Нападение или агрессия? Варламова Надежда Викторовна ГБДОУ №87 Красногвардейского района Санкт-Петербург Агрессия (от латинского «аgrеssio» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) [1]. В.В. Юрчук [2] рассматривает агрессивное поведение как мотивационное поведение, акт, который может наносить вред объектам атаки - нападения или физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них дискомфорт, депрессию, напряжённость, страх, аномальное психопереживание. Анализ литературных данных показал, что не существует единого определения агрессии и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии. Из зарубежных исследований по проблеме агрессии и агрессивного поведения наибольшего распространения заслужили концепции таких авторов, как К. Лоренц, Э. Фромм, З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Басс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, Д. Доллард, Зильманн и др. По мнению К. Лоренца, термин «агрессивность» означает злость, злобу, ненависть, ярость. Он не окрашен никак - ни негативно, ни позитивно, нейтрален» [1]. Это связано с тем, что ярость, например, не всегда является негативной для индивида или общества. Автор считал, что многие успехи, которых достигло человечество, без ярости не были бы достигнуты, так как она послужила своеобразным сигналом для начала деятельности и возникновения индивидуальной и групповой активности. Агрессия представляет собой одну из наиболее частых проблем поведения, возникающих у ребенка с нарушениями эмоционального развития достаточно рано. Эта тенденция может наблюдаться и при вполне благополучном аффективном развитии, когда, например, расшалившийся малыш начинает все раскидывать, разбрасывать, растаптывать или неожиданно может подбежать и стукнуть или укусить маму или, чрезмерно возбудившись от шумной возни с другими детьми, ударить находящегося рядом ребенка или бросить в него чем-нибудь. В случае трудностей аффективного развития, когда имеет место особая легкость пресыщения, а следовательно и быстрота перерастания исходно положительного впечатления в отрицательное, данная тенденция выражена особенно сильно. Другая частая причина агрессии - протестная реакция. Также как уход и экранирование заглушающей неприятные воздействия извне аутостимуляцией, она выполняет в этом случае функцию защиты. Ребенок протестует, прежде всего, против превышения доступного ему уровня взаимодействия с окружающими и нарушения стереотипных условий его существования. При этом агрессивные действия ребенка могут быть направлены как на близкого человека, так и на самого себя (он может биться головой, стучать себя по голове, кусать руку). Характерно, что при симбиотической привязанности малыша к матери физическая агрессия по отношению к ней чаще возникает, когда для ребенка возникает угроза потери ее стабильности, надежности (например, когда она очень расстроена, плачет или раздражена). И в случае моментально наступающего пресыщения малыша в принципе приятным, но слишком сильным для него впечатлением, и в случае непереносимости дискомфортного переживания очень важна профилактика возникновения частных агрессивных срывов. Для этого следует учитывать степень выносливости ребенка, соблюдать дозированность взаимодействия с ним, не пытаться резко менять освоенный им стереотип этого взаимодействия. Агрессия может проявляться и как влечение: стремление схватить за волосы, вдавиться подбородком в плечо взрослого. Справиться с влечением очень трудно. Попытки переключить ребенка на какое-то другое впечатление, запретить ему подобные действия путем окрика, наказания не только малоэффективны, но и приводят обычно в последнем случае к их усилению, либо возникновению самоагрессии. Вместе с тем, игнорировать такое поведение тоже невозможно. Достаточно действенным приемом является крепкое объятие малыша в ответ на его импульсивные агрессивные действия, прижатие его к себе, обилие тактильного контакта. Однако, как мы уже говорили, агрессивные тенденции могут быть не только негативным проявлением, отражением дискомфорта, страха, чрезмерного возбуждения малыша, но и показателем положительной динамики его аффективного развития, повышения его психического тонуса. Например, увеличение речевой и двигательной активности ребенка, зарождение самостоятельных попыток контакта с окружающими могут сопровождаться появлением или временным усилением генерализованной агрессии. Причины агрессивных проявлений и формы их выражения могут быть разнообразны. Для раннего возраста особенно характерна генерализованная агрессия, возникающая на фоне возбуждения ребенка, провоцируемая слишком сильным эмоциональными переживаниями (в том числе и положительными) [2]. Генерализованная агрессия у ребенка обычно появляется на определенном этапе коррекционной работы. Часто дети, очень тормозимые и робкие в первых взаимодействиях, растормаживаются при попытках их тонизирования, при достижении непосредственного эмоционального контакта с ними, который они переживают крайне остро и легко перевозбуждаются. Выглядит эта в деятельности следующим образом: ребенок как бы случайно поддается на любую провокацию из окружения - разбрасывает игрушки, рассыпает мозаику, разливает краску и т. д. На совершенные действия сразу происходит фиксация, ребенок приходит в возбуждение. Если пытаться в этот момент его остановить, переключить - у него начинает нарастать напряжение, может усилиться двигательное беспокойство, возникнуть аффективный взрыв. Ребенку действительно необходимо такое "выпускание" внутреннего напряжения. Однако нельзя просто разрешить подобные агрессивные действия или игнорировать их. Одно снятие барьера может привести лишь к усилению возбуждения ребенка. Необходимо активно подключиться к подобным аффективным действиям, проигрывать их вместе с ребенком, интерпретируя их как позитивные, подключая их к созданию нового яркого эмоционального образа. Так, рассыпание мозаики можно превратить в "салют" или "дождик", размазывание краски - в рисование моря или лужи, разрывание бумаги - в "снег", "полет бабочек". Таким образом, формируется новая эмоционально положительная доминанта. Создаваемые эмоциональные образы должны быть динамичными, толкающими ребенка на не менее аффективно заряженную активность. Необходимо сразу пытаться вводить сюжет, внутри которого могли бы быть актуализированы агрессивные тенденции ребенка, но не в форме его примитивных манипуляций игровым материалом, а в большей степени в виде переживания моментов "экспансии". Построение игры, в которых дальнейшем надо пытаться по возможности разворачивать, пробовать соединять в единый сюжет, подробнее обыгрывать ситуации праздника с салютом - для кого, выбираем героя, можно построить дом и обыграть сюжет , пригласить друзей на праздник.., Работать с такой формой агрессии надо очень осторожно. Ребенок уже имеет возможности осознать неправильность своего поведения и переживает его, даже если игровая ситуация его оправдывает. В этом случае работа по построению драмы в игре, в рисунке должна происходить в направлении, обратном тому, который мы предлагали при коррекции агрессивных проявлений ребенка. Если там шло наложение эмоционального контроля взрослого на довлеющие агрессивные действия и высказывания ребенка, то здесь, наоборот, проблема заключается в разрешении агрессивных тенденций и влечений под постоянным прикрытием эмоционально положительного образа "героя". При этом постепенно должны расшатываться слишком "правильные" стереотипные формы установок и эмоциональных реакций путем внесения в них азарта, поиска приключений .Генерализованная агрессия проявляется в разных формах взаимодействия ребенка с окружающими. Однако если на первом уровне агрессия носит физический характер, проявляется как гиперактивность или расторможенность ребенка и провоцируется определенными сенсорными свойствами объектов (которые можно рассыпать, разбить, разломать, бросить и т. д.), то здесь, на втором уровне, чаще наблюдается вербальная агрессия, выражаемая уже в создании агрессивных аффективных образов, гипертрофирующих какую-либо функцию или качество объекта. Например, если по ходу сюжета игры возникнет дождь, то он такой сильный, что "заливает всю комнату" и ребенок может вылить стакан воды , если едет мотоцикл-то обязательно на кого-то наезжает, даже на другого ребенка. На этих образах ребенок застревает так же сильно, как на импульсивных агрессивных действиях. Они мешают разворачиваться сюжету игры: поглощенный ими ребенок приходит в сильное аффективное и моторное возбуждение. При усилении возбуждения ребенок часто сопровождает эту вербальную агрессию физической: сбивает и давит своей машинкой или каким-нибудь другим предметом игрушки, с силой бросает их, наступает на них ногой и т. п. Подобные агрессивные действия могут распространиться и на окружающих рядом людей. В такой ситуации надо пытаться не подкрепить нежелательную активность ребенка: не интерпретировать его действия как положительные, так как это приведет лишь к их усилению, не оценивать отрицательно, иначе они будут использованы ребенком как средство негативного воздействия на взрослого. Нужно пытаться органично переключить ребенка на успокаивающее и организующее занятие - например, почитать его любимую книжку, сесть вместе с ним за рисование. Современные педагоги также единодушны в том, что игра в детстве является ведущим видом деятельности ребенка. Под деятельностью мы понимаем фактор, способ существования и развития личности, всесторонний процесс преобразования ею окружающей действительности (в том числе и самого человека) в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Уроки игры, игротерапии обеспечивают эмоциональную разрядку – снимают накопившееся нервное напряжение и заряжают детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма; уменьшают страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества; улучшают гибкость в поведении и способность быстро принимать решения; помогают освоить групповые правила поведения, наладить контакт между родителями и детьми; развивают ловкость и координацию движений. Каждый этап занятий включает комплекс упражнений, в ходе выполнения которых предполагается максимальное использование предметного материала. Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность ребенку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество.В совокупности же использование игрового оборудования значительно повышает эффект усвоения программного материала. Особое внимание при организации занятий по курсу «Игра (игротерапия)» следует обратить на календарно-тематическое планирование и разработку конспектов предстоящих занятий. Таким образом, важно отметить, что игра, являясь одним из главных средств воспитания ребенка, выполняет самые различные функции; выступает в форме развивающей деятельности, зоны социализации, само реабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми и сверстниками. Поэтому будущий педагог должен обучиться не только целеполаганию игровой деятельности, но и основам игрового взаимодействия, технологии проведения игр, их применению в воспитании детей. Литература: Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред.Н.М. Платоновой.-СПб.: Речь, 2006. - 336с.; Варга А.Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития / Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика икоррекция. – М.: МГПИ. – 2002.; Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет // Психологическая наука и образование. — 2004. — № 2. — С. 43–46.; Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.–М.: Педагогика–Пресс, 2002; Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с. ;Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. – 2002, № 1–2.; Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. — М.: Просвещение, 1972. — 256 с. ;Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с. ;