Конспект непрерывной образовательной деятельности
для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста.
для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста.
Игра по станциям в старшей, подготовительной группе
Юные граждане России
Исаенко Ирина Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №99
Калининского района Санкт-Петербурга
Образовательная область: познавательное развитиевоспитатель ГБДОУ детский сад №99
Калининского района Санкт-Петербурга
Возрастная группа: старшая, подготовительная
Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социальное развитие.
Игра по станциям рассчитана как на одну команду, так и на несколько. При участии нескольких команд составляется маршрутные листы, чтобы команды не встречались на одинаковых станциях. Особенность в чередовании станций состоит в том, что станция «Спортивная» проводиться одновременно для всех детей в середине игры по станциям. Заключительная станция «Чаепитие» так как дети все вместе садятся за стол. Остальные станции могут быть использованы по усмотрению , проводящего мероприятие у себя в ГБДОУ.
Игра по станциям имеет 7 станций: «Музыкальная», «Картография», «Достопримечательности», «Закончи картину», «Знатоки», «Чаепитие», «Спортивная».
Цель: Формирование и закрепление представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, формирование будущего сознательного гражданина России.
Образовательные задачи:
Закреплять представления и знания детей о стране России, закреплять умение ориентироваться на карте России, узнавать основные достопримечательности.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес дошкольника, укреплять его социальных знания, творческие способности, внимание, восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать гордость за свое Отечество, уважение к стране, традициям, истории своей Родины.
Предварительная работа:
Создание развивающего центра «Россия- моя страна» в группе старшего возраста , проведение познавательных занятий по знакомству со своей страной, ее особенностями, беседа о дружбе; чтение художественной литературы о России, прослушивание музыкальных произведений.
Словарная работа:
Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, стяги, эмблема, скипетр, держава, чаепитие, достопримечательности, гимн и т.д.
Материалы и оборудование:
Географическая карта России, географическая карта государства, глобус, иллюстрации природы страны, иллюстрации народного костюма, изображение символики России, материал для дидактической игры «Собери герб России», «Портрет Петра I», аудиозапись гимна Российской федерации и иные патриотические музыкальные произведения современности.
Область применения: в совместной деятельности с детьми старшего , подготовительного возраста в ГБДОУ любой направленности.
Формы и методы реализации : нетрадиционна форма НОД.
Ожидаемые результаты: Дети расширили свой кругозор, овладели прочными знаниями для закрепления морально-нравственных ценностей в дошкольном возрасте.
Ход образовательной деятельности:
Дети дошкольного возраста выстраивают стулья в полукруг и садятся.
В начале игры по станциям звучит стихотворения от ведущего:
Зинаида Александрова « Стих про Родину»
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
В: Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по нашей огромной стране – Россия. А путешествовать мы будем на поездах. Первый поезд мы назовем в честь героя – подводника В.И. Маринеско, а второй поезд назовем в честь маршала Жукова.
Группа детей делится на две команды. Команды выбирают капитанов.
Детям выдаются именные билеты, а капитанам маршрутные листы. На маршрутных листах написаны станции и их очередность посещения. Поочередность станций может меняться.
Всего в игре 7 станций: «Музыкальная», «Картография», «Достопримечательности», «Закончи картину», «Знатоки», «Чаепитие», «Спортивная». Станции согласно маршруту и наличие команд больше одной могут меняться, но станция «Спортивная» проводиться одновременно для всех детей в середине игры по станциям. Заключительная станция «Чаепитие» так как дети все вместе садятся за стол.
Станция « Музыкальная»
В: Ребята, мы прибыли на станцию «Музыкальная»
Наша с вами задача, выполнить задание или угадать песню.
1. Задание
В: Прослушайте начало песни (звучит отрывок песни А.Островского. Л. Ольшанина «Пусть всегда будет солнце»)
В: Скажите какие слова «приписал в уголке» мальчик на своем рисунке?
Д: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я»
В: Верно!
2. Задание
В: сейчас прозвучат гимны разных стран, а вам надо будет сказать, каким по счету прозвучит гимн нашей страны
Д: (называют номер)
В: Молодцы. А сейчас настало время для следующего задания
3. Задание
Звучит В. Баснера « С чего начинается Родина»
В: Вы прослушали песню «С чего начинается Родина», а скажите, что такое Родина?
Д: Место, где мы родились и живем
В: А как называется наша Родина?
Д: Россия
В: Молодцы!
4. Задание
В: Прослушайте замечательную песню А. Бровиковой «У каждого из нас своя Россия»
(звучит песня)
В: Скажите, а для вас, что значит Россия?
Д: ответы детей
5. Задание
Звучит мелодия Г. Струве «У моей России длинные косички»
В: Ребята, скажите, вы угадали эту мелодию? С чем или кем автор сравнивал Россию
Д: ответы детей
6. Задание
В: Ну вот, ребята и подошли к последнему заданию. Последнее задание: вам нужно спеть любую песню о Родине.
Д: поют Слова и музыка Т.Кривова «Родная моя сторона»
Станция «Знатоки»
В: Ребята мы с вами долго изучали города России и сегодня мы с вами проведем викторину «города России». В викторине буду задания, которые надо выполнить и ответить на вопросы. Прежде, чем начать викторину, нам нужно разделиться на команды, согласно именным билетам поезда.
Задание 1
В: Первое задание, вам нужно узнать в какой город мы сейчас попадем. Я предлагаю по одному подойти к столу и выбрать одну фотографию, затем обсудить в своей команде тихо, между собой, что это за город. Вы догадались, что это за город?
Д: Москва
В: А как вы догадались? Почему Москва?
Д: В Москве есть Красная площадь, Кремль, памятник Минину и Пожарскому.
В: Да, вы ответили правильно, это Москва (прикрепляю на доске буквы «М»). Ребята вы знаете, что в каждом городе есть свои объекты: есть памятники, площади, соборы, храмы, театры, музеи. Ваша задача назвать, что изображено у вас на фотографии и распределить по объектам на доске.
Задание выполнено.
Задание 2.
В: Продолжаем нашу викторину и следующий город, в который мы попадем, вам тоже нужно угадать. В этом городе много памятников, мостов, этот город построил один из наших царей, город расположен в северной части региона России, он стоит на реке Неве.
Д: Санкт-Петербург
В: Правильно, Санкт-Петербург
Физминутка
В: Мы сейчас проверим, знаете ли вы объекты и достопримечательности Санкт-Петербурга. Поиграем в игру «Мы покажем, а ты угадай», каждая из команд должна показать достопримечательность Санкт-Петербурга, а другая угадать и назвать.
Команды показывают Разводной мост, Казанский собор, Музей Крейсер Аврора, Дворцовую площадь.
В: Ребята, здесь лежат фотографии, нужно выбрать одну, которая относится к Санкт-Петербургу, назвать достопримечательность и прикрепить по объектам на доске.
Задание выполнено.
Задание 3.
В: Викторина наша продолжается. Прослушайте легенду и угадайте. Существует такая легенда:
Повелел своей дочери хан:
«К той реке снеси ты казан,
Не простой тот казан, золотой,
Ты держи его верной рукой…»
И красавица к речке сбежала
Крепко-накрепко пальчики сжала,
Но слишком тяжел был котел,
Миг – из рук и под воду ушел.
В: Как называется река, в которую, по преданию, упал котел?
Д: Казанка
В: А в каком городе протекает эта река?
Д: Казань
Задание 4
В: Наша викторина продолжается и следующий город, в который мы попадем, вы должны угадать. Этот город иногда называют третьей столицей и карманом России, как и в Москве есть Кремль и расположен он на месте слияния двух рек – Волги и Оки
Д: Нижний Новгород
В: Правильно, Нижний Новгород
Ребята, здесь лежат фотографии, где есть Кремль и вы должны найти Кремль Нижнего Новгорода.
Задание выполнено
В: Ребята, у нас есть коллекция магнитов, вам нужно будет по очереди выбрать магнитик Москвы и Санкт-Петербурга, рассказать о нем, а остальные ребята должны угадать о какой достопримечательности идет речь.
Дети выполняют задание
Подведение итогов.
В: Давайте вспомним, в каких городах мы сегодня с вами были?
Д: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород.
В: Посмотрим на доску, и сравним, чем же города похожи, а чем отличаются?
Д: Города похожи тем, что в каждом городе есть памятники, площади, соборы, театры, а отличаются тем, что Останкинская башня есть только в Москве, разводные мосты в Санкт-Петербурге
В: Еще чем схожи эти города:
Д: Это крупные города России, в них есть метро.
Станция «Достопримечательности»
В: Ребята, наша следующая станция «Достопримечательности»
Мы предлагаем вам подойти к нашему коллажу. Вы видите перед собой фотографии частей разных достопримечательностей Санкт-Петербурга и вам нужно угадать, с какого здания-памятника эти части. (Зимний дворец, памятник Медный всадник, Петропавловская крепость, Александровская колонна, Исаакиевский собор)
Дети выполняют задание.
Станция «Закончи картину»
В: Ребята, мы прибываем на станцию «Закончи картину»
Ваша задача дорисовать недостающий элемент и назвать, что изображено. (Кремль – Спасская башня ( недостающая часть-часы); Флаг России (отсутствует красный цвет); Спас-на-Крови (недостающая деталь- позолоченный купол); Петропавловская крепость (отсутствует шпиль).
Станция «Спортивная»
Физминутка
«Российская семья»
Живут в России разные народы (руки соединить в «замок»)
С давних пор,
Одним тайга по нраву, ( руки вверх и..)
Другим - степной простор. (..стороны)
У каждого народа язык свой и наряд (руки вперед, пальцы соединить)
Один черкеску носит, (руки над головой)
Другой надел халат. (имитация одевания халата)
Один - рыбак с рожденья, (ладони имитируют плаванье рыбки)
Другой - оленевод, (пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой)
Один кумыс готовит, (круговое поглаживание живота)
Другой готовит мед. (тыльной стороной ладони вытирают рот)
Одним милее осень, (руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями)
Другим милей весна. (приседают, поглаживают «траву»)
А Родина - Россия, («домик»)
У нас у всех одна. (берутся за руки)
Станция «Картография»
В: Мы сейчас с вами прибыли на станцию «Картография». Что это?
Д: Карта
В: Ребята, обратите внимание, знакома ли вам эта карта?
Д: Да! Это карта России.
В: Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая. Что изображено на карте России?
Д: Города, горы, реки, озера, моря, леса, степи.
В: Каким цветом на карте обозначают водоемы?
Д: Синим
В: Каким цветом на карте обозначают горы?
Д: Коричневым
В: Каким цветом на карте обозначают леса?
Д: Зеленым
В: Покажите на карте самые крупные горы. Покажите озеро Байкал, Ладожское озеро.
Д: показывают
В: А сейчас мы проведем конкурс капитанов.
В прошлом веке наша страна победила Великую Отечественную Войну. Недавно страна отметила 70-летие победы. В каком бы уголке России вы не побывали, везде есть свои герои, а также города-герои.
Задание: Нужно найти и поставить флажок на нашей карте, городов-героев:
Москва
Санкт-Петербург
Волгоград
Севастополь
Тула
Мурманск
В: Вы отлично справились с заданием.
Станция «Чаепитие»
Воспитатель читает стих:
Сверху пар, снизу пар -
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашечку чая.
Вот так мы живем: пряники жуем,
Чаем запиваем.
На Руси воду кипятили именно в самоваре, а сам чай заваривался в заварочном чайнике. Приглашали гостей, накрывали стол и устраивали посиделки.
В: В каком городе придумали самовар?
Д: В Туле
В: А что еще пекут в этом городе?
Д: Пряники
В: В прянике самое главное то, что делается он на меду, мед кладут в тесто, добавляют пряные пахучие травы. Отсюда и название пряник. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остыл.
Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития разных народов свои.
Например: в Узбекистане пьют зеленый чай, т.к. он утоляет жажду. Чай пьют из специальной чашки, которая называется пиалой.
В: Чай бывает разных вкусов. Если мы с вами заварим чай из листочков земляники, то как мы его назовем?
Д:Земляничным
В: С веточками вишни?
Д: Вишневый
В: Если в чай добавляем кусочки фруктов, то чай будет какой?
Д: Фруктовый
В: Если заболели, с какой травой, с какими ягодами вы пьете чай?
Д: С мятой, малиной, шиповником
В: А какой чай любят в вашей семье?
Ответы детей и проводится чаепитие с пряниками.