Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психолого-педагогический проект для подготовительной к школе группы

Ты - мой друг и я - твой друг

Кокарева Юлия Александровна,
воспитатель ГБОУ школа №655 отделение ДОД
Приморского района Санкт-Петербурга 

КАРТА ПРОЕКТА

Цель:развитие социально-коммуникативных навыков.

Задачи проекта:

1.     Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;

2.     Выявить социометрический статус детей в группе;

3.     Расширить представление детей о дружбе и взаимовыручке, воспитывать морально-нравственные эталоны;

4.     Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей для формирования уважительного отношения к другим детям и взрослым, чувства сопереживания, для проявления доброты и внимания к каждому;

5.     Научить детей общаться друг с другом, подчинять свои желания общим интересам и считаться с желаниями других людей, развивать навык регулирования конфликтов.

Участники проекта:дети подготовительной к школе группы, родители, педагогический коллектив.

Срок реализации проекта:с ноября по май.

Тип проекта:психолого-педагогический.

По количеству участников:групповой.

По продолжительности:долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

1.     Исчезнет полностью или значительно снизится количество детей с отрицательным социометрическим статусом в группе – «отверженные», «пренебрегаемые», «изгои».

2.     Дети группы уважительно относятся и активно помогают друг другу, оказывают поддержку и внимание, сопереживают, стремятся действовать вместе, сообща, умеют разрешать ситуации столкновения интересов мирным путем переговоров.

3.     Дети хорошо понимают кто такой «настоящий друг», имеют представления о «подлости» и «душевной красоте», о тех качествах, без которых не может существовать настоящая дружба.

4.     Родители активные и заинтересованные участники проекта, ориентированные на развитие у ребенка потребности к эффективному общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.   

5.     Педагоги осуществляют инновационную деятельность, повышают профессиональные навыки и уровень.

Проблема:при наблюдении воспитателями стиля повседневного общения и взаимодействия детей друг с другом, стало понятно, что в группе существуют определенные коммуникативные проблемы, требующие вмешательства и коррекции взрослых. Так, дети подготовительной к школе группы плохо понимают, что значит «дружить» (критерием для дружбы может выступить конфета или какое-то обещание), помогают и сопереживают только тем детям, кого считают друзьями, при этом дружеские связи настолько неустойчивы, что зависят как от настроения детей, так от других посторонних причин. Но даже между «друзьями» нередки отношения соперничества и зависти, а конфликтные ситуации решаются в драке. При наблюдении были выявлены и дети с явно отрицательным социометрическим статусом в группе, что также необходимо скорректировать в тесном сотрудничестве с детским психологом.

Актуальность:дети в подготовительной к школе группе стоят на пороге очень важного события – поступления в школу, где важны не только знания детей, но также и их социально-коммуникативные умения – завязывать новые дружеские отношения, поддерживать их, быть индивидуальной и интересной личностью в едином коллективе класса. Наши наблюдения выявили, что различный социометрический статус детей сказывается и на их самоощущении в группе: «отверженные» и «пренебрегаемые» дети страдают больше всего – инициативность такого ребенка снижается, повышается тревожность, он замыкается в себе. Получив такой негативный опыт общения в группе детского сада, дошкольник переносит его и на свои ожидания о школе - мотивация к школьному обучению при этом не формируется, а отношение к школе в целом начинает носить негативный характер. Именно поэтому так важно формировать понятие «дружбы» и обогащать опыт правильных дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 1 этап – подготовительный:

- изучить имеющиеся условия для реализации проекта, подобрать и систематизировать наглядно – методический и дидактический материал: игры, упражнения, детскую художественную литературу по проблеме.

- выявить уровень благополучия детей в группе по методикам «Секрет», разработанной Т.А. Репиной (выявление социометрического статуса ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия);

- проанализировать совместно с психологом результаты обследования детей, определить психолого-педагогическую работу с детьми.

Ответственный: воспитатели группы, педагог- психолог.

 

2 этап – технологический:

- создание необходимой предметно-развивающей среды: организация психологического уголка в группе, в котором размещены зоны для саморегуляции и релаксации, для повышения самооценки, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы;

- разработка материала, картотеки игр и упражнений на обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции, бесконфликтному общению, повышению самооценки, навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде;

- подготовка аудиозаписей разнообразных музыкальных произведений, видеотеки мультфильмов с сюжетами по формированию нравственных качеств;

- разработка перспективного плана по реализации проекта;

- разработка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности.

Ответственный: воспитатели, педагог- психолог, инструктор ФИЗО.

 

3 этап – реализация проекта:

Сроки

Задачи

Содержание[1]

ноябрь

Формировать у детей понимание потребности в общении с другими людьми

1.       Беседа «Один в поле не воин», «Если с другом вышел в путь» (РР)

2.       Подвижные игры «Снежная королева», «Рыбаки и рыбки» (ФР)

3.       Игры на сотрудничество: «Капуста», «Испорченный телефон» (СКР)

4.       НОД «У ладони их пять», «Семь друзей» (ПР)

5.       Развитие КГН – задание «Помоги товарищу» (СКР)

6.       Наблюдение на прогулке: «Прохожие» (СКР)

декабрь

Формировать понятие «дружба», «Настоящий друг»

1.       Чтение рассказов М. Пляцковского «Урок дружбы», «Настоящий друг» (ХЭР)

2.       Беседа «Что такое дружба?» (РР)

3.       Совместная деятельность детей и родителей: подбор и заучивание стихотворения о дружбе (РР, СКР)

4.       НОД «Настоящие друзья» (ПР)

5.       Прослушивание и заучивание песни Б. Савельева «Вот что значит настоящий верный друг» (ХЭР)

6.       Эстафеты (ФР)

январь

Развивать способность критически относиться к поведению и поступкам других людей

1.       Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль», рассказа Л. Пантелеева «Честное слово» (РР)

2.       Проигрывание ситуаций по стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо» (СКР)

3.       Совместная деятельность детей и родителей: рисование пословицы о дружбе (ХЭР)

4.       НОД «Правильный выбор» (ПР)

5.       Эстафеты (ФР)

февраль

Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях

1.     Д/и «Наши добрые слова» (СКР)

2.     Прослушивание и заучивание песни В. Шаинского «От улыбки станет всем светлей» (ХЭР)

3.     Игры «Как хорошо с тобой дружить», «Слепой и поводырь», «Зеркало» (СКР, ФР)

4.     Инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово» (СКР)

5.     НОД «Раз улыбка, два улыбка» (ПР)

6.     Чтение и заучивание стихотворения Б. Заходера «Приятная встреча» (РР, ХЭР)

март

Укреплять дружеские взаимоотношения и навыки совместной деятельности

1.     Коллективное рисование «Мы – друзья» (ХЭР, СКР)

2.     Игры на сотрудничество: «Весенний дождь», «Ладошки», «Облака» (СКР, ФР)

3.     Чтение притчи Л. Толстого «Отец и сыновья» (ХЭР)

4.     НОД «Помоги Незнайке» (ПР)

5.     Коллективное сочинение сказки «Наши приключения» (РР)

6.     Анкетирование родителей «Что такое дружба?» (СКР)

апрель

Учить навыкам поведения в конфликтных ситуациях, методам переговоров

1.     Беседа «Драться или договариваться?», «Умнее тот, кто уступает» (СКР, РР)

2.     Игра-театрализация «Два барана» (СКР)

3.     НОД «Если мы подружимся» (ПР)

4.     Чтение рассказа М. Челик «Дружбу надо заслужить» (ХЭР)

5.     Перетягивание каната (ФР)

6.     Совместная деятельность с родителями: стенгазета «Вот что значит настоящий друг» (СКР, ХЭР)

май

Развивать чувство эмпатии, толерантности к окружающим сверстникам и взрослым

1.     Рисование «Рисунок другу» (ХЭР)

2.     Игры на сотрудничество: «Доброе животное», «Маленький остров» (СКР, ФР)

3.     НОД «В гостях у сказки» (ПР)

4.     Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» (ХЭР)

5.     Выпускной вечер (СКР, ХЭР, ФР, РР)

 

 



[1] РР – речевое развитие, ХЭР – художественно эстетическое развитие, ПР – познавательное развитие, ФР – физическое развитие, СКР – социально-коммуникативное развитие.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»