Методическая разработка: познавательно-творческий проект �Книжкины именины� в подготовительной группе Зарянова Елена Михайловна, воспитатель подготовительной группы ГБДОУ детский сад №43 Пусть эта книжная неделя Продлится только до апреля, Но вы, читающий народ, Любите книгу круглый год! (С.Я. Маршак) Тема:�приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы. Тип проекта:�педагогический, творческий, краткосрочный. Участники проекта:�воспитанники�� подготовительной группы;�воспитатели, родители, музыкальный руководитель. Актуальность: Ежегодно, в последнюю неделю марта, по всей стране отмечаются �Книжкины именины�, цель которых популяризация детской книги. Впервые �Книжкины именины� прошли в 1943 году по инициативе детского писателя Л. Кассиля. В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Дети в недостаточной степени имеют представление о книге и ее важном значении в жизни человека. Не владеют обобщающим понятием о книге вообще, не умеют составлять рассказы, так как у детей крайне бедный запас слов. На смену книгам приходят мультфильмы, а вместе с ними новые, далекие от сказок, герои. Бесспорно, среди этих героев есть добрые помощники, но достаточно часто встречаются сражающиеся со всем миром �супергерои�, разнообразные монстры, злодеи, исповедующие культ насилия. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. С целью актуализации знаний дошкольников создан данный проект. Участие детей в проекте �Книжкина неделя� позволит максимально обогатить знания и представления о книге, ее значимости, развить связную речь, творческие способности детей. Цели проекта: �Формирование интереса у детей к детской литературе через творческую и познавательную деятельность, введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующим приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей, выявить знание детских сказок через различные виды игр, привлечение родителей к совместному творчеству в рамках �Книжкиной недели�, воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережного отношению к ней. Задачи: 1.�����Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя. 2.�����Познакомить детей с творчеством детских писателей и поэтов. 3.�����Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. 4.�����Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к сказке, художественной литературе, поэзии. 5.�����Способствовать поддержанию традиций семейного чтения. 6.�����Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей. 7.�����Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей. 8.�����Расширить возможности сотрудничества с библиотекой,�активизировать посещение библиотеки. Методы: ��������Чтение сказок, детских рассказов, журналов и стихов. ��������Рисование детьми литературных героев. ��������Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. ��������Пересказ прочитанных произведений, их инсценирование. ��������Самостоятельное составление рассказов. ��������Рассказывание сказок собственного сочинения. ��������Иллюстрирование сказок собственного сочинения (совместно с родителями). ��������Рассматривание иллюстраций разных художников к произведениям. ��������Загадки о сказках, героях сказок. ��������Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. План реализации проекта. Этапы: Подготовительный: 1.�����Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы. 2.�����Беседа с детьми �Моя любимая книга� 3.�����Познакомить педагогов и родителей с проектом. 4.�����Подобрать методическое обеспечение проекта. 5.�����На период реализации проекта, пополнить уголки чтения в группах необходимой литературой из фонда сельской библиотеки. Основной: 1.�����Разработать перспективный план-конспект занятий. 2.�����Организация выставки �Хит-парад любимых книг�. 3.�����Выставка детских рисунков �Мой любимый сказочный герой� 4.�����Печатная консультация для родителей �Книга в жизни ребенка�. 5.�����Привлекать родителей к работе над проектом. Завершающий: 1.�����Проведение книжной викторины. 2.�����Выставка книг- самоделок, сделанных родителями и детьми. 3.�����Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам. Предполагаемый результат: •���������Повышение интереса детей к художественной литературе. •���������Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка. •���������Возрождение домашнего чтения. •���������Обобщение и распространение семейного опыта. План работы на �Книжкину неделю�: Перед проведением �Книжкиной недели� в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг по следующим темам: �Умные книжки�, �Книжки – малышки�, �Волшебные сказки�, �Моя любимая книга�, составлен перспективный план мероприятий непрерывной образовательной деятельности; проводилась беседа о предстоящем празднике. Детям и родителям было дано домашнее задание: — перечитать любимые книжки, — нарисовать любимых героев, — собрать дома и у знакомых книги, требующие ремонта. �Сказочный понедельник� 1.�����Открытие �Книжной недели�. Показ презентации �История создания книги�. Беседа �Правила обращения с книгой�. 2.�����Оформление тематических книжных выставок в группе �Мои любимые книги�, �Мои любимые сказки�. 3.�����Работа в книжном уголке. Знакомство с выставкой, рассматривание книг, чтение произведений, беседы о прочитаном. 4.�����Организация продуктивной деятельности. �Журнальный вторник� 1.�����Вводная беседа о многообразии детской литературы (журналов). 2.������Книжная больница� - организация по ремонту старых журналов и книг. 3.�����Организация продуктивной деятельности детей на основе литературных произведений. �Театральная среда� 1.�����Организация театрализованной и игровой деятельности детей, создание условий для самостоятельного творчества детей в игре. (Настольные игры, кубики �Мои любимые сказки�, пазлы �Русские народные сказки�, плоскостной театр, театр би-ба-бо. 2.�����Разыгрывание этюдов и сказок по ролям. 3.�����Выставка детских рисунков �Мой любимый сказочный герой�. �Рассказкин четверг� 1.�����Знакомство с авторской книгой и детскими писателями. Выставка �Портреты детских писателей�. 2.�����Составление рассказов собственного сочинения. 3. Творческая мастерская �Ркам работа – сердцу радость�, аппликации �Закладки�. �Стихотворная пятница� 1.�����Закрытие �Книжкиной недели�. 2.�����Продолжать знакомство детей с детской поэзией и её авторами. �Самый сказочный писатель� - знакомство с творчеством А.С. Пушкина. 3.�����Проведение игровой книжной викторины. Рекомендации по проведению викторины: Викторины всегда популярны и пользуются успехом в любых детских компаниях. Викторина для детей дошкольного возраста отличается более простыми вопросами, на которые малыши легко смогут ответить. Но в ней также должны быть и более сложные задания, чтобы дети проявляли свою смекалку, собрав воедино все знания. Викторина - это такая интеллектуальная игра для детей, в которой нужно проявить свои знания, навыки работы в команде и дать правильные ответы на самые разнообразные вопросы. Викторины отличаются друг от друга тематикой, сложностью и системой ответов. Так, в одной игре участникам могут предлагаться варианты ответа на выбор, а в другой он может быть только один. При составлении викторин для детей с ответами важно учитывать следующее: - вопросы должны быть чётко сформулированы; - все задания объединяются одной темой; - ответы должны быть однозначными; - вопросы должны соответствовать возрасту и уровню интеллектуального и психического развития участников; - если ребёнок не может ответить на какой-то вопрос, взрослый может дать ему подсказку; - для тематических викторин очень важны внешние атрибуты: костюмы, грим, оформление помещения. Также в любой детской викторине должны быть победители. При этом важно организовать поощрительные призы и для проигравшей команды, участники которой проявили сообразительность и командный дух. В конечном итоге выигрывает каждый, ведь время проведено весело, интересно и с пользой. Ну что ж начнём? Давайте разделимся на две команды. Придумайте название вашей команде, за каждый правильный ответ команда будет получать одну звёздочку или другой знак отличия. Литературные викторины по итогам книжкиной недели могут быть различной содержательной направленности. Сказочный мир дети постигают через множество книг. Главная цель авторов – передать детям уже в детском саду ценность моральных принципов. Темами и источниками для вопросов викторин могу быть: - Сказки и произведения А.С. Пушкина К. И. Чуковского, С.Я. Маршака и других авторов. - Сказочные герои, по их характерным особенностям и качествам. - Сказочные предметы, какими пользуются герои сказок. - Кому из сказочных персонажей принадлежит выражение? - Назови хозяина каждой сказочной вещи. - Отгадай сказку или литературное произведение по предмету, по цитате, по картинке. В качестве примера можно привести викторину по теме �Сказочные герои� 1. Юный волшебник, у которого есть сова. (Гарри Поттер) 2. Вредная старуха с крысой. (Шапокляк) 3. Злой хозяин кукольного театра с длинной бородой. (Карабас-Барабас) 4. Девочка, которая шла по дороге из желтого кирпича. (Элли) 5. Маленькая девочка, живущая в цветке. (Дюймовочка) 6. Деревянная кукла с длинным носом. (Буратино) 7. В какой сказке карета превратилась в тыкву? (В �Золушке�) 8. Мальчик, которого похитила Снежная королева. (Кай) 9. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф) 10. Герой русской народной сказки, который ездил на печи. (Емеля) 11. Вредная старуха из русских народных сказок. (Баба Яга) 12. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах) 13. Кто купил на базаре самовар и устроил пир? (Муха-Цокотуха ) Мы подобрали для вас интересные вопросы, и вы можете что-то изменить или придумать свои задания Результат реализации проекта 1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей. 2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов. 3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги. 4. Были организованы для детей тематические выставки. 5. Дети научились ремонтировать книги. 6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям. 7. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.