Методико-педагогический комплекс по физической культуре
Ловкий мяч
Игнатьева Светлана Андреевна,
инструктор по физической культуре
детского сада № 31 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
Приморского района Санкт-Петербурга
Описание материала: комплекс «Ловкий мяч» запланирован для реализации с воспитанниками 3-7 лет в рамках дополнительного образования по физической культуре.
Основная направленность целей и задачданного комплекса в осуществлении одновременно совместной игровой деятельности – обучение навыкам игр с мячом и непосредственно образовательной в области знаний спортивной культуры, знакомства со спортивными играми с мячом, командной атрибутикой, спортивным поведением.
Методико-педагогический комплекс «Ловкий мяч» в образовательной области физическая культура в детском саду № 31
НАШ ДЕВИЗ: “Наш друг – веселый мяч!»
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка.
На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Дети, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка.
Игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей.
Упражнения с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Перед началом работы методико-педагогического комплекса в детском саду планируется провести небольшое статистическое исследование, направленное на изучение частоты использования мяча в домашних играх, на выходных и в свободное время. Это позволит скорректировать подбор упражнений и игр в разработанной программе «Ловкий мяч».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСА «ЛОВКИЙ МЯЧ»
Цель: развитие двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол и футбол
Задачи:
· формирование устойчивого интереса к игре с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
· обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, содействие развитию двигательных способностей;
· обучение правильной технике выполнения элементов спортивной игры;
· развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
· воспитание положительных морально-волевых качеств;
· формирования у детей интереса к занятиям физической культурой с элементами футбола и баскетбола;
· гармоничное физическое развитие через организацию занятий с использованием приемов (элементов) техники владения мячом в футболе и баскетболе;
СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ
ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Методико-педагогический комплекс, реализуется на протяжении учебного 2015-2016 учебного года и предусматривает несколько этапов.
Целью подготовительного этапа "Знакомство с миром мячей" является исследование уровня владения информацией о значении физкультурно-оздоровительных упражнений и игр с использованием мяча в работе с детьми дошкольного возраста и ее осуществление в условиях семейного воспитания.
Работа на данном этапе предполагает:
· разработка программы кружка «Ловкий мяч»
· оформление сайта детского сада (рекомендации родителям, физминутки и упражнения с мячом)
· подготовка стенгазеты «Ловкий мяч»
· электронных презентаций для сайта детского сада
· опрос родителей
· собрание фотоматериалов о семейном досуге с мячом
· беседы с воспитанниками на занятиях кружка на темы, касающиеся организации командных спортивных игр, дисциплинарных командных вопросов, использование спортивной атрибутики, командной формы, знаков, девиза, приветствия
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
· заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча;
· формирование активной позиции у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению по средствам игр и игровых упражнений с мячом;
· сформированность навыков владения мячом на основе командных игр: волейбола, баскетбола, футбола
· повторный опрос родителей о качестве и динамике владения мячом, заинтересованности в играх с мячом детей
Долгосрочные результатыдеятельности по данному комплексу найдут свое отражение в организации последующей деятельности с дошкольниками, учитывая принцип усложнения и расширения кругозора воспитанников.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Исходя из целей и задач проектной деятельности, предложены следующие критерии оценивания:
- у воспитанников уровень сформированности базы знаний и практических навыков работы с мячом (выявляется в процессе проведения игр в рамках рабочей программы комплекса «Ловкий мяч» на заключительном этапе деятельности);
- самостоятельность и инициативность детей в действиях практического и игрового характера (выявляется в процессе наблюдения в группах);
- информационное обеспечение родителей по проблеме использования мяча, как средства укрепления организма ребенка (выявляется по результатам входящего и итогового анкетирования);
- систематизация материала в области применения мяча при организации игр и игровых упражнений в группе и во время
- формирование основ здорового образа жизни у воспитанников через активизацию двигательной деятельности в условиях семьи и ДОУ (выявляется при общем состоянии организма и эмоциональных проявлениях ребенка в деятельности).
Приложение 1
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В детском саду организовывается кружок по физическому воспитанию для детей старшей и подготовительной к школе групп
В программе кружка спортивные игры и упражнения с обучением техники владения и движения с мячом
Просим принять участие в опросе, чтобы сформировать списки желающих и начать работу кружка
№ п/п |
группа |
Фамилия имя ребенка |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
6. |
|
|
7. |
|
|
8. |
|
|
9. |
|
|
10. |
|
|
11. |
|
|
12. |
|
|
13. |
|
|
14. |
|
|
15. |
|
|
16. |
|
|
17. |
|
|
18. |
|
|
19. |
|
|
20. |
|
|
21. |
|
|
22. |
|
|
с уважением инструктор по физвоспитанию Игнатьева Светлана Андреевна
Приложение 2
НЕЗАВИСИМЫЙ ОПРОС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Ваш и ребенок и навык владения мячом»
Возраст ребенка - __________
Пол ребенка - _____________
Инструкция:ответьте на вопросы, используя пятибалльную шкалу оценки, поставьте знак в нужной клеточке.
Как часто Вы проводите семейный досуг в играх с мячом, на площадках, во дворе?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Уровень владения мячом Вашего ребенка?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.Считаете ли Вы, что навык владения мячом важен для общего физического развития, психомоторного развития ребенка?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Спасибо
Инструктор по физическому воспитанию
Игнатьева Светлана Андреевна
Приложение 3
Электронная папка с фотографиями по заданной тематике в рамках учебно-методического проекта «Ловкий мяч».
Приложение 4
Электронные презентации для сайта детского сада по заданной тематике в рамках учебно-методического проекта «Ловкий мяч».
1. История создания мяча
2. «Ловкий мяч» (презентационный обзор командных спортивных игр с мячом)
Приложение 5
Стенгазета по заданной тематике в рамках учебно-методического проекта «Ловкий мяч».
Приложение 6
Программа дополнительного образования по физической культуре «Ловкий мяч».
Список использованной литературы:
1. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Берестовой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.
3. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре / К.К. Утробина - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 128 с.
4. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Автор-составитель О.Н. Моргунова. - ТЦ Учитель, 2005. -137 с.
5. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие / Под общей ред. Микляевой Н.В. -- М.: УЦ "Перспектива", 2011. -- 152с.
6. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: 12. Пособие для воспитателя, подгот. к школе группы 2-е изд., дораб. / А.И. Фомина - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
7. Фролова А. Региональные компонент в физвоспитании старших дошкольников. / А. Фролова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N3. - С. 37.