с использованием нетрадиционных техник рисования
Весенний пейзаж
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад № 40
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель: учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, а также музыку и поэзию.
Задачи:
закреплять представления детей о характерных признаках весны;
познакомить детей с нетрадиционным видом изобразительной техники тампонирования поролоном;
активизировать речь детей, уточняя и систематизируя представления о характерных признаках весны;
пополнять словарный запас детей;
научить детей пониманию того, что цветом, художник может выразить свое настроение и «настроение» природы;
развивать образное восприятие, воображение, творчество, мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание.
Материалы и оборудование: белая бумага формата А4, акварель, гуашь (коричневая и зеленая, влажные салфетки, кисти (круглые №2, плоские №5, трафарет из картона «дерево", поролоновые губки; банки с водой; репродукции весенних пейзажей;
аудиозапись: А. Вивальди «Времена года. Весна»
Предварительная работа: наблюдения за весенней природой во время прогулок, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением весенних деревьев, весенней природы, слушание музыкальных произведений П.И.Чайковского и А. Вивальди из циклов «Времена года»; чтение рассказов о весне, заучивание стихотворений о весне.
Ход занятия.
Мотивационный этап
К солнышку потянулись, лучики взяли. К сердцу прижали, друг другу отдали.
- Почувствовали внутри себя тепло и радость?
Основной этап
- Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время года, которое дарит нам необыкновенную красоту.
Что такое? В чём же дело?
Небо вдруг заголубело,
И умчались злые стужи.
На дворе - капель да лужи.
Кто же в этом виноват?
Ну, конечно, месяц март!
- Какие ещё весенние месяцы знаете?
Это время года называется – весна.
- Давайте поиграем с вами. Я буду называть приметы весны, если вы будете согласны - хлопайте, а если не согласны - топайте.
Тает снег;
Набухают почки на деревьях;
С деревьев опадают листья;
Солнце светит ярче;
Дни становятся длиннее;
За окном воет вьюга;
Расцветают подснежники.
- Весна – замечательное, очень красивое время года.
- Кто хочет рассказать стихотворение о весне?
Выставка репродукций картин и иллюстрированного материала.
- Но про весну писали не только поэты, но и художники.
Они использовали в своих картинах яркие насыщенные цвета, потому что весна – это время пробуждения, время радости. Небо становится светлым, на деревьях начинают появляться зеленые листочки.
- Скажите, каких красок больше на картине – ярких, светлых или темных?
- Как вы думаете, можно ли назвать эту картину радостной?
- Художники специально подобрали для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое настроение.
- Давайте вспомним, как называют художников, которые пишут картины о природе? Как называются их картины?
- Вот мы с вами и выяснили, что каждое время года красиво по-своему. О красоте весны:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна. (Е. Карганова).
- Музыканты и композиторы по - своему воспевают красоту природы. И П.И.Чайковский, и А. Вивальди сочинили цикл музыкальных композиций «Времена года». Сегодня на занятии прослушаем «Весну» А. Вивальди.
- Предлагаю вам вспомнить, как рисуется дерево. С чего начнём рисовать?
- Правильно. Но сегодня мы будем рисовать необычно, перед вами лежат листы бумаги и трафареты деревьев. Кладём трафареты на лист, прижимаем его пальцами к листу, другой рукой берём губку, макаем ее в воду и отжимаем. Затем макаем в любую акварельную краску, только не коричневую и не чёрную, потому что весна яркое время года. Дальше проводим этим цветом горизонтальную полосу с самого верха листа. Промываем губку и отжимаем ее, затем макаем в другой цвет. И проводим следующую полоску, под первой. И так все цвета вашей палитры по очереди, можно даже повторить.
- После последней полоски, когда лист полностью затонирован, аккуратно убираем трафарет и даём высохнуть листу. Таким образом, на листе остались не закрашенные краской деревья.
- Пока работы сохнут, мы с вами поиграем.
Подвижная игра «Веснянка»
(Движения выполняются по тексту.)
-Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
- Отдохнули. Проходите на свои места.
(В течение всей практической работы детей звучит аудиозапись «Времена года. Весна» А. Вивальди).
- Берём кисточку и набираем коричневую гуашь. Закрашиваем ствол и ветки дерева. Даём подсохнуть. И тоненькой кистью методом примакивания рисуем немного листьев на ветвях зелёной гуашью, а с помощью губки поверх можно нарисовать крону деревьев и цветущие яблони, груши и вишни. Наши пейзажи готовы.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Заключительный этап.
-Давайте рассмотрим ваши работы и выделим наиболее удачные. Что получилась в работах, а что нет?
- Предлагаю детям раздать друг другу смайлики