Непосредственная Образовательная деятельность с детьми старшей группы
Путешествие в волшебную страну
Комарова Ирина Вячеславовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ
Детский сад №93 Компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
ЦЕЛЬ: Развивать звуковысотный слух, певческий голос, силу звука, силу дыхание ,чувство ритма, знакомить детей с правилами певческой установки.
Образовательные задачи:
Øучить высказываться о музыке, используя разнообразные определения;
Øучить петь выразительно, передавая характер песни, вырабатывая правильное дыхание, звукообразование, интонирование, дикцию;
Развивающие задачи:
Øразвивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера;
ØРазвивать певческие навыки с помощью попевок и распевок.
-Учить импровизировать и придумывать движения соответствующие предложенному образу.
Воспитательные задачи:
Øвоспитывать самостоятельность, активность и чувство товарищества.
Технологии: ИКТ(информационно-комуникативные)технологии, здоровьесберегающие, игровые технологии, передача знаний навыков и умений.
Оборудование: Магнитофон, цветок, музыкальная шкатулка, клубок.
Используемые методы: Метод вариативности, метод проектирования( упражнения направленные на результат в будущем), метод показа.
Программы:программа М. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду» , элементы из программы «Элементарное музицирование с дошкольниками по системе Т.Э. Тютюнниковой» (речь с движением, игры импровизации), «От рождения до школы»
Репертуар : « Марш деревянных солдатиков», «Баба –Яга» П.И.Чайкавский.
Попевка «Здравствуйте»
«Наш самолет!» м А. Филиппенко, Сл., Т. Волгиной
Упражнение для развития дыхания «Нюхаем цветок»,
Упражнение для развитие певческого голоса «Лифт», «Я пою красиво»(нота соль)
« Если хочешь сидя петь» Т. Абелян.
Попевка «Дождик лей»-р.н.потешка. Муз авторская. Выполнять с движениями.
Попевка «Клубок веселый »-. Сл и муз авторская.
Дети входят в зал под музыку и становятся полукругом.
М.р- Здравствуйте ребята! Куда вы пришли?
Дети- в музыкальный зал
М.Р- давайте в музыкальном зале будем здороваться по музыкальному!
Песенка - попевка «Здравствуйте»
Здравствуйте ребята
Здравствуйте!
-здравствуйте котята!
Мяу-мяу-мяу-!
Здравствуйте мышата-
Пи-пи-пи!
Здравствуй бурый мишка
-здравствуйте(низким голосом)
Вот какой топтыжка
-Здравствуйте!!
Здравствуйте девчонки!
-Здравствуйте!
Здравствуйте мальчишки!
Здравствуйте!
( вся попевка поется в Ре мажоре педагог поет по нисходящей с 5 ступени, дети отвечают по низходящей по Т35(пятая –третья-первая ступени)
Музыкальный руководитель (М.р.):Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в волшебную страну, и как можно быстрее туда отправиться ! Давайте сядем на самолет и отправимся в путь!
«Наш самолет!» м А. Филиппенко, Сл., Т. Волгиной включить на проекторе слайд-шоу.
М.Р- Ребята, смотрите, самолет совершил посадку…а приземлились мы с вами в Городе «Волшебного пения» .(включить на экране изображение волшебной башни)
Посмотрите, вон там в городе, стоит самая высокая башня! А в этой башне живет моя хорошая знакомая Фея Мелодия. Пойдемте –ка зайдем в ней в гости. Если нам повезет и мы застанем феечку, то нас научат красиво петь!!
(прикладывает руку к глазам и как –бы смотрит)
. А пойдем мы к башне маршем под музыку П.И Чайковского «Марш деревянных солдатиков» И что бы было идти интересней на каждую часть музыки мы будем идти по разным дорожкам(выполнять перестроения). А помогать нам будет- этот замечательный колокольчик. По его сигналу будем менять дорожки т.е менять направление движений. А с окончанием музыки конечно нам нужно остановиться, потому что мы уже придем к башне.
«Марш деревянных солдатиков» Чайковский П.И.-ходьба со сменой направления. Направленная на развитие чувства ритма и ориентации в пространстве.
М.Р- Стоп! Вот мы и пришли. Давайте войдем внутрьи поднимемся на самый верх.
-Ой, смотрите здесь растет красивый цветок,(показывает на цветок) какой красивый цветок, давайте его понюхаем
Упражнение для развития дыхания «Нюхаем цветок» Звучит фрагмент вальса.
М.Р-Ребятки что бы подняться на самый верх давайте поедем на лифте! Давайте вызывать лифт
Упражнение для развитие певческого голоса «Лифт»
(поет)-ДЗЫНЬ!(высоким голосом)
Ребята , помогите-дети повторяют.
М.Р-Лифт подъехал и открыл двери(показать руками)
Посмотрите как они открываются
Ш-_Ш-_Ш- руки ладонями вперед плавно разводим в сторону.
Пойдемте- (дети «входят внутрь»- -движений «Шаг с приставкой»
И поехали на лифте
(дети на звук «У» «едут» голосом вверх)
Двери открываются(показ)
Выходим из лифта(шаг с приставкой назад)
Посмотрите как красиво!
(приложить руку к глазам посмотреть вправо-влево- меняя руки в соответствии с наклонами)
М.Р- Интересно, здесь лм Мелодия, моя хорошая знакомая, надо ей позвонить и попросить нам спеть красивую песню. ( звонит, разговаривает) Ребята, к сожалению фея Мелодия не сможет к нам прийти, т.к. оно очень далеко, но… когда-то Мелодия научила меня красиво петь. И попросила меня научить петь красиво вас.
Давайте присядем.( дети садятся на стульчики)
М.Р-Знаете что самое главное в пении? (ответы детей)-Самое главное это сесть ,или встать красиво и правильно во время пения. Я вам сейчас спою песню которая называется «Певческая устоновка»
Песня в исполнении муз рук « Если хочешь сидя петь» Т. Абелян.
М.Р- самое главное в пении это осанка. Давайте сядем правильно. И споем
«Я пою красиво»(нота соль)
Молодцы! (петь с различными интонациями и динамическими оттенками и по одному )
М.Р-Ребята, здесь летают разные красивые птички-посмотрите(слайд) послушайте!!
«Чик-чирик» , -пение высоким голосом с показом руки.
-Давайте вместе с вами споем как маленькие птички! Высоким голосом.и конечно не забываем про осанку.
Повторить еще несколько раз с детьми
М.Р-А что де внизу башни делается?
(смотрим вниз и поем звук «У»)
М.Р-А внизу ползуют волшебные жуки, давайте послушаем как они ползают.-(поют низким голосом)
-ЖЖЖ-Кыш, кыш.
Поют низко с показом руки.
М.РРебята,давайте поиграем- будем петь по показу- то высоким звуком.то низким звуком-как птички или как жуки.
Игра «высоко-низко» по показу педагога.
М.Р.-Ребята, а у меня есть волшебная палочка, на кого я покажу тот и будет петь как маленькая птичка!
-Сольное исполнение.
М.Р-Какие вы молодцы, все посмотрели, с птичками попели, а тут прилетели комары…и стали над нами кружить
-ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ!-Ап!( пальчики сложены , имитация полета комара «ловят» рукой комара)
Петь высоким голосом .
М.Р.-Ребята. Что бы нас не покусали надо уходить…
пора спускаться с башни. Давайте вызывать лифт…
-ДЗЫНЬ!(пропеть высоким голосом)
-Двери открываются-Ш_Ш_Ш!
-заходим в лифт-(шаг с приставкой)
Поехали (пение по нисходящей)
-Открываются двери
-Ш-ш-ш-(на выдохе)
-Выходим из лифта(шаг с приставкой назад)
Пора нам пойти дальше. Я предлагаю пойти по волшебной дороге и посмотреть куда она нас приведет!
Игра «Бежит дорога»
Дети встают в хоровод и идут
«Бежит, бежит дорога, дорога, дорога. Волшебная дорога торопится, бежит.
М.Р. На машине(на верблюде, на танке, на парашюте, на верблюде и т.д. )мы поехали. Поехали, поехали, на машине мы поехали, поехали- вот так. Как?
(дети показывают –импровизируют, по сигналу встают обратно в хоровод)
Играть 4 раза.
М.Р- Ребята, ехали мы ехали , и приехали….в сказочный лес!
А что здесь?(достает ларец, открывает а там клубочек)-давайте присядем и я вам расскажу что с клубочком можно сделать.
(дети садятся на стульчики)
М.Р.-Я знаю это клубочек не простой. Он волшебный. Клубочек нам поможет не заблудиться в лесу. Смотрите! Я пою «АУ»! и буду петь протяжно, пока тянется ниточка. Петь буду красиво. Не забываем про осонку. Красивым ротиком, губки не буду растягивать, а наоборот (показать на собственном примере)
А как только я ее обрежу, сразу же перестаю петь! Кто попробует?
Упражнение « Музыкальный клубочек» для развития силы голоса.
Отрезанную ниточку одеваем ребенку на запястье.
М.Р- какие вы молодцы. Мы с вами теперь не заблудимся. Ведь мы научились петь красиво. Но… что же такое? (включить музыку П.И.Чайковского «Баба –Яга» Муз Рук достает куклу Бабы Яги) Вы слышали какая вредная музыка звучала?
Это Баб-Яга, от вредной старушки ничего хорошего ожидать не приходиться… но я знаю что делать. Мы с вами выучим песенку прогонялку, и прогоним Бабу –ягу.
Попевка «Дождик лей»-р.н.потешка. Муз авторская. Выполнять с движениями.
_
Дождик лей лей лей |
Руки на уровне плеч- плавно на слово «лей» мягко опускаем |
На меня |
Рука правая на левое плечо, левая на поясе. |
На людей |
Отводим правую руку в сторону |
На людей по ложке |
Соединяем руки перед собой «зачерпнули» |
На меня по крошке |
Большими и указательными пальцами показываем «крошку» |
А на Бабу -Ягу |
Руки в боки, легкий наклон вперед |
Бу-бу-бу-бу-бу |
Показываем Бабу-Ягу мимикой |
Лей по целому ведру-ЭХ! |
На «Эх» руки вверх и резко с выдохом вниз |
М.Р-давайте будем разучивать тихо, что бы Баба –Яга ни о чем не догадалась.
Учим прогонялку.
.Ребята, пойдемте, встанем в круг и прогоним Бабу –Ягу «Прогонялкой»
ПОЕМ «Прогонялку» .
М.Р-Какие вы молодцы! Бабу Ягу прогнали. По волшебной дорожке ехали, на автобусе ехали, и в высокую башню поднимались а теперь пришла пора возвращаться назад. В наш детский сад. А поможет нам в этом наш волшебный клубочек.
Попевка «Клубок веселый »-р.н.потешка. Муз авторская. Выполнять с движениями.
играть 6-7 раз.
ХодИгры-дети стоят в кругу, поют и передают клубочек друг другу поют
-Ты беги клубок веселый по рукам , у ребят
У кого клубочек будет нам похлопает вот так:-педагог задает ритм ладошками.(мелодия по мажорной гамме)
М.Р.-Какие ребята молодцы. пока клубочек катали. В садике и оказались!
Какое замечательное было путешествие! Пришла пора прощаться.
- До свидания!(пропевание)
Дети- «До СВИДАНИЯ»
Уходят из зала.