного обучения, для старшего возраста.
Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, подведение дошкольников к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону.
Ее задача - направить деятельность детей на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
На НОД, в беседах, в самостоятельной деятельности, на прогулке, в экспериментально-исследовательской деятельности даю детям возможность находить истину.
Стараемся задавать проблемно-поисковые, творческие задания и вопросы, которые направлены на развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, синтез, анализ), а также приобщение к словесному искусству и к общечеловеческим нравственным ценностям, развитие художественного восприятия и т.д.
Наталкиваем на поиск ответов, которые должны вызывать умственные усилия, желание подумать.
Например:
Педагогический метод проектная деятельность-
(«Былинные герои - богатыри - защитники земли русской»,
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Хлеб всему голова», «Растение – Земли украшение», «Жители морского дна», «Витамины и здоровый организм», «Огород на подоконнике», «Русские народные сказки» и т.д.)
Викторина «Игра – поход на богатырскую заставу»
Развлекательные игры «День веселья», «Именины»
Спортивные игры соревновательного характера «Молодецкие забавы», «Смелость города берет!»
Проведен математический КВН с участием родителей «Математика-царица наук».
Игра КВН с математическим содержанием, одна из форм организации работы с детьми, в процессе которой осуществляется возможность показать в соревновании свои творческие, интеллектуальные и практические знания, умения и навыки, и предполагает реализацию соответствующих видов детской деятельности и образовательных областей.
Основная задача КВН - пробудить у детей интерес к неизвестному и новому.
Специфика КВН как формы работы с детьми проявляется в реализации 4 этапов.
1-й этап Первичная организационная работа.
2-й этап Подготовка к игре КВН.
3-й этап Проведение КВН.
4-й этап Итоги.
Мы знакомили детей с предстоящим мероприятием КВН «Математика-царица наук».
- Предложили детям построиться на две команды, самостоятельно. Затем выбрать капитана.
- Придумать название своей команды и подарки команде своих противников.
- Сделать плакат, характеризующий свою команду.
- Вместе с детьми изготовили афишу-объявление о проведении КВН, где указали соответствующий вид, тему, дату и место проведения игры.
Нашу афишу было видно всем, детям и их родителям, педагогам.
- Изготавливали приглашение для родителей.
- Разучивали стихи математического содержания, приветствие команд и их девиз.
- Придумывали эмблемы, для команд.
- Учили соблюдать временной регламент выступлений, правил и норм взаимодействие в групповом сообществе, культуры поведения.
- Заранее продумали и оборудовали помещение (музыкальный зал), для свободной двигательной активности детей.
- Подготовили необходимые дидактические материалы (демонстрационный, раздаточный).
Семья играет главную роль в жизни ребенка, поэтому мы различными способами стараемся вовлечь родителей в жизнь группы, детского сада.
Информировали родителей о проведении математического КВНа «Математика-царица наук», провели индивидуальный опрос «Любимые игры у детей математического содержания».
Дали различные задания на дом, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, способствует повышению педагогической культуры родителей.
Например:
- изготовление подарков, для другой команды;
- придумать и нарисовать плакат или изготовить коллаж, в любом стиле с математическом содержанием.
Примерный ход КВНа:
Игра началась с вступительного слова ведущего. Знакомство с жюри.
Напутствие детям для успешной игры.
Был задан главный вопрос детям « Для чего нужна математика?» (ответы детей)
Конкурсы:
Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.
Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить (размышлять), уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.
Все мы прекрасно знаем, что игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, важно чтобы дети не просто играли, но и через игру приобретали знания, умения, опыт, развивали свои творческие способности. Ведь играя, дети без перегрузки усваивают необходимые знания.
Целью нашей работы является создание условий для индивидуального комплексного развития каждого ребенка, с учетом состояния его физического и психического здоровья, через уважение к нему, принятие его целей и интересов.
Основные задачи:
- побудить у каждого ребенка желание участвовать в жизни группы, добиваться маленького, но результата;
- формирование у детей умение рассуждать, объяснять, доказывать;
- развитие творческого мышления, фантазии, творческих способностей, умение нестандартно мыслить;
- развитие речи, увеличение объема внимания и памяти;
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
Среда группы организована с учетом социализации и индивидуализации пространства жизни ребенка.
Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки, таким образом, среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
В содержательном разделе программы образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя развитие элементарных математических представлений у дошкольников.
Одна из главных целей программы - интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах.
Опыт обучения свидетельствует о том, что развитие логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение математики.
Для математического стиля мышления характерно четкость, краткость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
С целью стимулирования игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, творческой активности детей, используем в своей работе Метод проблемного обучения, для старшего возраста.
Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, подведение дошкольников к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону.
Ее задача - направить деятельность детей на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
На НОД, в беседах, в самостоятельной деятельности, на прогулке, в экспериментально-исследовательской деятельности даю детям возможность находить истину.
Стараемся задавать проблемно-поисковые, творческие задания и вопросы, которые направлены на развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, синтез, анализ), а также приобщение к словесному искусству и к общечеловеческим нравственным ценностям, развитие художественного восприятия и т.д.
Наталкиваем на поиск ответов, которые должны вызывать умственные усилия, желание подумать.
Например:
Педагогический метод проектная деятельность-
(«Былинные герои - богатыри - защитники земли русской»,
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Хлеб всему голова», «Растение – Земли украшение», «Жители морского дна», «Витамины и здоровый организм», «Огород на подоконнике», «Русские народные сказки» и т.д.)
Викторина «Игра – поход на богатырскую заставу»
Развлекательные игры «День веселья», «Именины»
Спортивные игры соревновательного характера «Молодецкие забавы», «Смелость города берет!»
Проведен математический КВН с участием родителей «Математика-царица наук».
Игра КВН с математическим содержанием, одна из форм организации работы с детьми, в процессе которой осуществляется возможность показать в соревновании свои творческие, интеллектуальные и практические знания, умения и навыки, и предполагает реализацию соответствующих видов детской деятельности и образовательных областей.
Основная задача КВН - пробудить у детей интерес к неизвестному и новому.
Специфика КВН как формы работы с детьми проявляется в реализации 4 этапов.
1-й этап Первичная организационная работа.
2-й этап Подготовка к игре КВН.
3-й этап Проведение КВН.
4-й этап Итоги.
Мы знакомили детей с предстоящим мероприятием КВН «Математика-царица наук».
- Предложили детям построиться на две команды, самостоятельно. Затем выбрать капитана.
- Придумать название своей команды и подарки команде своих противников.
- Сделать плакат, характеризующий свою команду.
- Вместе с детьми изготовили афишу-объявление о проведении КВН, где указали соответствующий вид, тему, дату и место проведения игры.
Нашу афишу было видно всем, детям и их родителям, педагогам.
- Изготавливали приглашение для родителей.
- Разучивали стихи математического содержания, приветствие команд и их девиз.
- Придумывали эмблемы, для команд.
- Учили соблюдать временной регламент выступлений, правил и норм взаимодействие в групповом сообществе, культуры поведения.
- Заранее продумали и оборудовали помещение (музыкальный зал), для свободной двигательной активности детей.
- Подготовили необходимые дидактические материалы (демонстрационный, раздаточный).
Семья играет главную роль в жизни ребенка, поэтому мы различными способами стараемся вовлечь родителей в жизнь группы, детского сада.
Информировали родителей о проведении математического КВНа «Математика-царица наук», провели индивидуальный опрос «Любимые игры у детей математического содержания».
Дали различные задания на дом, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, способствует повышению педагогической культуры родителей.
Например:
- изготовление подарков, для другой команды;
- придумать и нарисовать плакат или изготовить коллаж, в любом стиле с математическом содержанием.
Примерный ход КВНа:
Игра началась с вступительного слова ведущего. Знакомство с жюри.
Напутствие детям для успешной игры.
Был задан главный вопрос детям « Для чего нужна математика?» (ответы детей)
Конкурсы:
- «Приветствие команд»
- Разминка для детей «Кто быстрее даст ответ»
Разминка для родителей « Будь внимателен»
- «Веселые цифры»
-игра «Угадай число»
-игра «Живые цифры»
-игра «Рассеянный художник»
4. «Цветные квадраты»
5. «Какого предмета не хватает?»
Физкультминутка с музыкальным руководителем «Веселый танец»
6. «Сложи картинку»
7. «Веселые задачки»
-игра с родителями «Вырастить дерево»
8. «Конкурс капитанов»
-«Назови пропущенное слово»
На заключительном этапе жюри оценивало деятельность детей. Жюри озвучивали победителей, провели церемонию награждения.
В ходе игры КВН мы поддерживали активность детей в конкурсах, они перемещались по залу, выполняя различные задания не замечая, что идет обучение. Вся система обучения и развития воспринималась детьми, как естественное продолжение их игровой деятельности.
Строили таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний оставалась зона так называемых неопределенных знаний, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного конкурса сочеталось у детей со страстным нетерпением узнать: а что будет дальше, на следующем конкурсе?
Этот путь обеспечивает и активизацию творческого мышления детей: ребенок не ждет разъяснений взрослого - он сам активно ищет возможность уточнения того, что ему неясно, строит догадки, предположения, пробует, ошибается, приобретая, таким образом, умение самостоятельно добывать новые знания (конечно, в доступных ему пределах).
Усвоение детьми подобных знаний обеспечивает гибкость, динамичность мышления и, самое главное, стимулирует постановку детьми разнообразных вопросов. В процессе активной деятельности дети сами ищут ответа на эти вопросы, пробуют, ошибаются и в результате приходят к получению новых неожиданных знаний.
Чтобы у дошкольника активизировалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Можно считать, что в игре КВН ребенок получает впервые урок коллективного мышления, т.е. совместное коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.
-игра «Живые цифры»
-игра «Рассеянный художник»
4. «Цветные квадраты»
5. «Какого предмета не хватает?»
Физкультминутка с музыкальным руководителем «Веселый танец»
6. «Сложи картинку»
7. «Веселые задачки»
-игра с родителями «Вырастить дерево»
8. «Конкурс капитанов»
-«Назови пропущенное слово»
На заключительном этапе жюри оценивало деятельность детей. Жюри озвучивали победителей, провели церемонию награждения.
В ходе игры КВН мы поддерживали активность детей в конкурсах, они перемещались по залу, выполняя различные задания не замечая, что идет обучение. Вся система обучения и развития воспринималась детьми, как естественное продолжение их игровой деятельности.
Строили таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний оставалась зона так называемых неопределенных знаний, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного конкурса сочеталось у детей со страстным нетерпением узнать: а что будет дальше, на следующем конкурсе?
Этот путь обеспечивает и активизацию творческого мышления детей: ребенок не ждет разъяснений взрослого - он сам активно ищет возможность уточнения того, что ему неясно, строит догадки, предположения, пробует, ошибается, приобретая, таким образом, умение самостоятельно добывать новые знания (конечно, в доступных ему пределах).
Усвоение детьми подобных знаний обеспечивает гибкость, динамичность мышления и, самое главное, стимулирует постановку детьми разнообразных вопросов. В процессе активной деятельности дети сами ищут ответа на эти вопросы, пробуют, ошибаются и в результате приходят к получению новых неожиданных знаний.
Чтобы у дошкольника активизировалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Можно считать, что в игре КВН ребенок получает впервые урок коллективного мышления, т.е. совместное коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.