Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Модель организации ранней помощи семьям
детей с ОВЗ в образовании

(из опыта работы)
Карпова Наталия Валерьевна,
заместитель заведующего по УВР
ГБДОУ детский сад № 93
Калининского района Санкт-Петербурга
 
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 компенсирующего вида Калининского района было создано в 1978 году. Детский сад был изначально организовано как специализированное учреждение для детей с нарушение опорно-двигательного аппарата.
Девиз нашего учреждения «От ограниченных возможностей к безграничным достижениям»
В настоящий момент детский сад предоставляет две государственные услуги:
- присмотр и уход
- реализация адаптированной основной общеобразовательной  программы дошкольного образования для детей с нарушение опорно-двигательного аппарата
В детском саду функционирует 11 групп компенсирующей направленности, из них 2 группы для детей раннего возраста: 1 группа кратковременного пребывания (служба ранней помощи),  1 группа для детей раннего возраста.
Всего контингент -128 детей. Набор воспитанников проходит по направлениям Центральной психолого-медико-педагогической комиссии.
Диагнозы детей поступающих в ДОУ Спастическая диплегия, гемопарезы правосторонние и левосторонние, синдром Дауна, вывихи тазобедренных суставов, различные виды ДЦП, моторная алалия, аутизм, гидроцефалия, ахондроплазия, укорочение одной конечности, плоско вальгусные стопы 3 степени.
Из 128 детей посещающих детский сад 52 % детей имеют инвалидность.
В ДОУ реализуются две модели оказания ранней помощи для детей с ОВЗ.
1 модель - Группа раннего возраста для детей с 2 до 3 лет
2 модель - Служба ранней помощи для детей с 1 года до 3 лет.
1 модель ориентирована на детей и включает в себя организованные формы оказания помощи детям раннего возраста с ОВЗ.
Группа раннего возраста реализует адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Посещают группу 13 детей. В этом учебном году у 7 детей есть инвалидность. Диагнозы синдром Дауна, ахондроплазия, моторная алалия, плоско вальгусные стопы 3 степени и т.д. Группу дети посещают один год, затем они переходят на следующий возрастной этап, в группу детского сада. В дальнейшем срок пребывания их в ДОУ зависит от заключения полученного Центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Срок пребывания в ДОУ зависит от степени тяжести диагноза ребенка. Минимальный срок пребывания в ДОУ один год, максимальное пребывания в ДОУ по заключению Центрально психолого-медико-педагогической комиссии до начала обучения по образовательным программа начального общего образования.
Специалисты, работающие с детьми: два воспитателя, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по лечебной физкультуре, медсестра по массажу, медсестра по физиотерапии, учитель-логопед, учитель-дефектолог в консультативной форме (по запросам родителей)
Учитывая специфику детей посещающих наш детский сад, для более успешной адаптации  нами было продумано поэтапное включение в ребенка в образовательный процесс детского сада. Этот процесс организован следующим образом.
В начале учебного года в сентябре дети посещают ДОУ только в первой половине дня. В это время с детьми одновременно работаю два воспитателя. Это позволяет более эффективно наладить контакт с каждым ребенком, увидеть индивидуальные особенности каждого.  Так же дает возможность и для взаимодействия с родителями.
Наше развивающее пространство в группе организовано так, что позволяет всем специалисты группы музыкальному руководителю, медсестре по массажу, инструктору ЛФК, медсестре по физиотерапии  в данный период работать непосредственно в группе. Первый осенний праздник у детей проходит в группе и без присутствия родителей, что бы ни спровоцировать «откат» в уже проделанной работе.
По итогам работы в конце сентября проходит психолого-медико-педагогическое совещание, где совместно всеми специалистами группы выстраивается, индивидуальны маршрут работы с каждым ребенком. Второе психолого-медико-педагогическое совещание проходит в январе - оно уточняющее. Оно дает возможность внести индивидуальные коррективы в работе с каждым ребенком. И итоговое МПС проходит в мае, на котором подводятся итоги за год, где говорится о достигнутых целям, дается педагогический прогноз дальнейшей адаптации и социализации детей
В условиях групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями и их родителям (законным представителям) оказывается в процессе:
  • Непосредственная образовательная деятельность в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата реализуемой в ДОУ. Содержание дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Непосредственная образовательная деятельность проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
  • игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
  • консультаций для родителей, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи.
Консультации проводятся индивидуально и подгрупповые в присутствии ребенка и без. Присутствие ребенка особенно важно, так как  родители обучаются методам и приемам грамотного взаимодействия с ребенком, происходит их вовлечение в образовательный процесс.
Эффективность решения развивающих, коррекционных, профилактических задач в условиях групп раннего возраста определяется степенью участия родителей в их реализации, квалификацией педагогов, умением проводить коррекционно-развивающую работу с детьми раннего возраста и наличием соответствующей возрасту детей и характеру их особых образовательных потребностей развивающей среды в ДОУ.
2 модель направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста.
С сентября 2014 года на базе нашего учреждения бала организована служба ранней помощи для детей с ОВЗ.
Новизна представляемой деятельности заключается в том, что группы кратковременного пребывания, являясь составной частью системы образования, расширят образовательную область детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, будут содействовать их ранней социализации и адаптации в обществе на основе специальных педагогических подходов.
Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1 до 3 лет жизни, для содействия его оптимальному развитию и социализации в обществе
Основными задачами службы ранней помощи являются:
1. Информировать родительские, общественные и профессиональные организации о работе службы ранней помощи, ее миссии, целях и задачах.
2. Формировать позитивное отношение к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
3. Взаимодействовать с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования.
4. Планировать и организовывать процесс комплексной диагностики функционирования семьи и развития ребенка групп риска и ребенка с выявленными отклонениями в развитии.
 5. Оказывать комплексную помощь ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
6. Оказывать информационно-просветительскую, консультативно- методическую и психотерапевтическую помощь в семье, сопровождать ее на всем протяжении нахождения в службе
Основные принципы функционирования Службы ранней помощи:
  • Комплексное изучение развития ребенка – тесное сотрудничество всех специалистов в ходе обследования и предварительное изучение анамнеза для составления целостного представления о соматическом и психическом состоянии ребенка.
  • Целостное изучение развития – предполагает исследование отдельных сторон психической и физической организации ребенка в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Индивидуально-личностный подход – предполагает учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка от рождения.
  • Семейно-центрированный подход.
Клиенты службы ранней помощисемья с проблемными детьми с 1.5 до 3 лет: с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска.
В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению педагогов с согласия родителей на основании справки о состоянии здоровья.
Показаниями для направления семьи с ребенком могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием.
1. Дети с выявленными отклонениями в развитии, либо с риском появления таких ограничений
2. Дети группы риска
Зачисление семей с детьми  в службу производится на основании заявления родителей и заключения психолого-медико-педагогического консилиума службы ранней помощи в порядке, определяемым Уставом учреждения. Прием в нее может проводиться в течение всего года, по мере поступления заявлений от родителей и при наличии свободных мест.
штатное расписание Службы ранней помощи:
педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
К числу ведущих направлений деятельности Службы  ранней помощи можно отнести:
  1. Консультативно – диагностическое направление:
  • определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
  • анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
  • консультирование родителей по вопросам воспитания ребенка с ОВЗ;
  • обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
  • реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
  1. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы:
  • разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
  • обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
  • проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
  • проведение занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Информационно-методическое направление:
  • информирование населения об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи совместно с детскими поликлиниками, ДОУ (информирование с помощью буклетов, объявлений, информационных писем;
  • информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
  • создание банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
 
В современных социально-экономических условиях при реализации поставленных задач перед ДОУ новыми образовательными стандартами работа не представляется возможным без взаимодействия с социальными партерами.
ДОУ имеется многолетний положительный опыт взаимодействия с социальными партнерами и общественными организациями.
ЦПМСС Калининского района консультации для специалистов ДОУ, и родителей детей с ОВЗ, возможность коллегиального решения по сложным или спорным вопросам
МО «Академическое» информирование в средствах массовой информации (газета муниципального округа) об услугах оказываемых ДОУ. Также совместной  работе в организации выставок, конкурсов организованных МО. Нами были разработаны положения конкурса рисунков «На 8 марта подарю я маме...», с учетом специфики нашего ДОУ. Муниципальный округ учитывает нашу специфику и особенности  
Детская библиотека сотрудники библиотеки проводят выставки, презентации детской литературы, рекомендуемую для прочтения с детьми
Социальный центр помощи семьи и детям Калининского района анализ семейной ситуации дома у ребенка, что позволяет эффективно и своевременно повлиять на негативную ситуацию
Общественные организации НОУ Странник, Равные права
Социальное партнерство  играет огромную роль в адаптации и социализации ребенка с ОВЗ. Дает возможность семье с таким ребенком почувствовать свою значимость и значимость своего ребенка.
Мы можем сказать, что девиз нашей СРП «от ограниченных возможностей к безграничным достижениям» может реализоваться в полной мере и объёме только на основе межведомственного сотрудничества учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, общественных организаций. 
 
                                       
За период  работы СРП уже видимы положительные результаты.
1. дети более успешно адаптируются и социализируются к условиям детского сада
2. родители более компетентно подходят к вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
Результаты говорят о том, что цель, поставленная при организации СРП достигнута.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»