Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Программа бумажной пластики и оригами «Бумажная симфония»

Варганова Ольга Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №72
Петроградского района Санкт-Петербурга

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с этим, в ГБДОУ введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит воспитатель.

Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей дошкольного возраста 3-7 лет (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания данной темы для ГБДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Цель программы–  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги, развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.

Задачи:

1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.

3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.

4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.

5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.

6. Развивать творческие способности дошкольников.

7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

8. Развивать навыки декоративного искусства.

9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: младшая группа – 15 минут, 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в каждой группе по 36 за  учебный год.

Содержание программы

– «Волшебные полоски»

– «Игры с бумагой»

– «Рваная бумага»

– «Мятая Бумага»

– «Объемная аппликация»

– «Игрушки в интерьере»

– «Плоскостной картонаж»

– «Что имеем, то храним»

– «Вырезаем из бумаги»

– «Оригами»

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

В результате обучения по данной программе дети:

1.            научаться различным приемам работы с бумагой;

2.            научаться следовать устным инструкциям;

3.            будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;

4.            разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;

5.            разовьют мелкую моторику рук и глазомер;

6.            разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;

7.            познакомятся с различными техниками работы с бумагой;

8.            овладеют навыками культуры труда;

9.            улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:

1.                                 Владение ножницами.

2.                                 Обработка квадрата.

3.                                 Создание основ (базовых форм) оригами

4.                                 Аппликативное оформление оригами.

5.                                 Составление творческих композиций.

Формы подведения реализации программы «Бумажная симфония»:

1.            Проведение выставок детских работ.

2.            Показ работ кружка «Волшебство из бумаги» на родительском собрании.

3.            Организация выставок и презентаций детских работ

Работа с родителями

Предусматривает регулярное  индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:

«Что такое «оригами»?»,  «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».

Формы подведения итогов реализации программы

1.Составление альбома лучших работ.

2. Проведение выставок детских работ. 

 Материалы и оборудование

1.            Бумага: непосредственно рабочая -  цветная из набора, для  фона -  чертежно-рисовальная, обойная, картон.

2.             Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).

3.            Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).

4.            Салфетки: бумажная, тканевая.

5.            Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.

6.            Кисти.

 

Тематический план по возрастам

Месяц

Тема

Содержание

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Сентябрь

Цветы из двухкрестиков

Гирлянды из цветов

 

Цветы из снежинок

Светофор  

Научить детей склеивать цветок из двух    крестиков составлять   гирлянды.

Познакомить с новыми способами изготовления цветов.

Изготовление светофора из трех  шаров разного цвета.

 

Октябрь

Мышка

Цыплёнок

Котёнок

Рыбка

Изготовление мышки из шарика.

Научить склеивать цыплёнка из двух шариков одного размера.

Изготовление котёнка из шариков разной величины.

Изготовление рыбки из шара.

Ноябрь

Чебурашка

Медвежонок

Лиса и заяц

Петушок с семьей

Напомнить способсклеивания шаров одинаковой величины.

Изготовление из двух шаров разной величины.

Изготовление лисы и зайца изразных шаров.

Закрепление способа склеивания шаров из двух крестиков.

Декабрь

Карнавальные очки

Снежинки

Снеговик и елочка

Склеивание очков и снежинок из полосок.

Изготовление способом склеивания из полосок и шариков.

Январь

Такая разная бумага  Скрутите…

Сверните…

Научить скручивать бумагу в подзорную трубу, цилиндр.

Научить сворачивать из бумаги кулёчек, нос, рожки, цветок.

Февраль

Скатайте…

 

 

Сложите…

 

Сомните…

Разноцветный коврик

Показать способигры с бумагой – скатывание. Сделать башню из трубочек.

Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку.

Изготовление осьминога.

Научить «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик.

Март

Солнышко

Удивительный кот

Строим дом

 

Смешные человечки

Изготовление солнышка из скрученной бумаги.

Создать из оторванных цветных кусочков кота.   

Сделать аппликацию домика из прямоугольных кусочков рваной бумаги.

Создать аппликацию «смешные человечки».

Апрель

Дерево

Натюрморт с яблоком  Картина в рамке

 

Красивая коробочка

Изготовление дерева из кусочков рваной бумаги различной величины.

Создание натюрморта с яблоком.

Показать детям, как сделать картину в рамке.

Создать коробочку из различных обрывков цветной бумаги.

Май

Черепашка

Рыбка

Бабочка

Букет

Изготовление  аппликации из мятой бумаги.

Создать рыбку из мятой бумаги.

Изготовление бабочки из мятой бумаги.

Показать детям, как создать букет цветов из цветной мятой бумаги.

Средний дошкольный возраст (4 -5 лет)

Сентябрь

Осенний лес

 

 

На лесной полянке

 

 

Дары осени – овощи

Познакомить с понятием объемной аппликации. Изготовить коллективную работу.

Закрепить понятие «объемная аппликация»  Изготовить объемную аппликацию на плоскости.

Научить делать объемную аппликацию – овощи.

Октябрь

Дары осени – фрукты

 

Осенняя ветка

 

 

 

 

Зонтик

 

Георгины  

Научить делать аппликацию с фруктами.

Познакомить с новым видом объемной аппликации, объединяющим два способа складывания бумаги: «книжкой» и «гармошкой».

Изготовление зонтика способом объемной аппликации.

Изготовление осеннего цветка, показать новый способ создания объемной аппликации путем многослойности.         

Ноябрь

Астры

Ёжик

 

 

Ёлка

Закрепить способ многослойности.

Создать объемную аппликацию ёжика, используя способ изготовления астры.

Научить склеивать из цветной бумаги объёмную ёлку.

Декабрь

Ёлочные игрушки из «гармошки»

 

Матрёшка

 

Веточка ели

Показать как из обычной цветной  «гармошки» бумаги сделать необычные игрушки на ёлку.

Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки».

Изготовление веточки ели.

Январь

Снегурочка

 

 

Снежинки

Создать объемную аппликацию используя бумагу и вату, показать новый способ аппликации.

Научить делить круг на 6 - 12 частей, вырезать снежинку.

Февраль

Звезда

 

Зимняя сказка

 

 

 

Подснежники

 

Кораблик с парусами

Научить детей делать звёздочки из бумаги.

Помочь детям, используя приобретенные навыки работы с бумагой, создать то, что они задумали.

Изготовить корзину с подснежниками.

Научить детей создать кораблики с объемными парусами.

Март

Мимоза

 

Мать-и-мачеха

 

Букет  из веток вербы и берёзы

Букет сирени

Напомнить детям навыки скатывания бумаги.

Закрепить умение скатывания и скручивания бумаги.

Напомнить детям способ придания бумаге формы  листочка.

Научить из бумаги делать объемную аппликацию сирени.

Апрель

Веточка яблони

 

Нарциссы в вазе

Гвоздика

 

Золотая рыбка

Закрепить навыки складывания из бумаги листочка, вырезание цветов.

Сделать панно «Нарциссы в вазе».

Научить детей делать из бумаги гвоздики.

Познакомить детей с понятием «интерьер» показать прием изготовления игрушки на палочке.

Май

Райские птички

 

Цветок «Виолетта»

 

 

Лягушонок «Квак»

 

Зайка «Прыг»

Закрепить прием изготовления игрушки на палочке.

Научить с помощью цветной бумаги и деревянной палочки делать красивые цветы.

Показать новый вид объёмной аппликации и способ ее изготовления.

Закрепить умение делать динамическую игрушку.

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Сентябрь

Волшебное свойство бумаги

Знакомство  с оригами

 

 

Базовая форма «треугольник»

«Лиса»

Продолжать знакомить детей сосвойствами бумаги.

Познакомить с условными   обозначениями и приемами складывания бумаги

Отрабатывать выполнение базовойформы «треугольник», учить украшать поделку с помощью рисования.

Октябрь

«Мышка»

 

«Заяц»

 

Симметричное вырезывание

 

«Петушок»

Преобразование базовой формы в разные поделки.

Продолжать закреплять базовую форму «треугольник» в поделках.

Знакомство с явлением лучевой симметрии, развивать пространственное мышление.

Закрепить прием перегибания треугольника пополам с опусканием острых углов вниз.

Ноябрь

Базовая форма «Книжка»

 

 

«Теремок»

 

 

Нарядные открытки

 

 

 

Базовая форма «Воздушный змей»

«Ёлочка»

Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острые углы, делать складку «молния».

Закрепление умения мастерить поделки, используя базовую форму «книжка».

Творческое экспериментирование- поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.

Развивать глазомер, мелкую моторику рук, познакомить с базовой формой «воздушный змей»

Декабрь

«Лиса»

«Петушок»

«Березка»

«Снеговик артист»

Научить детей делать новую игрушку, используя базовую форму «воздушный змей».

Повторить и обобщить понятие  об объемных фигурах, совершенствовать навыки выполнения поделок из картона на основной базовой  форме цилиндр.

Январь

«Домик»

 

 

«Домик для петушка»

 

Сказка «Петушок Золотой  гребешок»

Научить изготавливать поделку домик, используя базовые формы: «книжка» и «воздушный змей».

Закреплять навыки декоративного украшения готового дома.

Закреплять навыки изготовлениясказочных героев способом оригами и использование их в театральной деятельности.

Февраль

«Рыбка»

«Лодка»

«Пароход»

«Лодка под парусом»

Познакомить с базовой формой «конверт», развивать воображение, продолжать учить использоватьнесколько базовых форм (конверт и воздушный змей) для изготовлений поделок.

Март

«Тюльпан»

 «Ирис»

«Веточка»

Панно «Цветущие цветы»

Учить преобразовывать базовую форму «треугольник» в разные поделки, построение предметной композиции из цветов и листьев.

Апрель

«Катер»

«Краб»

«Акула»

Панно «На море»

Использовать новую базовую форму «двойной квадрат», «рыба»,  научить делать новые поделки, построить предметную композицию из корабликов, пароходов, морских обитателей.

Май

«Уточка»

«Лиса»

«Ёлки»

Сказка «Серая шейка»

Использовать в работе несколько

базовых форм (двойной квадрат,

воздушный змей), повышать интерес к занятиям оригами через показ сказки.

Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет)

Сентябрь

Ваза с фруктами

«Ваза»,

«Фрукты»

«Листики»

Закрепление приемов складывания в стиле оригами, совершенствование навыков работы ножницами; использование базовой формы «воздушный змей».

Октябрь

«Ёжик в лесу»

«Ваза»

«Цветы»

 

 

 

 

 

 

 «Вертушка»

Учить работать коллективно, создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, конструирование из коробочек, оригами. Закрепить прием складывания, умение работать по линиям; развивать мелкую моторику, фантазию, воображение.

Учить из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке, закрепить приём сгибания по диагонали.

Ноябрь

«Колоски»

«Цветы»

 

«Шкатулка»

 

 

 «Ветка ёлки»

Закрепить прием складывания базовой формы «треугольник», создание общей композиции.

Учить самостоятельно,  клеить коробочки на основе предложенной выкройке, учить украшать работу.

Научить  детей складывать бумагу новым способом модули и соединять детали в единое целое.

Декабрь

«Вращающаяся Ёлочка»

 

 

 

«Новогодние шары»

 

 

«Снежинки»

 

 

 

«Новогодняя открытка»

Познакомить с гофрированной бумагой, освоение рационального способа  получения одинаковых элементов.

Изготовление новогодних игрушек с помощью  способа модульного сложения бумаги.

Закреплять навыки складывания бумаги, развивать фантазию и воображения, упражнять детей в работе с ножницами.

Изготовление новогодней открытки – многомодульная модель.

Январь

«Снеговик»

«Метёлка»

 

 

 

«Корзиночка»

Продолжать учить складывать лист гармошкой, соединять детали в единое целое, используя базовые формы «воздушный змей», «двойной квадрат».

Закреплять приемы вырезывания симметричных предметов из бумаги, развивать чувство цвета, композицию.

Февраль

«Мышка в коробочке»

 

 

 

 

«Снегирь»

 

 

 

«Самолёт»

«Легковая машина»

Учить самостоятельно создавать нестандартные образы, совершенствовать навыки вырезывания и работы с клеем, развивать мелкую моторику рук.

Учить складывать из квадратного листва фигуру  снегиря, закреплять навыки складывания квадрата в разных направлениях.

Закрепить умение складывать знакомые базовые формы, делать заготовки для создания поздравительной открытки.

Март

«Ваза с ромашками»

«Ваза»

«Ромашки»

 

 

«Весна красна»

Закреплять приемы складывания с использованием  базовой формы

«воздушный змей», отработка навыков составление красивого букета.

Учить составлять солнце из 8 заготовок сложенных из базовой формы «воздушный змей»

Апрель

«Ракета»

 

 

«Шаттл»

 

 

 

 

«Коллаж»

Закреплять навыки складывания заготовки, используя разные знакомые базовые формы.

Познакомить со специальным видом транспорта – космическим самолётом-челноком, учить складывать прямоугольный лист в разных направлениях.

Учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работы по выкройке, квиллинг, торцевание, оригами.

Май

«Гусеница»

 

 

 

 

 «Коралловые рыбки»

 

«Гномик»

 

«Бумагоград»

Учить комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовление поделок из бумаги, развивать творческое воображение.

Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок.

Закрепление знание базовой формы «воздушный змей».

Оформление выставки, где у ребенка есть возможность продемонстрировать полученные навыки.

       

 

Инструкция по приобретению литературы по оригами

В настоящее время в продаже имеется огромное количество книг по оригами отечественных и зарубежных авторов.

Желательно покупать детям книги, соответствующие возрасту, но не только. Если ваши дети только начинают знакомство с оригами, можно приобрести литературу и для младшего возраста; даже в таких книгах не под силу разобраться и каждому взрослому. Детям будут интересны книги по оригами, явно не предназначенные для их возраста; это касается книг, выпущенных, как правило, зарубежными авторами. Это будет стимулировать мотивацию детей к познанию и творчеству в области оригами.

Приобретая книги по оригами, необходимо вначале ознакомиться с его содержанием. Случается, тексты книг содержат грамматические ошибки или досадные опечатки, схемы и чертежи мелкие, не понятные, фотографии нечёткие, модели оригами не соответствуют интересам вашего ребёнка.

С другой стороны, если вам понравилась книга по оригами определённого автора или издательства, и ребёнок охотно и с интересом работал по ней, старайтесь приобрести и другие книги этого автора. У каждого автора или издательства «свой почерк», и дети смогут более свободно, быстрее ориентироваться в новых для него книгах по оригами. Пусть у ваших детей будет целая «библиотечка» по оригами.

Более доступная и богатейшая информация, связанная с добыванием знаний и схем по складыванию изделий оригами, сосредоточена в Интернете. Но у печатной литературы имеются неоспоримые весомые преимущества, принимаемые родителями без обсуждений: приобщение детей к чтению и отвлечение от многочасового сидения за экранами компьютеров. И книга всегда «под рукой».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»