Знакомство со свойствами воздуха
Щербакова Людмила Юрьевна
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Воспитатель: - Все в сборе дети и взрослые у нас в гостях, но прежде чем занятие нам начинать, сначала : «Здравствуйте!», надо сказать.
Дети: «Здравствуйте!».
В.: «Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку!». Вы должны будете загадку дослушать до конца, только потом давать ответ!
- Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, но все же, без него мы жить не можем,
Окружает нас всегда, мы им дышим без труда,
Он без запаха, без цвета, отгадайте, что же это?
В: - Правильно, это воздух!(слайд 2). Кто мне напомнит что такое воздух? (смесь газов). Сегодня мы с вами поговорим о свойствах воздуха! Что такое свойства? (то чем он обладает). А поможет нам в этом наша лаборатория! Что такое лаборатория? (место, где проводятся опыты, эксперименты). Посмотрите, как я красиво украсила лабораторию. Что это? (воздушные шары). Но, что случилось с этим шариком? (сдут) он не такой как все. А давайте я его надую, а вы надуете свои шары!
- Ребята, а как из маленького шарика, получился большой!
Д.: - Мы его надули.
В.:- А чем мы его надули?
Д.: - Воздухом!
В.:- А где мы его взяли?
Д. : -Выдохнули!
В.: - Вдохнем, выдохнем, подуем на ладошку! Что мы почувствовали на ладошке – воздух. Мы с вами сделали открытие! Внутри нас есть воздух(слайд 3). Повторили все вместе.
В.:- А вокруг нас воздух есть?
Д.: -Да!
В.: - А где же он? Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите вверх, посмотрите вниз. Вы его видите? И я не вижу.
В.: - Давайте его поймаем! (ловят ладошками). Не получается! А у меня есть сачок! Попробуем поймать сачком! Как же нам его поймать? Возьмем пакеты и поймаем. Поймали?
Д.: -Да!
В.: - Это значит, что воздух есть вокруг нас! (Слайд 4,5).
В.: - Присмотритесь к воздуху в пакете. Он имеет цвет? Значит он – прозрачный, бесцветный. Поэтому мы его и не видели. Откроем пакет и понюхаем. Он имеет запах? Он без запаха. А давайте попробуем его на вкус! Воздух имеет вкус?
Еще одно открытие- воздух есть вокруг нас : он бесцветный (слайд 6) , без запаха (слайд 7) и без вкуса (слайд 8). Скажем все вместе.
Физминутка.
В.: Мы сидели, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора!
Я буду надувать вам мыльные пузыри, а вы должны их будете лопнуть, выпустить из них воздух. Только осторожно!
Звучит музыка.
В.: - Я сейчас вам надувала мыльные пузыри, они летали? А если они падали на пол нам было слышно? Значит воздух, который был в мыльных пузырях легкий или тяжелый?
Д.: - Легкий!
В: - Правильно ребята, воздух легкий (слайд 10).
В.: - Ребята, а почему мы не могли поймать воздух ни ладошками, ни сачком?
Д.: - Потому что воздух это смесь газов.
В.:- А он имеет форму? (он квадратный, круглый треугольный?) (слайд 11).
Д.: -Нет
В.: Если я помещу воздух в воздушный шар, воздух станет какой формы? А если в мяч? А если в пакет? Это значит, что воздух принимает форму того предмета в котором он находится (форму воздушного шара, пакета, мяча, нашей группы). Очень интересное открытие! (слайд 12). Повторим все вместе: воздух не имеет формы, но он принимает форму того предмета в котором он находится.
В.: -Воздух нельзя увидеть, попробовать на вкус. Но, когда дует ветер, движение воздуха можно почувствовать. Возьмите в руки веер, который вы сделали своими руками. Помашите им. Что вы чувствуете?
Д.: -Ветер.
В.: А что такое ветер? Это движение воздуха (слайд 13). Мы не можем увидеть ветер, потому, что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев). Значит воздух можно почувствовать.
– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? Посмотрите, пожалуйста на экран! (слайд 14).
Физминутка «Веселые перышки».
В.: - А еще с помощью воздуха мы можем играть. Возьмем в руки перышко и будем на него дуть так, чтобы оно не упало на пол.
Звучит музыка.
В.: - Мы с вами ловили воздух, а кто-нибудь почувствовал сколько весит воздух, имеет ли он вес? В нашей лаборатории есть специальные весы. Посмотрите они уравновешенны или перевешивают?
Д.: - Уравновешенны.
В.: - Давайте попробуем один шарик проткнуть и посмотрим, что получится. (протыкают шарик). Что с весами произошло теперь?
Д.: - Они перевешивают.
В.:- А это значит, что воздух имеет вес. Лопнем второй шарик и весы снова уравновесились. Еще одно открытие – воздух имеет вес. Повторили все вместе!
- Мы сегодня сделали с вами много интересных открытий:
1. Внутри нас есть воздух (слайд16)
2. Воздух есть вокруг нас : он бесцветный , без запаха и без вкуса (с.17,18)
3. Воздух легкий (слайд 19)
4.Воздух не имеет формы, но он принимает форму того предмета в котором он находится (слайд 20).
5. Воздух имеет вес (слайд 21).
Рефлексия «Волшебный сон».
Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.
Напряженье улетело и расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке,
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Хорошо так отдыхать,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем,
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать!
В.:- Ребята, вам понравилось наше занятие? А что больше всего понравилось? Что было сложным для вас? А что интересным?
В.: - Мне понравилось как отвечала Люба и Аня, как быстро надул шарик Тимур, как быстро лопал все пузыри Армен и Рубен.
Отлично!
Подошла к концу игра.
Расставаться нам пора.
Только помните, ребята,
Птицы, люди и зверята,
Солнце, воздух и вода –
Ваши лучшие друзья!