Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность с детьми подготовительной группы
с использованием СОТ: экспериментирования, сказкотерапии
Что такое вода?
Уляшова Елена Егоровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №10
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель: формирование представлений детей о разном состоянии воды в природе.
Задачи:
Образовательные.
- Ознакомление с причинами разных состояний воды в окружающей среде, дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Воспитательные.
- Развивать социальные навыки, умение работать в группе.
- Прививать бережное отношение к воде, природе.
Развивающие.
- Активизировать и обогащать словарь детей словами: прозрачная, жидкая, бесформенная, текучая.
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), 4 стакана с водой, на каждый стол, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло, одеколон или шампунь, иллюстрации к рассказу, музыка, атрибуты для игры.
Форма работы: экспериментирование, беседа, рассказывание, наглядность.
ХОД ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель: - Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его прочитать. Слушайте. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуты расчесывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестер.
Воспитатель: - Ребята, помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» – родные сёстры.
Воспитатель: - Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
(ответы детей)
Воспитатель: Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно провести исследования свойств воды.
Опыт №1: « Вода не имеет формы»
- Что можно сказать о форме воды?
(Ответы детей)
- Как доказать, что вода не имеет форму?
(Ответы детей)
- Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
Вывод: Вода не имеет формы – бесформенная.
Опыт №2: «Вода жидкая, может течь»
- Как доказать, что вода жидкая?
(Ответы детей)
Предложить перелить воду из одного стакана в другой.
Задать вопрос: «Льётся Вода? Почему?» (Ответы детей)
Вывод: вода жидкая, текучая.
Опыт №3: «Вода прозрачная»
- Какого цвета вода? (Ответы детей)
- На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет)
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №4: « У воды нет вкуса».
- Знаете ли, вкус соли, сахара, лимона?
(Ответы детей)
- Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. (Ответы детей)
- Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? (Ответы детей)
Вывод: вода не имеет вкус.
Опыт №5: «У воды нет запаха».
- Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи. А понюхайте воду, чем она пахнет.
(Ответы детей)
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6: «Лёд – твердая вода».
Предложить детям кусочки льда.
- Как доказать что лёд вода?
Заливаем горячей водой - лёд превращается в воду.
Вывод: лёд – твердая вода.
Опыт №7: «Пар - это тоже вода».
Взять термос с кипятком, открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало (стекло).
- Что появилось на стекле?
(Ответы детей: - На стекле появилась вода.)
Вывод: пар это тоже вода.
Воспитатель:Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры ? ( Да)
- Почему? (Ответы детей)
Игра: «Где спряталась вода?»
Цель: закрепление знаний о состоянии воды в окружающей среде.
- Посмотрите на картинки и соедините линией изображения, где прячется вода.
Воспитатель: Вода в окружающей среде в каком виде встречается?
Ответы детей: Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь.
Воспитатель: Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.
Она прозрачная, не имеет формы, вкуса и запаха. ( Показ схемы)
Физминутка
Вы ребята поднимайтесь и в снежинок превращайтесь. Закружились, завертелись Белые снежинки. Вверх взлетели белой стаей Легкие пушинки. Чуть затихла злая вьюга, Улеглись повсюду. Заблестели, словно жемчуг,- Все дивятся чуду - Заискрились, засверкали Белые подружки. Заспешили на прогулку Дети и старушки. Покружились, покружились и в ребяток превратились. |
Покружиться на месте.
Поднять руки. Покружиться на носках. Опустить руки, встать прямо. Присесть, руки к полу. Встать руки вперед. Развести руки в стороны. Руками выполняют ножницы.
Шаги на месте. |
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу удивительную сказку, послушайте.
«Жил - был Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику-попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.
- Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? – раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
- Эй, Зайчик-попрыгайчик, не печалься – опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
- Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.
- Здравствуй , Зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
- Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
- А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
- Давай, - согласился Зайчик-попрыгайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени широкой ели и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо Зайчишке. Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.
- Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.
Пригорюнился зайчик и сел под елью.
- Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А капелька улыбнулась.
- Ты как туда забралась? – спросил Зайка
- Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.
- Конечно,- обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи, глянул на небо, а её там нет.
- Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
- Друга своего, Капельку, - ответил заяц.
- Да вот же я! Взгляни внимательнее на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
- Как же так ? – удивился зайчик.
- А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.
- Теперь понятно! Спокойной ночи, Капелька.
- Спокойной ночи, Зайчик-попрыгайчик!»
Беседа-обсуждение«Куда исчезла Капелька?»
Воспитатель: капелька воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то на землю упали в виде дождя, снега.
Игра «Тучка и капельки»
Материал: музыка Вивальди «Весна», корона тучки, солнца и короны капелек.
Цель: закрепление знаний о круговороте воды в природе, снять напряженность.
Ход игры: выбор «солнца» с помощью считалки, воспитатель надевает корону тучки, детям короны капелек.
- Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла река и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх
(присевши, капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки) Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучке (дети возвращаются, солнышко уходит).
Подведение итогов:
Вот так:
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.