Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

 Аппликация с детьми трёхлетнего возраста

Трофимова Олеся Дмитриевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №107
Центрального района Санкт-Петербурга

 

     Аппликация – это вырезание и наклеивание различных фигур, узоров или цельных картин из бумаги, картона, ткани и других материалов.

     В жизнь малыша этот материал входит очень рано. Маленький ребёнок учится захватывать бумагу в кулачок, мнёт её, рвёт и бросает. Ребёнок постарше рассматривает книжки с картинками, рисует, играет бумажными игрушками.

     Общение с бумагой незаметно влияет и на общее развитие ребёнка: укрепляются его пальчики; обогащаются сенсорные впечатления – на уровне ощущений он познаёт фактуру, плотность, цвет бумаги. У малыша появляется интерес к аппликации.

     Традиционно считается, что аппликация-это кропотливое и сложное занятие для умелых и аккуратных детей старшего и дошкольного и младшего школьного возраста. Однако такое заблуждение лишает малышей новых возможностей творчества, получения новых знаний, обучения новым навыкам. Для того чтобы аппликация стала доступной для маленьких детей, занятия следует проводить с учётом их возрастных особенностей и возможностей.

     При обучении детей 1-3 лет технике аппликации мы рекомендуем использовать простейшие приёмы работы: сминание, разрывание бумаги, наклеивание готовых фигурок, вырезанных взрослым, и др. Фигурки для аппликации должны быть достаточно крупными, чтобы малышам было удобно работать с ними. Сначала дети учатся располагать детали на картинке, затем наносить клей, аккуратно прикладывать и приклеивать детали к картинке, разглаживать их при  помощи салфетки.

     Развитие речи

     Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

     Для удобства использования предложенных занятий в практической работе в каждом из них приведён примерный текст беседы взрослого с детьми. Этот вариант можно взять за основу, а в дальнейшем развивать диалог с детьми с учётом их интересов, возросших возможностей, конкретной ситуации.

     Ознакомление с окружающим миром

     Занятия аппликацией  помогают систематизировать уже имеющиеся у них представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения. Сюжеты аппликаций желательно обыгрывать с помощью игрушек.

     Развитие фантазии и творчества

     Занятия аппликацией предполагают совместную работу взрослого и ребёнка. Для того чтобы заинтересовать малышей, надо обыграть ситуацию и эмоционально прокомментировать сюжет аппликации. В начале обучения необходимо показать детям, как работать с бумагой, клеем, ножницами. После того как сформируются основные навыки работы, у детей появляется больше возможностей для самостоятельной деятельности: предоставьте им определённую свободу при изготовлении аппликаций, дайте возможность придумать собственные сюжеты и различные способы их воплощения. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое начало личности).

     Социальное развитие

Некоторые  из описанных ниже занятий предполагают создание коллективной работы – дети под руководством взрослого создают вместе одну большую аппликацию. На таких занятиях малыши приобретают важные социальные навыки: учатся действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату. У них развиваются такие важные черты личности, как умение общаться, договариваться и т. п.

     Личностное развитие

     Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.

     Старайтесь периодически организовывать выставки детских работ (желательно после каждого занятия). Не забывайте, что малышам необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите малышей, и не бойтесь перехвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

     Эстетическое развитие

     На занятиях аппликацией предлагайте детям разные виды цветной бумаги и картона, а также бархатную и папиросную бумагу. Старайтесь, чтобы выбор цветов и оттенков был разнообразным.  Можно использовать также старые журналы, упаковочную бумагу и т.п.

     На обобщающем занятии предложите детям выполнить какую-нибудь одну аппликацию разными способами: побуждать малышей использовать различные материалы, менять композицию. Пусть каждый ребёнок выберет тот вариант, который нравится ему больше всего. Затем рассмотрите с детьми каждую работу, выделите её особенности. Именно таким путём, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание пробовать различные варианты воплощения задуманного, можно вызвать у них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

Список литературы

   1.  Маханева М. Д.,  Рещикова С. В.

Игровые занятия с детьми  от 1 года до 3 лет: Методическое пособие тдля педагогов и родителей.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.  Янушко Е. А.

     Аппликация с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»