Конспект ООД общеразвивающей направленности в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Загадки осенней волшебнице» (опытно – исследовательская деятельность) Григорович Ольга Константиновна воспитатель ГБДОУ детский сад №72 Красносельского района г. Санкт – Петербург Морылёва Виктория Александровна воспитатель ГБДОУ детский сад №72 Красносельского района г. Санкт - Петербург Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью, о деревьях и осенних листьях. Исследовать листья, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. Задачи: Обучающие: - Продолжать формировать представление о чередовании времён года; - Закреплять знания о сезонных изменениях в природе осенью; - Закреплять знания детей о знакомых деревьях и их листьях; - Формировать и активизировать словарный запас; учить образовывать однокоренные слова и согласовывать существующие с прилагательными (берёза - берёзовый лес, и т. д.). Развивающие: - Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе; - Развивать наблюдательность, внимание, память. Воспитательные: - Воспитывать любовь к природе, эмоционально отзываться на красоту осеннего леса, деревьев, листьев, видеть прекрасное во всех проявлениях золотой осени. - Воспитывать любознательность. Метод и приёмы: - Наглядный - Словесный - Игровой - Исследовательский Использование современных образовательных технологий: ИКТ – технологии, здоровье сберегающие, игровые технологии, технологии сотрудничества. Материалы и оборудование к занятию: - разрезные картинки осенних листьев (дуб, берёза, рябина, клён). - волшебный мешочек с осенними листьями, кисточка, конверт с заданиями. - засушенный листок клёна, свежий кленовый лист - мультимедийный проектор (презентация). Раздаточный материал: - свежие листья комнатных растений, засушенные листья, деревянные брусочки, два комплекта белых тряпочек на каждого ребёнка Предварительная работа: - наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; - рассматривание деревьев и их листьев; - чтение стихов и рассказов об осени. Активизация словаря: хлорофилл. Структура занятия: 1 часть – организационный момент – 2 мин. 2 часть – основная часть занятия – 15 мин. 3 часть – итог занятия – 3 мин. Общее время занятия – 20 мин. Ход образовательной деятельности. № п/п Этап образовательной области Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей 1. Вводная часть Дети занимают места рядом с воспитателем Воспитатель (далее В) В:-Здравствуйте, ребята, рада вас всех видеть. - Ребята, а какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень) - А какое сейчас время года? (осень) - Чем осень отличается от других времён года? (листья меняют окраску и опадают, травка желтеет, перелётные птицы улетают на юг, животные готовятся к зиме и т.д.) - Верно. Осень, как и все времена года, по-своему прекрасна, особенно середина осени, а кто может напомнить, как называют такую осень? - её называют «Золотая осень». Посмотрите, что у меня есть (показ волшебного мешочка), а в мешочке что – то лежит. Давайте пофантазируем, что же может быть в этом мешочке? (педагог извлекает из мешочка осенние листья) - Как вы думаете, кто так красиво мог разукрасить листья? (ответы детей) - Конечно, это Осень, и я хочу вам рассказать одну историю. Дети беседуют по вопросам с воспитателем Дети отвечают на вопросы 2. Основная часть Создание проблемной ситуации Дети садятся на ковёр На экране появляется изображение Осени (слайд №1). (слайд №2). (слайд №3). (слайд №4). (слайд №5). (слайд №6). (слайд №7). (слайд №8). (слайд №9). (слайд №10). В:- тогда садитесь на ковёр чтобы вам было удобно, следите за осанкой. Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она красивой и капризной, часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке хранила она свое главное сокровище – волшебную кисточку. Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес. Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась творить чудеса. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит – а неподалёку, с края поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи». Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. Довольна Осень своей работой. В: - Ребята, а вам понравились осенние картины художницы Осени? В: - А вот злой волшебнице не понравились, осенние, яркие краски. И задумала она украсть волшебную кисточку у Осени, и украла. Расстроилась Осень сидит плачет, а злая волшебница радуется, и говорит: «Верну тебе кисточку тогда, когда найдёшь себе помощников, которые исполнят все мои задания!». - Ребята, как вы думаете, среди нас Осень может найти себе помощников? - Тогда давайте вместе поможем Осени. Дети отвечают на вопрос Дети отвечают на вопрос Физкульт минутка Дети встают в круг вместе с воспитателем. В: А, теперь предлагаю вам немного размяться, присоединяйтесь ко мне. По дороге мы идем, Листья сыплются дождем. Красно – желтый листопад Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.) А по небу ходят тучи, Не пробьется солнца лучик. Ветер дует с высоты, Вянут травы и цветы. (Руки вверх.) Мы к плечам прижали руки, Начинаем их вращать. Прочь, усталость, лень и скука. Будем листья собирать. (Вращение руками.) То налево посмотрели, То направо поглядели. Лист дубовый, клена лист Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.) Низко – низко приседаем, И листочки собираем. Соберем большой букет Славной осени привет. (Приседание.) Дети встают по кругу и повторяют движения за воспитателем. 1 задание: Игра «Собери листок» Дети стоят рядом с воспитателем Дети подходят к столам В: - Ой, ребята смотрите какой – то конверт лежит, давай те посмотрим, что в нем (педагог открывает конверт, а в нем задание от злой волшебнице). В: - А сейчас, ребята, нам нужно будет разделитесь на две команды, чтобы было быстрее и веселее. Каждой команде я даю конверт в них лежат разрезанные картинки с изображением осенних листочков. Наша задача правильно сложить картинки и сказать, с каких деревьев эти листочки. В: - Молодцы, ребята! И с этим заданием мы справились. Дети делятся на две команды, собирают разрезные картинки и называют листья 2 задание: Игра «Лес» Дети сидят на ковре. На фланелеграфе изображения осенних деревьев В: - Вот мы с вами попали в лес. В лесу растут разные деревья. А представьте, что мы с вами попали в волшебный лес, в котором растут одни берёзы как будет называться такой лес? (берёзовый). - Как называется лес, в котором растут одни дубы? (дубовый). - Как называется лес, в котором растут одни рябины? (рябиновый). - Как называется лес, в котором растут одни клёны? (кленовый). В: - Мне очень нравится, как вы справляетесь с заданием! - Дети, я совсем забыла, как же называется явление в природе, когда листья опадают с деревьев? (листопад) - А какие слова напоминает это слово, из каких двух слов оно могло образоваться? – «листья» и «падают». А почему это происходит, как вы думаете? - Осенью деревьям не хватает света и тепла, прекращается сокодвижение, деревья готовятся ко сну. Поэтому листья меняют свою окраску, слабеют и при малейшем дуновении ветра, кружась в воздухе, падают на землю…. Дети называют деревья Дети отвечают на вопросы. Дети высказывают свои предположения 3 задание: «Узнайте какой листок нашли давно, а какой сегодня» Опыт «Почему лист зелёный?» Дети сидят на ковре Дети стоят около столов В: - Ребята, посмотрите, перед вами два листочка, как вы думаете, листья одинаковые или разные? Чем они отличаются? Верно, один лист сухой, а другой свежий. Как вы это узнали? Почему одни сухие, а другой свежий? Какой листочек злая волшебница нашла сегодня, а какой давно? В: - Вы отлично постарались, ребята! В: -А теперь пришло время провести опыт с листьями. Как настоящие учёные мы будем их исследовать. Для нашего исследования нам понадобятся листья, тряпочки, деревянные брусочки. Сначала исследуем свежий зелёный листочек. Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным брусочком сильно прокатайте по листочку сквозь ткань. После того, как зеленый лист прокатали деревянным бруском, что-то осталось на наших тканях? Почему листочек оставляет зеленый «след», как вы думаете? Потому что в зеленом листике содержится особое вещество, которое называется хлорофилл. Давайте вместе повторим это слово. А сейчас, ребята, возьмите сухие листочки и попробуйте сделать то же самое. Посмотрите, что получается? Остаются следы у этих листиков? Почему? Да, ребята сухие листочки не могут оставлять след, потому что хлорофилла в них нет. Вырабатывается хлорофилл в листочках под солнечными лучами. А что происходит с солнышком осенью? (оно меньше светит, плохо греет…) Солнышко осенью все меньше и меньше, хлорофилла в листочках тоже становится мало и листики становится разноцветными, высыхают и опадают. В: - Ребята, как вы думаете со всеми заданиями, которые нам задала злая волшебница мы справились? (да) И теперь злая волшебница должна вернуть волшебную кисточку Осени, давайте проверим волшебный мешочек. (педагог достаёт из волшебного мешочка кисточку). Мы молодцы, помогли вернуть Осени кисточку и теперь Осень будет продолжать нас радовать своими чудесами. Дети высказывают свои предположения Дети проводят опыт и высказывают свои предположения, делают вывод. 3. Заключительная часть Дети сидят на ковре В: - Давайте вспомним, что же сегодня с нами происходило? - О каком времени года мы сегодня говорили? - А почему мы помогали Осени? - Какие задания мы выполняли? - Что нового мы узнали? Дети отвечают на вопросы.