Конспект образовательной деятельности с использованием
педагогической технологии квест для детей старшей группы
Весенний переполох
педагогической технологии квест для детей старшей группы
Весенний переполох
Бугакова Надежда Вениаминовна,
воспитатель ГБДОУ Детский сад №49
Красносельского района Санкт-Петербурга
Красносельского района Санкт-Петербурга
Цель: создать условия для обобщения и закрепления знаний детей о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Образовательные задачи:
Образовательные задачи:
- Систематизировать и обобщить представления детей о весенних изменениях в природе (неживая природа: день становится длиннее, ночь короче, тает снег и т.д.; живая природа: прилетают птицы, появляются подснежники, просыпаются дикие звери, меняют зимнюю шубку на летнюю и другие);
- Расширять представление о лесных животных, их образе жизни;
- Продолжать учить узнавать и называть перелетных птиц;
- Закрепить признаки живой природы.
- Учить устанавливать причинно - следственные связи, посредством использования элементов ТРИЗ технологии
- Продолжать учить пользоваться развернутыми предложениями, отвечать четко, ясно, внятно;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.
Развивающие задачи:
- Развивать внимание, умение слушать и слышать.
- Развивать умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата.
- Развивать умение работать по моделям и мнемотаблицам.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,
Демонстрационный материал: презентация «Весенний переполох»; снежинки с заданиями;
Техническое и музыкальное сопровождение: интерактивная доска, ноутбук, записи произведений Шопен «Весенний вальс», Ф. Лист «Метель».
Предварительная работа: беседы о признаках весны, о первоцветах, животных и птицах. Рассматривание иллюстраций о весне и весенних цветах, чтение художественной литературы. Прослушивание музыкальных произведений о весне.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно,
Такую красоту мы ждали давно:
И небо, и солнце и даже капель,
Синички на ветке звонкая трель!
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Грачи прилетели, ручьи зазвенели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Дети- Весна.
Воспитатель: Правильно. Что хорошего в том, что наступила весна? А что плохого?
У весны есть помощники- 3 братца месяца. Кто их знает не зевай, поскорее отвечай.
Дети: март, апрель, май
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему наступила весна?
Дети: потому что солнце поднялось высоко и греет сильнее.
Воспитатель: Солнышко выглянуло, расправило свои лучики. Вниз на землю поглядывает: то удивляется, то веселится, то печалится.
(Игра на развитие мимических движений «Солнышко»)
Давайте развеселим солнышко, поиграем с ним. ( Гимнастика для глаз)
Солнышко с тучками в прятки игрались- движения глазами вверх-вниз,
Вправо-влево, вверх и вниз тучки разлетались.вправо-влево без поворота головы
Тучки попрятались, тучек не стало,-закрыть глаза ладонями
Солнце на небе вовсю засияло. -поморгать глазами
Какое солнышко весной? Как оно светит? Правильно: тепло, жарко. Солнышко поднялось выше и светит ярче.
стало солнце пригревать (поднять ладошки вверх)
стали капли стучать
капля- раз, капля- два,
капли медленно сперва.
а потом, потом, потом,
все бегом, бегом, бегом.
Побежали ручейки
их попробуй догони.
Побежим и мы за ручейком. Посмотрим, как встречает весну лес.
Дети под музыку друг за другом идут в лес.
Воспитатель: Заглянул ручеек на лесную полянку и что же он там увидел? Это похоже на весну? Странно. Давайте ее позовем.
Дети: Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март —
Солнцу рад;
Апрель, апрель —
Откроет дверь;
Май, май —
Сколько хошь гуляй!
Прилетает сорока : Тра-та-та, тра-та-та, я сорока-белобока, везде летаю, все про всех знаю. Зима пролетала и громко кричала: «Лесные жители, спите – отдыхайте хоть целый год, весны не будет, я её заколдовала. Если уж спать вам надоест, выполните мои задания, тогда я её расколдую. Зима.»
Ведущий: Да, трудно вам будет. Что ж ребята, делать? Ведь без нее не распуститься листва на деревьях, не зацветут цветы, не вырастет трава, не прилетят птицы. Да и все живое может погибнуть.
Дети: Надо помочь лесным жителям
Воспитатель: Я с вами согласна, Ребята, надо выручать лес. А вы готовы выполнить все задания Зимы? А не побоитесь?
Ребята, смотрите, а вот и первое задание, под елкой спряталось (достаёт снежинку с цифрой 1, читает). Какие изменения происходят весной в неживой природе.
Ребята, давайте вспомним на каких два огромных мира можно разделить всю природу? Дети: мир живой и неживой природы.
Воспитатель: Назовите признаки живой природы.
Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что же относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?
Дети: Это живая природа.
Воспитатель: Помогите мне назвать признаки весны в неживой природе. Начинать предложение надо со слова – Весной… Весной солнце пригревает.
Дети: Весной тает снег. Весной начинается капель. Весной бегут ручьи. Весной ледоход. Весной появляются проталинки.
Воспитатель: Ребята, давайте изобразим тающий сугроб.
Воспитатель читает текст, а дети изображают то, о чем в нем говорится.
«На поляне сугроб. Большой-пребольшой.( стоят) Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца.( присесть) И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки.( идут по кругу) Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья.( бегут врассыпную) Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река.( бегут по кругу) Бежит река, увлекая за собой прошлогодние ветки и листья. И вскоре река влилась в озеро и исчезла».( разошлись)
Воспитатель: Ребята, слышите ручейки зажурчали на лесной полянке? Значит мы с одним заданием справились. А где же второе задание? А вот вторая снежинка. Послушайте : Скажите, как в лесу деревья готовятся к встрече Весны?
Дети: У них набухают почки.
Воспитатель: Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение. Догадайтесь, что такое сокодвижение?
Дети: От корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.
Воспитатель: А что происходит с почками дальше?
Дети: Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на полянку, что вы заметили? На некоторых деревьях появились листочки.
Я предлагаю поискать 3 снежинку. Итак, какое же тут задание. Слушайте внимательно. Нам надо разгадать загадки.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? – ….
(Утка)
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его..
(Скворец)
С вырезом глубокий хвост,
Небольшой у птицы рост.
Мы «касаткой» называем,
А весною наблюдаем.
(Ласточка)
Молодцы, все загадки отгадали. А теперь скажите, кто из этих птиц первым возвращается в родные края? Почему?
Дети: Грач прилетает, как только в поле появляются первые проталины .
Воспитатель: Какие птицы прилетают последними?
Дети: Ласточка, стриж прилетают, когда появляются насекомые.
Воспитатель: А чем занимаются птицы после прилета?
Дети: Строят и ремонтируют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов.
Воспитатель: Что поменялось на опушке леса? Прилетели птицы. Давайте послушаем, как они поют. Пора оправляться за следующим заданием. Снежинка 4
Внимание, задание. Решите задачки: ЗАДАЧА 1. "Как узнают животные о приходе весны?".
Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.
Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?
Дети: Растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.
ЗАДАЧА 2. "Откуда на кусте заячья шерсть?"
Давайте представим, что мы идем мы по тропинке тихо-тихо, чтобы всё слышать, всё видеть, никого не спугнуть. И вот – впереди – что это? Видите? Клок заячьей шерсти на кусте! А вот еще один клок от заячьей зимней шубы – висит на веточке. Кто развесил на кустах клоки заячьей зимней шубки на ветках? Что случилось и почему заячья шерстка оказалась на кустах, а не на зайце?
Дети: зайцы поменяли шубку с белой на серую. Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев. Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, ребята, вот и животные проснулись и появились на полянке. Значит с заданием мы справились.
А где же ручеек? А он побежал дальше и забежал на лужайку. Солнце пригревает все сильнее, и здесь появились первые проталины. Что такое проталины?
Дети: Проталины- это место, где растаял снег и видна земля .
Воспитатель: Вот и 5 снежинка. Итак, задание. Посмотрите на картинки и скажите, что здесь лишнее. Почему?
Дети: Ромашка. Она цветет летом, а все остальные весной.
Какие первоцветы, растущие в нашем краю, вы знаете?
Сорока: Ну, и молодцы же вы, ребята, будто Весна – красна сама в гости к нам пожаловала, так тепло и светло вокруг стало. Спасибо вам большое.
Воспитатель: Сорока, нам пора возвращаться в наш детский сад. До свидания, Сорока!
Сорока улетает.
Воспитатель: Если вам сегодня было интересно, то поставьте в ручеек красные кораблики. А если вам нравится и не нравится, то желтые кораблики.
Было неинтересно, скучно - посадите синие кораблики.
Ребята, я вижу, что вам понравилось.
А наш ручеек удивился: так много он узнал и увидел, побывал в чаще лесной и на полянке и побежал дальше , спешил слиться с другими ручейками, добежать до большой реки , а с ним и наши кораблики отправились в дальнее путешествие.
Демонстрационный материал: презентация «Весенний переполох»; снежинки с заданиями;
Техническое и музыкальное сопровождение: интерактивная доска, ноутбук, записи произведений Шопен «Весенний вальс», Ф. Лист «Метель».
Предварительная работа: беседы о признаках весны, о первоцветах, животных и птицах. Рассматривание иллюстраций о весне и весенних цветах, чтение художественной литературы. Прослушивание музыкальных произведений о весне.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно,
Такую красоту мы ждали давно:
И небо, и солнце и даже капель,
Синички на ветке звонкая трель!
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Грачи прилетели, ручьи зазвенели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Дети- Весна.
Воспитатель: Правильно. Что хорошего в том, что наступила весна? А что плохого?
У весны есть помощники- 3 братца месяца. Кто их знает не зевай, поскорее отвечай.
Дети: март, апрель, май
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему наступила весна?
Дети: потому что солнце поднялось высоко и греет сильнее.
Воспитатель: Солнышко выглянуло, расправило свои лучики. Вниз на землю поглядывает: то удивляется, то веселится, то печалится.
(Игра на развитие мимических движений «Солнышко»)
Давайте развеселим солнышко, поиграем с ним. ( Гимнастика для глаз)
Солнышко с тучками в прятки игрались- движения глазами вверх-вниз,
Вправо-влево, вверх и вниз тучки разлетались.вправо-влево без поворота головы
Тучки попрятались, тучек не стало,-закрыть глаза ладонями
Солнце на небе вовсю засияло. -поморгать глазами
Какое солнышко весной? Как оно светит? Правильно: тепло, жарко. Солнышко поднялось выше и светит ярче.
стало солнце пригревать (поднять ладошки вверх)
стали капли стучать
капля- раз, капля- два,
капли медленно сперва.
а потом, потом, потом,
все бегом, бегом, бегом.
Побежали ручейки
их попробуй догони.
Побежим и мы за ручейком. Посмотрим, как встречает весну лес.
Дети под музыку друг за другом идут в лес.
Воспитатель: Заглянул ручеек на лесную полянку и что же он там увидел? Это похоже на весну? Странно. Давайте ее позовем.
Дети: Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март —
Солнцу рад;
Апрель, апрель —
Откроет дверь;
Май, май —
Сколько хошь гуляй!
Прилетает сорока : Тра-та-та, тра-та-та, я сорока-белобока, везде летаю, все про всех знаю. Зима пролетала и громко кричала: «Лесные жители, спите – отдыхайте хоть целый год, весны не будет, я её заколдовала. Если уж спать вам надоест, выполните мои задания, тогда я её расколдую. Зима.»
Ведущий: Да, трудно вам будет. Что ж ребята, делать? Ведь без нее не распуститься листва на деревьях, не зацветут цветы, не вырастет трава, не прилетят птицы. Да и все живое может погибнуть.
Дети: Надо помочь лесным жителям
Воспитатель: Я с вами согласна, Ребята, надо выручать лес. А вы готовы выполнить все задания Зимы? А не побоитесь?
Ребята, смотрите, а вот и первое задание, под елкой спряталось (достаёт снежинку с цифрой 1, читает). Какие изменения происходят весной в неживой природе.
Ребята, давайте вспомним на каких два огромных мира можно разделить всю природу? Дети: мир живой и неживой природы.
Воспитатель: Назовите признаки живой природы.
Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что же относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?
Дети: Это живая природа.
Воспитатель: Помогите мне назвать признаки весны в неживой природе. Начинать предложение надо со слова – Весной… Весной солнце пригревает.
Дети: Весной тает снег. Весной начинается капель. Весной бегут ручьи. Весной ледоход. Весной появляются проталинки.
Воспитатель: Ребята, давайте изобразим тающий сугроб.
Воспитатель читает текст, а дети изображают то, о чем в нем говорится.
«На поляне сугроб. Большой-пребольшой.( стоят) Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца.( присесть) И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки.( идут по кругу) Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья.( бегут врассыпную) Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река.( бегут по кругу) Бежит река, увлекая за собой прошлогодние ветки и листья. И вскоре река влилась в озеро и исчезла».( разошлись)
Воспитатель: Ребята, слышите ручейки зажурчали на лесной полянке? Значит мы с одним заданием справились. А где же второе задание? А вот вторая снежинка. Послушайте : Скажите, как в лесу деревья готовятся к встрече Весны?
Дети: У них набухают почки.
Воспитатель: Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение. Догадайтесь, что такое сокодвижение?
Дети: От корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.
Воспитатель: А что происходит с почками дальше?
Дети: Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на полянку, что вы заметили? На некоторых деревьях появились листочки.
Я предлагаю поискать 3 снежинку. Итак, какое же тут задание. Слушайте внимательно. Нам надо разгадать загадки.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? – ….
(Утка)
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его..
(Скворец)
С вырезом глубокий хвост,
Небольшой у птицы рост.
Мы «касаткой» называем,
А весною наблюдаем.
(Ласточка)
Молодцы, все загадки отгадали. А теперь скажите, кто из этих птиц первым возвращается в родные края? Почему?
Дети: Грач прилетает, как только в поле появляются первые проталины .
Воспитатель: Какие птицы прилетают последними?
Дети: Ласточка, стриж прилетают, когда появляются насекомые.
Воспитатель: А чем занимаются птицы после прилета?
Дети: Строят и ремонтируют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов.
Воспитатель: Что поменялось на опушке леса? Прилетели птицы. Давайте послушаем, как они поют. Пора оправляться за следующим заданием. Снежинка 4
Внимание, задание. Решите задачки: ЗАДАЧА 1. "Как узнают животные о приходе весны?".
Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.
Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?
Дети: Растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.
ЗАДАЧА 2. "Откуда на кусте заячья шерсть?"
Давайте представим, что мы идем мы по тропинке тихо-тихо, чтобы всё слышать, всё видеть, никого не спугнуть. И вот – впереди – что это? Видите? Клок заячьей шерсти на кусте! А вот еще один клок от заячьей зимней шубы – висит на веточке. Кто развесил на кустах клоки заячьей зимней шубки на ветках? Что случилось и почему заячья шерстка оказалась на кустах, а не на зайце?
Дети: зайцы поменяли шубку с белой на серую. Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев. Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, ребята, вот и животные проснулись и появились на полянке. Значит с заданием мы справились.
А где же ручеек? А он побежал дальше и забежал на лужайку. Солнце пригревает все сильнее, и здесь появились первые проталины. Что такое проталины?
Дети: Проталины- это место, где растаял снег и видна земля .
Воспитатель: Вот и 5 снежинка. Итак, задание. Посмотрите на картинки и скажите, что здесь лишнее. Почему?
Дети: Ромашка. Она цветет летом, а все остальные весной.
Какие первоцветы, растущие в нашем краю, вы знаете?
Сорока: Ну, и молодцы же вы, ребята, будто Весна – красна сама в гости к нам пожаловала, так тепло и светло вокруг стало. Спасибо вам большое.
Воспитатель: Сорока, нам пора возвращаться в наш детский сад. До свидания, Сорока!
Сорока улетает.
Воспитатель: Если вам сегодня было интересно, то поставьте в ручеек красные кораблики. А если вам нравится и не нравится, то желтые кораблики.
Было неинтересно, скучно - посадите синие кораблики.
Ребята, я вижу, что вам понравилось.
А наш ручеек удивился: так много он узнал и увидел, побывал в чаще лесной и на полянке и побежал дальше , спешил слиться с другими ручейками, добежать до большой реки , а с ним и наши кораблики отправились в дальнее путешествие.