Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность с детьми подготовительной группы
с использованием СОТ: экспериментирования, сказкотерапии

Что такое вода?

Уляшова Елена Егоровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №10
Калининского района Санкт-Петербурга

Цель: формирование представлений детей о разном состоянии воды в природе.

Задачи: 

Образовательные.

  1. Ознакомление  с причинами разных состояний воды в окружающей среде, дать элементарные знания о круговороте воды в  природе.
  2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Воспитательные.

  1. Развивать социальные навыки, умение работать в группе.
  2. Прививать бережное отношение к воде, природе.

Развивающие.

  1. Активизировать и обогащать словарь детей словами: прозрачная, жидкая, бесформенная, текучая.

Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), 4 стакана с водой, на каждый стол, кусочки льда, комочки снега, термос  с горячей водой, стекло, одеколон или шампунь, иллюстрации к рассказу, музыка, атрибуты для игры.

Форма работы: экспериментирование, беседа, рассказывание, наглядность.  

       

ХОД ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель:  - Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам  его прочитать. Слушайте. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились.  Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуты расчесывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестер.

 Воспитатель:  - Ребята, помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» – родные сёстры.

Воспитатель: - Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

(ответы детей)

Воспитатель:  Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно провести  исследования  свойств  воды.

Опыт №1: « Вода не имеет формы»

- Что можно сказать о форме воды?

 (Ответы детей)

- Как доказать, что вода не имеет форму?

(Ответы детей)

- Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.

Вывод: Вода не имеет формы – бесформенная.

Опыт №2: «Вода жидкая, может  течь»

- Как доказать, что вода жидкая?

(Ответы детей)

Предложить перелить воду из одного стакана в другой.

Задать вопрос: «Льётся Вода? Почему?» (Ответы детей)

Вывод: вода жидкая, текучая.

Опыт №3: «Вода прозрачная»

- Какого цвета вода? (Ответы детей)

- На столе у вас лежат полоски  бумаги, с их помощью определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет)

Вывод: вода прозрачная.

Опыт №4: « У воды нет вкуса».

- Знаете ли, вкус  соли, сахара, лимона?

(Ответы детей)

- Вам хорошо знаком вкус  яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. (Ответы детей)

- Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? (Ответы детей)

Вывод: вода не имеет вкус.

Опыт №5: «У воды нет запаха».

- Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи. А понюхайте воду, чем она пахнет.

(Ответы детей)

Вывод:  вода не имеет запаха.

Опыт №6: «Лёд – твердая вода».

Предложить детям кусочки льда.

- Как доказать что лёд  вода?

Заливаем горячей водой - лёд превращается в воду.

Вывод:  лёд – твердая вода.

Опыт №7: «Пар  - это тоже вода».

Взять термос с кипятком, открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало (стекло).

- Что появилось на стекле?

(Ответы детей: - На стекле появилась вода.)

 Вывод: пар это тоже вода.

Воспитатель:Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры ? ( Да)

- Почему? (Ответы детей)

Игра: «Где спряталась вода?»

Цель: закрепление знаний о состоянии воды в окружающей среде.

- Посмотрите на картинки и соедините линией изображения, где прячется вода.

Воспитатель: Вода в окружающей среде в каком виде встречается?

Ответы детей:  Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь.                                    

Воспитатель: Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.

Она прозрачная, не имеет формы, вкуса и запаха. ( Показ схемы)

Физминутка

Вы ребята поднимайтесь

и в снежинок превращайтесь.

Закружились, завертелись

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей

Легкие пушинки.

Чуть затихла злая вьюга,

Улеглись повсюду.

Заблестели, словно жемчуг,-

Все дивятся чуду -

Заискрились, засверкали

Белые подружки.

Заспешили на прогулку

Дети и старушки.

Покружились, покружились и в ребяток превратились.

 

 

Покружиться на месте.

 

Поднять руки.

Покружиться на носках.

Опустить руки, встать прямо.

Присесть, руки к полу.

Встать руки вперед.

Развести руки в стороны.

Руками выполняют ножницы.

 

 

Шаги на месте.

Воспитатель:  Я вам сейчас расскажу удивительную сказку, послушайте.

«Жил - был  Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику-попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.

- Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? – раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.

- Эй, Зайчик-попрыгайчик, не печалься – опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел  по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.

- Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.

   Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.

  - Здравствуй , Зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.

- Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.

- А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.

- Давай, - согласился Зайчик-попрыгайчик.

И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.

   В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени широкой ели и задремал.

    Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо Зайчишке. Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.

- Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.

Пригорюнился зайчик и сел под елью.

- Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.

Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А капелька улыбнулась.

- Ты как туда забралась? – спросил Зайка

- Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.

- Конечно,- обрадовался зайчик.

И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи, глянул на небо, а её там нет.

 - Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.

- Друга своего, Капельку, - ответил заяц.

- Да вот же я! Взгляни внимательнее на листочки, на травку.

     Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.

- Как же так ? – удивился зайчик.

- А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.

- Теперь понятно! Спокойной ночи, Капелька.

- Спокойной ночи, Зайчик-попрыгайчик!»

     

Беседа-обсуждение«Куда исчезла Капелька?»

Воспитатель: капелька воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то на землю  упали в виде дождя, снега.

Игра «Тучка и капельки»

Материал: музыка Вивальди «Весна», корона тучки, солнца и короны капелек.

Цель: закрепление знаний о круговороте воды в природе, снять напряженность.

Ход игры: выбор «солнца» с помощью считалки, воспитатель надевает корону тучки, детям короны капелек.

- Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (капельки составляют  ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла река и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх

(присевши, капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки) Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучке (дети возвращаются,  солнышко уходит).

Подведение итогов:

Вот так:

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед

Растает – и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким долинам

Вдруг в небо взовьётся,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»