Статья
Аппликация с детьми трёхлетнего возраста
Трофимова Олеся Дмитриевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №107
Центрального района Санкт-Петербурга
Аппликация – это вырезание и наклеивание различных фигур, узоров или цельных картин из бумаги, картона, ткани и других материалов.
В жизнь малыша этот материал входит очень рано. Маленький ребёнок учится захватывать бумагу в кулачок, мнёт её, рвёт и бросает. Ребёнок постарше рассматривает книжки с картинками, рисует, играет бумажными игрушками.
Общение с бумагой незаметно влияет и на общее развитие ребёнка: укрепляются его пальчики; обогащаются сенсорные впечатления – на уровне ощущений он познаёт фактуру, плотность, цвет бумаги. У малыша появляется интерес к аппликации.
Традиционно считается, что аппликация-это кропотливое и сложное занятие для умелых и аккуратных детей старшего и дошкольного и младшего школьного возраста. Однако такое заблуждение лишает малышей новых возможностей творчества, получения новых знаний, обучения новым навыкам. Для того чтобы аппликация стала доступной для маленьких детей, занятия следует проводить с учётом их возрастных особенностей и возможностей.
При обучении детей 1-3 лет технике аппликации мы рекомендуем использовать простейшие приёмы работы: сминание, разрывание бумаги, наклеивание готовых фигурок, вырезанных взрослым, и др. Фигурки для аппликации должны быть достаточно крупными, чтобы малышам было удобно работать с ними. Сначала дети учатся располагать детали на картинке, затем наносить клей, аккуратно прикладывать и приклеивать детали к картинке, разглаживать их при помощи салфетки.
Развитие речи
Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.
Для удобства использования предложенных занятий в практической работе в каждом из них приведён примерный текст беседы взрослого с детьми. Этот вариант можно взять за основу, а в дальнейшем развивать диалог с детьми с учётом их интересов, возросших возможностей, конкретной ситуации.
Ознакомление с окружающим миром
Занятия аппликацией помогают систематизировать уже имеющиеся у них представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения. Сюжеты аппликаций желательно обыгрывать с помощью игрушек.
Развитие фантазии и творчества
Занятия аппликацией предполагают совместную работу взрослого и ребёнка. Для того чтобы заинтересовать малышей, надо обыграть ситуацию и эмоционально прокомментировать сюжет аппликации. В начале обучения необходимо показать детям, как работать с бумагой, клеем, ножницами. После того как сформируются основные навыки работы, у детей появляется больше возможностей для самостоятельной деятельности: предоставьте им определённую свободу при изготовлении аппликаций, дайте возможность придумать собственные сюжеты и различные способы их воплощения. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое начало личности).
Социальное развитие
Некоторые из описанных ниже занятий предполагают создание коллективной работы – дети под руководством взрослого создают вместе одну большую аппликацию. На таких занятиях малыши приобретают важные социальные навыки: учатся действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату. У них развиваются такие важные черты личности, как умение общаться, договариваться и т. п.
Личностное развитие
Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.
Старайтесь периодически организовывать выставки детских работ (желательно после каждого занятия). Не забывайте, что малышам необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите малышей, и не бойтесь перехвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.
Эстетическое развитие
На занятиях аппликацией предлагайте детям разные виды цветной бумаги и картона, а также бархатную и папиросную бумагу. Старайтесь, чтобы выбор цветов и оттенков был разнообразным. Можно использовать также старые журналы, упаковочную бумагу и т.п.
На обобщающем занятии предложите детям выполнить какую-нибудь одну аппликацию разными способами: побуждать малышей использовать различные материалы, менять композицию. Пусть каждый ребёнок выберет тот вариант, который нравится ему больше всего. Затем рассмотрите с детьми каждую работу, выделите её особенности. Именно таким путём, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание пробовать различные варианты воплощения задуманного, можно вызвать у них эстетическое чувство, научить видеть красоту.
Список литературы
1. Маханева М. Д., Рещикова С. В.
Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет: Методическое пособие тдля педагогов и родителей.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Янушко Е. А.
Аппликация с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.