Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Формирование элементарных экологических представлений
в непосредственной образовательной деятельности
воспитателя с детьми  3-4 лет

В мире природы

Федорова Яна Александровна
ГБДОУ Детский сад № 116 
Центрального района Санкт-Петербурга

 
Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить
одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
К.Д. Ушинский
Аннотация
Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываются основные методы формы организации процесса экологического образования в ДОУ. Предлагаемое пособие адресовано педагогам ДОУ.
 
Введение 
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Актуальность темы объясняется тем, что проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком.
Новизной данного материала является целенаправленная, углубленная и систематическая работа по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности,  психического  и  физического  развития  ребёнка.  Следовательно максимально  реализуется  ситуация  успеха. В работе впервые большое внимание уделяется фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, что так же вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Соприкасаясь с природой, дети или активно наблюдают, или трудятся в ней, или играют с её предметами. Деятельность - одно из решающих средств развития у детей познавательных интересов к природе. Совместная и самостоятельная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
Моя методическая разработка проводится в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».
 Непосредственно образовательная деятельность была построена мною с учётом возрастных особенностей детей, составлена в игровой форме. Мною было разработано календарно - тематическое планирование по экологии в группе для детей 3-4 лет.
 В процессе её проведения, происходила постоянная смена видов деятельности. Дети принимали участие в непосредственно образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.
Цель моей работы заключается в формировании системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника через решение следующих задач:
- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;
- развитие всех компонентов устной речи детей  в различных формах и видах детской деятельности;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
           Разработано много программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, «Мир природы и ребёнок» Л. М. Маневцовой, технология О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Их анализ показал, что они объединены такими идеями:
1) Единства живого и неживого.
2) Единства человека и природы.
3) Развития   и многообразия природы.
4) Приспособления всего живого к среде обитания и к сезону. 
           В своей работе я опираюсь на данные идеи и «Основную общеобразовательную программу нашего дошкольного учреждения».
Непосредственно - образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
     Систематическое обучение - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание непосредственно - образовательной деятельности (НОД)  как ведущей форме фронтального обучения детей.
   Современная дошкольная педагогика также придает большое значение НОД: несомненно, она оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование НОД в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальной НОД со всей группой детей к НОД с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
      В экологическом воспитании детей НОД выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.
   В своей работе я использую  основные типы экологической НОД, которая принципиально отличается друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - НОД первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.
       Так же широко использую  интеграцию экологическое развитие в различную деятельность, как с родителями, так и самими детьми.
   Например, для реализации двигательной активности я использую подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?»).
   Игровая и трудовая деятельность помогает ребёнку войти в мир социальных отношений. Дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в теплице, в лесничестве, и т.п.), уходу за комнатными растениями, приобщаю детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения (игра «Магазин» - экологически чистые продукты, разнообразные витамины, игра
«Больница» - использование лекарственных растений, игра
«Транспорт» - проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами, игра «Зоопарк» - охрана редких видов птиц и животных).
    Для познавательно-исследовательской деятельности я использую игры с природными материалами (шишки, камни, желуди, коробки с песком), опыты для установления детьми причин явления, связей и отношений между предметами и явлениями (ознакомление со свойствами песка, снега, воды, глины), проблемные ситуации (что будет есть кошка - мясо или конфету?), логические задачи экологической тематики («Помоги найти дорогу», «Что сначала, что потом?»), экологические проекты и модели, тематические презентации. В строительном уголке для конструктивной деятельности  дети  могут выбрать образцы разнообразных построек («Заповедник», «Зоопарк»).    В природном уголке есть календарь – дети определяют время года, день недели, погоду на день.
   Для восприятия художественной литературы, для детей в книжном уголке я подбираю книги с рассказами и стихами о природе. Невозможно познакомить детей с природой, обойдя вниманием художественную литературу о ней.
   В коммуникативной деятельности происходит развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм). Популярны речевые игры «Узнай по описанию», «Назови правильно профессию», «Кто больше назовёт действий», «Скажи по другому», обыгрывание сказок на экологические темы, разгадывание и составление загадок,  беседы («Как мы узнали грача?», «Летят перелётные птицы», «Зимовье зверей» и др.).
   Для развития музыкально-художественной деятельности детей и формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности,  создаются условия для показа сказок  - плоскостные фигурки и маски, шумовые музыкальные инструменты, изготовленные с детьми из природного материала, а также диски с классическими произведениями (зима - «Декабрь» П. Чайковский, «Утро» С. Прокофьев, весна - «Апрель» П. Чайковский, «Жаворонок» М. Глинка, лето - «Дождь и радуга» С. Прокофьев, осень - «Октябрь» П. Чайковский, «Осень» А. Александрова и др.), картины и иллюстрации (Е. Чарушина, В. Бианки, Ю. Васнецова, И. Левитана, А. Саврасова и др., серии «Четыре времени года», «Домашние и дикие животные», «Перелётные птицы» и др.)
   Продуктивная деятельность часто является итогом предыдущих видов детской деятельности. Экологическая тема тесно переплетается с изобразительным и народно-прикладным искусством («Ветка рябины» - по мотивам хохломской росписи, «Кружевное чудо» по мотивам вологодских кружев, «Осенний парк» - техника рисования по мокрому).
   В экологическом развитии используются разнообразные методы:
        - наглядные (наблюдения, рассматривания картин, демонстрация диафильмов, детских презентаций);
        - практические (игровой метод, труд, опыты, проекты);
        - словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы).
   Эти методы создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребёнка.
   В совместной деятельности используются различные дидактические и подвижные игры, в которых есть возможность расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, активности, обогащают словарь.
   В самостоятельной деятельности в группе пользуются популярностью настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», словесные игры «Кто летает, бегает и прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Кто? чей?».
   На прогулках с детьми ведется наблюдение за явлениями природы, сезонными изменениями растений, за повадками птиц и жизнью насекомых, проводятся экскурсии по территории детского сада.
   Экологическое развитие ребёнка проходит также и через знакомство с родным краем. Рассматривание животных и растений Тамбовского края, опасные для человека и окружающего мира природы ситуации и способы поведения в них, фотовыставки   деревьев и кустарников, птиц и зверей, характерных только для нашего края.
   Взаимодействие с родителями помогает расширить кругозор детей. Анализ анкеты «Экологическое образование в семье»  показал, что сотрудничество с родителями в экологическом воспитании служит повышению эффективности проводимой работы, а также влияет на формирование воспитательных умений родителей, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.
    При обработке данных анкеты «Экологическое воспитание детей»
 было установлено, что большинство родителей знают, что такое экология, что она изучает, чем занимается. Однако не всех родителей интересует эта тема. Родители поддержали проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников, они знакомят своих детей с правилами поведения в природе.
  Специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. Диагностику проводим два раза в год – в начале и в конце учебного года.
   Таким образом, развитие у детей познавательных способностей, воспитание доброжелательности к живым существам, эмоциональной отзывчивости и интереса к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живом, видеть единство и взаимосвязь живого и неживого в природе, закладывает основы экологической культуры личности, развивает любознательность, активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
 
Своеобразие методики проведения НОД по экологическому образованию детей 3-4 лет
 
Выбор методов зависит от характера задач, решаемых на занятии, особенностей природного объекта, возраста детей, уровня развития у них учебно- познавательной деятельности. С детьми младшего возраста чаще всего проводят наблюдения, рассматривание картин, игры, беседы. Выбранный метод должен обеспечить усвоение программных задач и активизацию умственной деятельности детей.
Заранее подбираются наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы и т. д. К подготовке занятия следует привлекать и детей. Разнообразные поручения повышают их интерес к предстоящей деятельности.
В начале НОД  важно заинтересовать детей с помощью разнообразных приемов, например сюрпризного момента.
Очень хорошо закончить занятие песенкой, стихами, углубляя эмоциональный настрой детей. В конце занятия воспитатель как правило пользуется педагогической оценкой, которая состоит из оценки знаний, умений, навыков, отношения детей к занятию.
Непосредственно-образовательная деятельность первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используя картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задает детям вопросы типа «кто?» и «что?», «что делают?», «что происходит?». В этой группе речь воспитателя- пояснение, короткий эмоциональный рассказ- преобладает над речью детей, дает четкие определения, названия предметов, действий- эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому постоянно предлагает им повторять то, что произносит сам. Слово дополняется разными движениями, звукоподражанием, подвижными играми. В которых дети изображают животных.
Непосредственно-образовательная деятельность обобщающего типа. Цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формируются обобщенное представление. Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственное построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.
Проблемная ситуация- воспитатель учит анализировать проблемную ситуацию (показывает игрушечную мышь, которая живет под полом сельского дома, - домашнее или дикое). В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей- умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников.
Непосредственно-образовательная деятельность  углубленно- познавательного типа – строится на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Например, с младшими дошкольниками проведен цикл наблюдений за золотой рыбкой. На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает стихи, загадки.
          Непосредственно-образовательная деятельность комплексного типа в рамках одной темы решает разные задачи развития детей и строится на разных видах деятельности. Эту НОД можно проводить во всех возрастных группах.
Комплексная НОД - это творческое дело воспитателя, ее можно организовать по-разному, интересно. Она эффективно и всесторонне развивает личность ребенка.
Таким образом, выбор методов зависит от характера задач, решаемых во время НОД, особенностей природного объекта, возраста детей, уровня развития у них учебно-познавательной деятельности.
 
Календарно - тематическое планирование по экологическому образованию  в группе для детей 3-4 лет

 
Месяц, неделя Тема недели Программное содержание Формы работы
Сентябрь,
 I неделя
«До свидания лето. Цветы на клумбе» Обобщить знания детей о лете, подвести итоги прошедшего времени года. Знакомство с цветами, растущими на клумбах участка детского сада. Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям. Целевая прогулка по участку детского сада
Наблюдения
Дидактические игры: «Угадай по запаху», «Назови цветочек», «Собери букет»
Сентябрь,
 II неделя
«Овощи, фрукты» Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.
Расширять представления о выращивании овощных культур.
Учить лепить овощи и фрукты в определённой последовательности: раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика, прикрепление листьев и т.д.
Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка»
Рассматривание овощей, фруктов.
Тематические загадки об овощах «Что растет на грядке»
Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая»
НОД: лепка «Репка на грядке»
Прогулка в огород
Игровые ситуации: «Купим в магазине фрукты для Мишки», «Покормим кукол овощным супом»
Сентябрь,
 III неделя
«Осень наступила: листопад» Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснять, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.
Учить детей замечать настроение, царящее в природе и отображать его в красках.
Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях.
Создавать условия для наблюдений за живыми объектами, явлениями природы.
НОД: Познание (ознакомление с окружающим)
«Чудесные осенние листья»
НОД: рисование: «Падают, падают листья»
Наблюдения: за состоянием погоды, облаками, солнцем, листопадом
Д/игры: «К дереву беги», «Угадай по описанию».
Беседы: «Осень в гости к нам пришла»
Художественное слово: стихи, песенки по тематике
Сентябрь,
 IV неделя
«Неживая природа осенью» Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужны солнце, воздух, вода, почва.
Учить видеть удивительное, интересное в окружающем мире, раскрывая причинно-следственные отношения между наблюдаемыми явлениями. Закрепить знания о минералах (камень, песок), уточнить их свойства и качества.
Наблюдение за состоянием погоды, за солнцем, ветром, дождём
Опытно-исследовательская деятельность с песком, почвой, водой, камнями
Дидактическая игра: «Солнышко и туча».
Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра  «Солнышко и дождик»
Октябрь
I неделя
Золотая осень: «Деревья и кустарники осенью» Познакомить детей с деревьями и кустарниками (береза, рябина, клен, шиповник), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень.
Формировать желание и умение беречь деревья и кустарники.
Экскурсия по экологической тропе Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях
Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу»
Слушание песен о листопаде
Труд в природе: сбор осенних листьев
Сравнивание игрушечной елки с живой елью на участке
 Чтение произведения Пришвина «Листопад»
Октябрь
II неделя
«Растения уголка природы» Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Дать понятие о том, что растения, как живые существа нуждаются в создании необходимых условий, познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Желание помочь в уходе за ними. Наблюдение, рассматривание
Труд по уходу за комнатными растениями
Просмотр слайдовой презентации
Дидактические игры: «Покажем уголок природы», «От какого растения листья?» (с использованием моделей)
Октябрь
III неделя
«Грибы, ягоды» Дать понятие о грибах и ягодах. Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных, дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки). Закрепить правила безопасного поведения в природе. Рассматривание иллюстраций
Просмотр мультипликационных фильмов
Отгадывание загадок
Пальчиковые игры
НОД: лепка и рисование «Грибы», «Ягоды»
Октябрь
IV неделя
«Перелётные птицы» Познакомить детей с перелётными птицами (гуси, утки, журавли). Расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим. Рассматривание иллюстраций с изображение птиц
Наблюдение за отлётом птиц на участке
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».
Игра-забава «Наседка и цыплята». Слушание голосов птиц «Рассматривание картин по теме
Дидактическая игра «Найди пару»
Ноябрь
I неделя
Кот Мурлыка и его друзья Дать первоначальное представление о домашних животных и птицах, навыках, чем питаются,
какую пользу приносят.  Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Рассматривание картин с изображением домашних животных и птиц
Чтение сказок «Бычок – смоляной бочок»,  «Петушок и бобовое зернышко», рассказа «Маленький утенок»
Дидактические игры: «Чьи это детки», «Кто живет на бабушкином дворе»,
 «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково».
Игры-инсценизации, игры-иммитации
Просмотр видео по теме
Ноябрь
II неделя
Поздняя осень Расширять знания детей об осени, уточнить приметы поздней осени. Закреплять знания о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.  НОД: Познание (ознакомление с окружающим). «Осень на дворе»
Д\и с листочками, с плодами: «Разложи по порядку», «Найди листок», «Что выросло на грядке»
Чтение художественной литературы: стихи русских поэтов о природе осенью
Ноябрь
III неделя
«Золотая рыбка» Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить называть вуалехвоста, отличать его от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки рыбок. Воспитывать желание ухаживать за рыбками. Беседа о рыбках
 Наблюдения за рыбками Рассматривание иллюстраций с рыбками
Игра «Хорошо - плохо».
НОД: рисование «Рыбки в аквариуме»
Чтение «Где спит рыбка» И. Токмаковой
Ноябрь
IV неделя
Кто в лесу живет Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них. Рассматривание иллюстративного материала о подготовке животных к зиме
Проектная деятельность «Зайка серый, зайка белый»
Чтение художественной литературы: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Волчишко», «Зачем зайчику другая шубка»
Драматизация русской народной сказки «Теремок».
Сказка на фланелеграфе «Три медведя» Хороводная игра «Зайка беленький сидит»
 Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша»
Декабрь
 I неделя
Приход зимы Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы, об особенностях  неживой природы зимой (солнце, небо). Учить определять ветреную погоду. Беседа, наблюдение
Чтение А.С. Пушкина «Ветер, ветер»
Игры с султанчиками, бег с ленточками
Чтение В. Бианки «Холодно в лесу»
Просмотр видеоуроков от Совы «Уроки безопасности»
Декабрь
II неделя
Воличка-водичка Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду. Рассматривание фото - материалов «Наш друг – вода»
Заучивание потешек о воде: «Водичка-водичка», «Ай лады-лады-лады»
Беседа «Для чего нужна вода?».
Опытно-исследовательская деятельность: «Таяние снега, замерзание воды» «Превращение воды в цветные льдиноки»
Беседа по ОБЖ: «Чем опасен снег и лёд?» - уроки Мишутки
Декабрь III неделя «Подкормим птиц зимой» Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Показать детям кормушку для корма. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.Формировать желание подкармливать птиц зимой. Наблюдение за птицами на участке.
Вывешивание кормушки. Подкормка птиц.
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Рассматривание иллюстраций с изображение птиц.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний». «Угадай по голосу»
Декабрь IV неделя «Ёлочка – зелёная иголочка» Показать хвойных деревьев в зимний период. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами Заучивание стихотворений о ёлочке
НОД: рисование, аппликация «Украсим ёлочку»
Целевая прогулка к елочке, растущей на территории детского сада
Выставка совместного творчества «Ёлочка – краса»
Январь
II неделя
«Чудо -  пузырьки» Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Беседа, наблюдение
Опыт «Что в пакете?»
Игры с воздушным шаром и соломинкой.
Надувание мыльных пузырей
Январь
III неделя
«Волшебница зима» Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому. Наблюдение за погодой. Облаками, осадками во время прогулки
Беседа «Зима – это хорошо или плохо?»
Чтение художественной литературы Воронкова Л. «Снег идет»,  Берестов В. «Снегопад»
Рисование «Вот зима, кругом бело»
Д/и «Времена года», «Не сорока, не ворона»
Подвижная игра «Ловим снежинки», «Зайка беленький сидит»
Январь
IV неделя
Секреты Снеговичка Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла НОД: познание «Превращения снега»
НОД: рисование «Снеговик»
Рассматривание картины с зимним пейзажем.
Беседа о зиме
Игра «Когда это бывает?»
 Опыты со снегом «Куда пропал снег?»
Постройка снеговика на участке
Февраль
 I неделя
«Жизнь под снегом» Продолжать формировать простейшие связи между сезонными изменениями в природе. Развивать интерес ко всему живому, умение радоваться зимнему времени года. Воспитывать доброжелательное, осторожное отношение ко всему живому. Беседы: «Зимний сон растений», «Кто как зимует?»
Наблюдения за деревьями, птицами
Чтение литературы, просмотр видеоматериалов по теме
Д/и «Что сначала, что потом?»
Опыты со льдом, снегом
Труд на участке: сгребание снега к стволам деревьев
Февраль
 II неделя
Жизнь на подоконнике Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. Вызывать чувство благодарности к комнатным растениям. Наблюдение и труд в уголке природы по уходу за комнатными растениями
Д/и «Угадай по описанию»
Рассматривание луковицы
Труд: высадка лука, наблюдение за его ростом
Февраль
 II неделя
«Домашние животные и детеныши» Продолжить знакомить с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным Чтение литературы по теме
Мимио-тенология: «У кого какая мама»
Отгадывание загадок
Лепка «Котёнок», аппликация «Утка с утятами»
Тематический альбом «Наши любимцы»
Инсценизация В.Сутеев «Кто сказал «мяу?»
Февраль
 II неделя
«Конец зимы Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Дать представление о том, что февраль – последний месяц зимы. Закреплять знания детей о неживой природе. Формировать желание помогать птицам в зимний период. Проблема «Чего не хватает растениям зимой?»
Наблюдение на прогулке за небом, солнцем, ветром, за снежным покровом
Опыты со снегом и льдом
Рассматривание иллюстративного материала на тему окончания зимы
Март
 I неделя
Весна в неживой природе Показать особенности весеннего неба.
Показать, что весенний дождь может быть разным. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков
Рисование «Сосульки длинные и короткие»
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?»
Март
II неделя
Кругом вода Закреплять знания детей о свойствах воды. Учить детей беречь водопроводную воду. Дать понятие о том, что для получения чистой воды приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран. Чтение стихов и рассказов по теме «Вода»
Работа с мнемобадлицами
Трудовые поручения
Игры с водой
Опыты с водой «Течёт – течёт, не вытечет»
Рисование «Ручеёк»
Март  
III неделя
Секреты глины и песка Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства почвы, показать детям водопроницаемость песка и глины. Формировать у детей понятие экологической культуры по отношению к окружающему миру неживой природы Рассматривание песка и глины
Опыты с песком и глиной
Выставка глиняных игрушек
Игры с песком
Лепка пирожков и печенья
Лепка из глины «Угощение»
Март
IV неделя
Я – человек Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрану и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Воспитывать в детях чувство единства с природой. Беседа «Я – человек»
Рассматривание книги «Мое тело» Дидактические игры: «Строение человека», «Угадай на вкус», «Запахи», «Кто я?», «Узнай по голосу», «Мы – помощники»
Развлечения: «Веселые человечки играют»
Рисование «Нарисуй свой портрет»
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Апрель
I неделя
О растениях весной Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Закреплять представление о кустарниках. Развивать умения и навыки при посадки овощей. Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой и первоцветами. Наблюдения за деревьями,

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»