Формирование элементарных экологических представлений
в непосредственной образовательной деятельности
воспитателя с детьми 3-4 лет
в непосредственной образовательной деятельности
воспитателя с детьми 3-4 лет
В мире природы
Федорова Яна Александровна
ГБДОУ Детский сад № 116
Центрального района Санкт-Петербурга
ГБДОУ Детский сад № 116
Центрального района Санкт-Петербурга
Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить
одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
К.Д. Ушинский
одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
К.Д. Ушинский
Аннотация
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываются основные методы формы организации процесса экологического образования в ДОУ. Предлагаемое пособие адресовано педагогам ДОУ.
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываются основные методы формы организации процесса экологического образования в ДОУ. Предлагаемое пособие адресовано педагогам ДОУ.
Введение
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Актуальность темы объясняется тем, что проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком.
Новизной данного материала является целенаправленная, углубленная и систематическая работа по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Следовательно максимально реализуется ситуация успеха. В работе впервые большое внимание уделяется фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, что так же вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Соприкасаясь с природой, дети или активно наблюдают, или трудятся в ней, или играют с её предметами. Деятельность - одно из решающих средств развития у детей познавательных интересов к природе. Совместная и самостоятельная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
Моя методическая разработка проводится в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».
Непосредственно образовательная деятельность была построена мною с учётом возрастных особенностей детей, составлена в игровой форме. Мною было разработано календарно - тематическое планирование по экологии в группе для детей 3-4 лет.
В процессе её проведения, происходила постоянная смена видов деятельности. Дети принимали участие в непосредственно образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.
Цель моей работы заключается в формировании системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника через решение следующих задач:
- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Разработано много программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, «Мир природы и ребёнок» Л. М. Маневцовой, технология О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Их анализ показал, что они объединены такими идеями:
1) Единства живого и неживого.
2) Единства человека и природы.
3) Развития и многообразия природы.
4) Приспособления всего живого к среде обитания и к сезону.
В своей работе я опираюсь на данные идеи и «Основную общеобразовательную программу нашего дошкольного учреждения».
Непосредственно - образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Систематическое обучение - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание непосредственно - образовательной деятельности (НОД) как ведущей форме фронтального обучения детей.
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение НОД: несомненно, она оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование НОД в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальной НОД со всей группой детей к НОД с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
В экологическом воспитании детей НОД выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.
В своей работе я использую основные типы экологической НОД, которая принципиально отличается друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - НОД первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.
Так же широко использую интеграцию экологическое развитие в различную деятельность, как с родителями, так и самими детьми.
Например, для реализации двигательной активности я использую подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?»).
Игровая и трудовая деятельность помогает ребёнку войти в мир социальных отношений. Дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в теплице, в лесничестве, и т.п.), уходу за комнатными растениями, приобщаю детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения (игра «Магазин» - экологически чистые продукты, разнообразные витамины, игра
«Больница» - использование лекарственных растений, игра
«Транспорт» - проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами, игра «Зоопарк» - охрана редких видов птиц и животных).
Для познавательно-исследовательской деятельности я использую игры с природными материалами (шишки, камни, желуди, коробки с песком), опыты для установления детьми причин явления, связей и отношений между предметами и явлениями (ознакомление со свойствами песка, снега, воды, глины), проблемные ситуации (что будет есть кошка - мясо или конфету?), логические задачи экологической тематики («Помоги найти дорогу», «Что сначала, что потом?»), экологические проекты и модели, тематические презентации. В строительном уголке для конструктивной деятельности дети могут выбрать образцы разнообразных построек («Заповедник», «Зоопарк»). В природном уголке есть календарь – дети определяют время года, день недели, погоду на день.
Для восприятия художественной литературы, для детей в книжном уголке я подбираю книги с рассказами и стихами о природе. Невозможно познакомить детей с природой, обойдя вниманием художественную литературу о ней.
В коммуникативной деятельности происходит развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм). Популярны речевые игры «Узнай по описанию», «Назови правильно профессию», «Кто больше назовёт действий», «Скажи по другому», обыгрывание сказок на экологические темы, разгадывание и составление загадок, беседы («Как мы узнали грача?», «Летят перелётные птицы», «Зимовье зверей» и др.).
Для развития музыкально-художественной деятельности детей и формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, создаются условия для показа сказок - плоскостные фигурки и маски, шумовые музыкальные инструменты, изготовленные с детьми из природного материала, а также диски с классическими произведениями (зима - «Декабрь» П. Чайковский, «Утро» С. Прокофьев, весна - «Апрель» П. Чайковский, «Жаворонок» М. Глинка, лето - «Дождь и радуга» С. Прокофьев, осень - «Октябрь» П. Чайковский, «Осень» А. Александрова и др.), картины и иллюстрации (Е. Чарушина, В. Бианки, Ю. Васнецова, И. Левитана, А. Саврасова и др., серии «Четыре времени года», «Домашние и дикие животные», «Перелётные птицы» и др.)
Продуктивная деятельность часто является итогом предыдущих видов детской деятельности. Экологическая тема тесно переплетается с изобразительным и народно-прикладным искусством («Ветка рябины» - по мотивам хохломской росписи, «Кружевное чудо» по мотивам вологодских кружев, «Осенний парк» - техника рисования по мокрому).
В экологическом развитии используются разнообразные методы:
- наглядные (наблюдения, рассматривания картин, демонстрация диафильмов, детских презентаций);
- практические (игровой метод, труд, опыты, проекты);
- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы).
Эти методы создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребёнка.
В совместной деятельности используются различные дидактические и подвижные игры, в которых есть возможность расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, активности, обогащают словарь.
В самостоятельной деятельности в группе пользуются популярностью настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», словесные игры «Кто летает, бегает и прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Кто? чей?».
На прогулках с детьми ведется наблюдение за явлениями природы, сезонными изменениями растений, за повадками птиц и жизнью насекомых, проводятся экскурсии по территории детского сада.
Экологическое развитие ребёнка проходит также и через знакомство с родным краем. Рассматривание животных и растений Тамбовского края, опасные для человека и окружающего мира природы ситуации и способы поведения в них, фотовыставки деревьев и кустарников, птиц и зверей, характерных только для нашего края.
Взаимодействие с родителями помогает расширить кругозор детей. Анализ анкеты «Экологическое образование в семье» показал, что сотрудничество с родителями в экологическом воспитании служит повышению эффективности проводимой работы, а также влияет на формирование воспитательных умений родителей, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При обработке данных анкеты «Экологическое воспитание детей»
было установлено, что большинство родителей знают, что такое экология, что она изучает, чем занимается. Однако не всех родителей интересует эта тема. Родители поддержали проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников, они знакомят своих детей с правилами поведения в природе.
Специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. Диагностику проводим два раза в год – в начале и в конце учебного года.
Таким образом, развитие у детей познавательных способностей, воспитание доброжелательности к живым существам, эмоциональной отзывчивости и интереса к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живом, видеть единство и взаимосвязь живого и неживого в природе, закладывает основы экологической культуры личности, развивает любознательность, активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Своеобразие методики проведения НОД по экологическому образованию детей 3-4 лет
Выбор методов зависит от характера задач, решаемых на занятии, особенностей природного объекта, возраста детей, уровня развития у них учебно- познавательной деятельности. С детьми младшего возраста чаще всего проводят наблюдения, рассматривание картин, игры, беседы. Выбранный метод должен обеспечить усвоение программных задач и активизацию умственной деятельности детей.
Заранее подбираются наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы и т. д. К подготовке занятия следует привлекать и детей. Разнообразные поручения повышают их интерес к предстоящей деятельности.
В начале НОД важно заинтересовать детей с помощью разнообразных приемов, например сюрпризного момента.
Очень хорошо закончить занятие песенкой, стихами, углубляя эмоциональный настрой детей. В конце занятия воспитатель как правило пользуется педагогической оценкой, которая состоит из оценки знаний, умений, навыков, отношения детей к занятию.
Непосредственно-образовательная деятельность первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используя картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задает детям вопросы типа «кто?» и «что?», «что делают?», «что происходит?». В этой группе речь воспитателя- пояснение, короткий эмоциональный рассказ- преобладает над речью детей, дает четкие определения, названия предметов, действий- эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому постоянно предлагает им повторять то, что произносит сам. Слово дополняется разными движениями, звукоподражанием, подвижными играми. В которых дети изображают животных.
Непосредственно-образовательная деятельность обобщающего типа. Цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формируются обобщенное представление. Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственное построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.
Проблемная ситуация- воспитатель учит анализировать проблемную ситуацию (показывает игрушечную мышь, которая живет под полом сельского дома, - домашнее или дикое). В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей- умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников.
Непосредственно-образовательная деятельность углубленно- познавательного типа – строится на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Например, с младшими дошкольниками проведен цикл наблюдений за золотой рыбкой. На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает стихи, загадки.
Непосредственно-образовательная деятельность комплексного типа в рамках одной темы решает разные задачи развития детей и строится на разных видах деятельности. Эту НОД можно проводить во всех возрастных группах.
Комплексная НОД - это творческое дело воспитателя, ее можно организовать по-разному, интересно. Она эффективно и всесторонне развивает личность ребенка.
Таким образом, выбор методов зависит от характера задач, решаемых во время НОД, особенностей природного объекта, возраста детей, уровня развития у них учебно-познавательной деятельности.
Календарно - тематическое планирование по экологическому образованию в группе для детей 3-4 лет