Программа бумажной пластики и оригами «Бумажная симфония»
Варганова Ольга Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №72
Петроградского района Санкт-Петербурга
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с этим, в ГБДОУ введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит воспитатель.
Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей дошкольного возраста 3-7 лет (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания данной темы для ГБДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги, развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: младшая группа – 15 минут, 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в каждой группе по 36 за учебный год.
Содержание программы
– «Волшебные полоски»
– «Игры с бумагой»
– «Рваная бумага»
– «Мятая Бумага»
– «Объемная аппликация»
– «Игрушки в интерьере»
– «Плоскостной картонаж»
– «Что имеем, то храним»
– «Вырезаем из бумаги»
– «Оригами»
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
В результате обучения по данной программе дети:
1. научаться различным приемам работы с бумагой;
2. научаться следовать устным инструкциям;
3. будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
4. разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
5. разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
6. разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
7. познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
8. овладеют навыками культуры труда;
9. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
1. Владение ножницами.
2. Обработка квадрата.
3. Создание основ (базовых форм) оригами
4. Аппликативное оформление оригами.
5. Составление творческих композиций.
Формы подведения реализации программы «Бумажная симфония»:
1. Проведение выставок детских работ.
2. Показ работ кружка «Волшебство из бумаги» на родительском собрании.
3. Организация выставок и презентаций детских работ
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:
«Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Формы подведения итогов реализации программы
1.Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок детских работ.
Материалы и оборудование
1. Бумага: непосредственно рабочая - цветная из набора, для фона - чертежно-рисовальная, обойная, картон.
2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).
3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).
4. Салфетки: бумажная, тканевая.
5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.
6. Кисти.
Тематический план по возрастам
Месяц |
Тема |
Содержание |
|
Младший дошкольный возраст (3-4 года) |
|||
Сентябрь |
Цветы из двухкрестиков Гирлянды из цветов
Цветы из снежинок Светофор |
Научить детей склеивать цветок из двух крестиков составлять гирлянды. Познакомить с новыми способами изготовления цветов. Изготовление светофора из трех шаров разного цвета.
|
|
Октябрь |
Мышка Цыплёнок Котёнок Рыбка |
Изготовление мышки из шарика. Научить склеивать цыплёнка из двух шариков одного размера. Изготовление котёнка из шариков разной величины. Изготовление рыбки из шара. |
|
Ноябрь |
Чебурашка Медвежонок Лиса и заяц Петушок с семьей |
Напомнить способсклеивания шаров одинаковой величины. Изготовление из двух шаров разной величины. Изготовление лисы и зайца изразных шаров. Закрепление способа склеивания шаров из двух крестиков. |
|
Декабрь |
Карнавальные очки Снежинки Снеговик и елочка |
Склеивание очков и снежинок из полосок. Изготовление способом склеивания из полосок и шариков. |
|
Январь |
Такая разная бумага Скрутите… Сверните… |
Научить скручивать бумагу в подзорную трубу, цилиндр. Научить сворачивать из бумаги кулёчек, нос, рожки, цветок. |
|
Февраль |
Скатайте…
Сложите…
Сомните… Разноцветный коврик |
Показать способигры с бумагой – скатывание. Сделать башню из трубочек. Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку. Изготовление осьминога. Научить «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик. |
|
Март |
Солнышко Удивительный кот Строим дом
Смешные человечки |
Изготовление солнышка из скрученной бумаги. Создать из оторванных цветных кусочков кота. Сделать аппликацию домика из прямоугольных кусочков рваной бумаги. Создать аппликацию «смешные человечки». |
|
Апрель |
Дерево Натюрморт с яблоком Картина в рамке
Красивая коробочка |
Изготовление дерева из кусочков рваной бумаги различной величины. Создание натюрморта с яблоком. Показать детям, как сделать картину в рамке. Создать коробочку из различных обрывков цветной бумаги. |
|
Май |
Черепашка Рыбка Бабочка Букет |
Изготовление аппликации из мятой бумаги. Создать рыбку из мятой бумаги. Изготовление бабочки из мятой бумаги. Показать детям, как создать букет цветов из цветной мятой бумаги. |
|
Средний дошкольный возраст (4 -5 лет) |
|||
Сентябрь |
Осенний лес
На лесной полянке
Дары осени – овощи |
Познакомить с понятием объемной аппликации. Изготовить коллективную работу. Закрепить понятие «объемная аппликация» Изготовить объемную аппликацию на плоскости. Научить делать объемную аппликацию – овощи. |
|
Октябрь |
Дары осени – фрукты
Осенняя ветка
Зонтик
Георгины |
Научить делать аппликацию с фруктами. Познакомить с новым видом объемной аппликации, объединяющим два способа складывания бумаги: «книжкой» и «гармошкой». Изготовление зонтика способом объемной аппликации. Изготовление осеннего цветка, показать новый способ создания объемной аппликации путем многослойности. |
|
Ноябрь |
Астры Ёжик
Ёлка |
Закрепить способ многослойности. Создать объемную аппликацию ёжика, используя способ изготовления астры. Научить склеивать из цветной бумаги объёмную ёлку. |
|
Декабрь |
Ёлочные игрушки из «гармошки»
Матрёшка
Веточка ели |
Показать как из обычной цветной «гармошки» бумаги сделать необычные игрушки на ёлку. Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Изготовление веточки ели. |
|
Январь |
Снегурочка
Снежинки |
Создать объемную аппликацию используя бумагу и вату, показать новый способ аппликации. Научить делить круг на 6 - 12 частей, вырезать снежинку. |
|
Февраль |
Звезда
Зимняя сказка
Подснежники
Кораблик с парусами |
Научить детей делать звёздочки из бумаги. Помочь детям, используя приобретенные навыки работы с бумагой, создать то, что они задумали. Изготовить корзину с подснежниками. Научить детей создать кораблики с объемными парусами. |
|
Март |
Мимоза
Мать-и-мачеха
Букет из веток вербы и берёзы Букет сирени |
Напомнить детям навыки скатывания бумаги. Закрепить умение скатывания и скручивания бумаги. Напомнить детям способ придания бумаге формы листочка. Научить из бумаги делать объемную аппликацию сирени. |
|
Апрель |
Веточка яблони
Нарциссы в вазе Гвоздика
Золотая рыбка |
Закрепить навыки складывания из бумаги листочка, вырезание цветов. Сделать панно «Нарциссы в вазе». Научить детей делать из бумаги гвоздики. Познакомить детей с понятием «интерьер» показать прием изготовления игрушки на палочке. |
|
Май |
Райские птички
Цветок «Виолетта»
Лягушонок «Квак»
Зайка «Прыг» |
Закрепить прием изготовления игрушки на палочке. Научить с помощью цветной бумаги и деревянной палочки делать красивые цветы. Показать новый вид объёмной аппликации и способ ее изготовления. Закрепить умение делать динамическую игрушку. |
|
Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет) |
|||
Сентябрь |
Волшебное свойство бумаги Знакомство с оригами
Базовая форма «треугольник» «Лиса» |
Продолжать знакомить детей сосвойствами бумаги. Познакомить с условными обозначениями и приемами складывания бумаги Отрабатывать выполнение базовойформы «треугольник», учить украшать поделку с помощью рисования. |
|
Октябрь |
«Мышка»
«Заяц»
Симметричное вырезывание
«Петушок» |
Преобразование базовой формы в разные поделки. Продолжать закреплять базовую форму «треугольник» в поделках. Знакомство с явлением лучевой симметрии, развивать пространственное мышление. Закрепить прием перегибания треугольника пополам с опусканием острых углов вниз. |
|
Ноябрь |
Базовая форма «Книжка»
«Теремок»
Нарядные открытки
Базовая форма «Воздушный змей» «Ёлочка» |
Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острые углы, делать складку «молния». Закрепление умения мастерить поделки, используя базовую форму «книжка». Творческое экспериментирование- поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, познакомить с базовой формой «воздушный змей» |
|
Декабрь |
«Лиса» «Петушок» «Березка» «Снеговик артист» |
Научить детей делать новую игрушку, используя базовую форму «воздушный змей». Повторить и обобщить понятие об объемных фигурах, совершенствовать навыки выполнения поделок из картона на основной базовой форме цилиндр. |
|
Январь |
«Домик»
«Домик для петушка»
Сказка «Петушок Золотой гребешок» |
Научить изготавливать поделку домик, используя базовые формы: «книжка» и «воздушный змей». Закреплять навыки декоративного украшения готового дома. Закреплять навыки изготовлениясказочных героев способом оригами и использование их в театральной деятельности. |
|
Февраль |
«Рыбка» «Лодка» «Пароход» «Лодка под парусом» |
Познакомить с базовой формой «конверт», развивать воображение, продолжать учить использоватьнесколько базовых форм (конверт и воздушный змей) для изготовлений поделок. |
|
Март |
«Тюльпан» «Ирис» «Веточка» Панно «Цветущие цветы» |
Учить преобразовывать базовую форму «треугольник» в разные поделки, построение предметной композиции из цветов и листьев. |
|
Апрель |
«Катер» «Краб» «Акула» Панно «На море» |
Использовать новую базовую форму «двойной квадрат», «рыба», научить делать новые поделки, построить предметную композицию из корабликов, пароходов, морских обитателей. |
|
Май |
«Уточка» «Лиса» «Ёлки» Сказка «Серая шейка» |
Использовать в работе несколько базовых форм (двойной квадрат, воздушный змей), повышать интерес к занятиям оригами через показ сказки. |
|
Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет) |
|||
Сентябрь |
Ваза с фруктами «Ваза», «Фрукты» «Листики» |
Закрепление приемов складывания в стиле оригами, совершенствование навыков работы ножницами; использование базовой формы «воздушный змей». |
|
Октябрь |
«Ёжик в лесу» «Ваза» «Цветы»
«Вертушка» |
Учить работать коллективно, создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, конструирование из коробочек, оригами. Закрепить прием складывания, умение работать по линиям; развивать мелкую моторику, фантазию, воображение. Учить из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке, закрепить приём сгибания по диагонали. |
|
Ноябрь |
«Колоски» «Цветы»
«Шкатулка»
«Ветка ёлки» |
Закрепить прием складывания базовой формы «треугольник», создание общей композиции. Учить самостоятельно, клеить коробочки на основе предложенной выкройке, учить украшать работу. Научить детей складывать бумагу новым способом модули и соединять детали в единое целое. |
|
Декабрь |
«Вращающаяся Ёлочка»
«Новогодние шары»
«Снежинки»
«Новогодняя открытка» |
Познакомить с гофрированной бумагой, освоение рационального способа получения одинаковых элементов. Изготовление новогодних игрушек с помощью способа модульного сложения бумаги. Закреплять навыки складывания бумаги, развивать фантазию и воображения, упражнять детей в работе с ножницами. Изготовление новогодней открытки – многомодульная модель. |
|
Январь |
«Снеговик» «Метёлка»
«Корзиночка» |
Продолжать учить складывать лист гармошкой, соединять детали в единое целое, используя базовые формы «воздушный змей», «двойной квадрат». Закреплять приемы вырезывания симметричных предметов из бумаги, развивать чувство цвета, композицию. |
|
Февраль |
«Мышка в коробочке»
«Снегирь»
«Самолёт» «Легковая машина» |
Учить самостоятельно создавать нестандартные образы, совершенствовать навыки вырезывания и работы с клеем, развивать мелкую моторику рук. Учить складывать из квадратного листва фигуру снегиря, закреплять навыки складывания квадрата в разных направлениях. Закрепить умение складывать знакомые базовые формы, делать заготовки для создания поздравительной открытки. |
|
Март |
«Ваза с ромашками» «Ваза» «Ромашки»
«Весна красна» |
Закреплять приемы складывания с использованием базовой формы «воздушный змей», отработка навыков составление красивого букета. Учить составлять солнце из 8 заготовок сложенных из базовой формы «воздушный змей» |
|
Апрель |
«Ракета»
«Шаттл»
«Коллаж» |
Закреплять навыки складывания заготовки, используя разные знакомые базовые формы. Познакомить со специальным видом транспорта – космическим самолётом-челноком, учить складывать прямоугольный лист в разных направлениях. Учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работы по выкройке, квиллинг, торцевание, оригами. |
|
Май |
«Гусеница»
«Коралловые рыбки»
«Гномик»
«Бумагоград» |
Учить комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовление поделок из бумаги, развивать творческое воображение. Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Закрепление знание базовой формы «воздушный змей». Оформление выставки, где у ребенка есть возможность продемонстрировать полученные навыки. |
|
Инструкция по приобретению литературы по оригами
В настоящее время в продаже имеется огромное количество книг по оригами отечественных и зарубежных авторов.
Желательно покупать детям книги, соответствующие возрасту, но не только. Если ваши дети только начинают знакомство с оригами, можно приобрести литературу и для младшего возраста; даже в таких книгах не под силу разобраться и каждому взрослому. Детям будут интересны книги по оригами, явно не предназначенные для их возраста; это касается книг, выпущенных, как правило, зарубежными авторами. Это будет стимулировать мотивацию детей к познанию и творчеству в области оригами.
Приобретая книги по оригами, необходимо вначале ознакомиться с его содержанием. Случается, тексты книг содержат грамматические ошибки или досадные опечатки, схемы и чертежи мелкие, не понятные, фотографии нечёткие, модели оригами не соответствуют интересам вашего ребёнка.
С другой стороны, если вам понравилась книга по оригами определённого автора или издательства, и ребёнок охотно и с интересом работал по ней, старайтесь приобрести и другие книги этого автора. У каждого автора или издательства «свой почерк», и дети смогут более свободно, быстрее ориентироваться в новых для него книгах по оригами. Пусть у ваших детей будет целая «библиотечка» по оригами.
Более доступная и богатейшая информация, связанная с добыванием знаний и схем по складыванию изделий оригами, сосредоточена в Интернете. Но у печатной литературы имеются неоспоримые весомые преимущества, принимаемые родителями без обсуждений: приобщение детей к чтению и отвлечение от многочасового сидения за экранами компьютеров. И книга всегда «под рукой».