Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе
по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
(ООМ с элементами экспериментальной деятельности)
по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
(ООМ с элементами экспериментальной деятельности)
Лаборатория чудес клоунессы Ириски
Клюквина Алёна Владимировна
Возрастная категория: 5 лет.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель: формирование и расширение представлений детей об объектах неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи:
- формирование представления о предметах: их свойствах и качествах;
- формирование умения делать выводы, открытия;
- развитие мыслительных способностей: сравнение, обобщение, анализ;
- развитие слухового, визуального и сенсорного восприятия;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
- воспитание умения работать в коллективе.
Предварительная работа: дидактические игры «Волшебный мешочек», «Почему?», изучение свойств воды, снега, песка.
Материалы и оборудование: стаканчики, трубочки для коктейля, салфетки бумажные, картон, краски, кисточки, воздушные шары, мыльный раствор, бутылочки в «рукавичках», монета, спички.
Музыкальное сопровождение: координационно-ритмическая игра на ускорение «Ну-ка ручки поднимите».
Ход занятия
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Звучит веселая музыка, под которую дети, постепенно завершая свои игры, собираются в круг вместе с воспитателем.
Воспитатель:
Нас солнца луч смешит и дразнит
Нам нынче весело с утра!
Весна нам дарит звонкий праздник,
И главный гость на нем – игра!
Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки! Давайте встанем в круг и поздороваемся?
Здравствуй, правая рука, (проверяет правильность протянутой руки)
Здравствуй, левая рука, (проверяет правильность протянутой руки)
Здравствуй, здравствуй, здравствуй, друг (дети берутся за руки)
Здравствуй, весь наш дружный круг! (дети хлопают в ладоши)
Я думаю, что вы догадались кто я такая?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, я клоунесса, а зовут меня – Ириска!
Давайте познакомимся и с вами.
Игра-знакомство с мячом
Дети передают мяч по кругу, называя свои имена.
Воспитатель: Вот как здорово друзья, как зовут всех знаю я!
Сообщение цели занятия
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где работают клоуны?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, что делают клоуны в цирке?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молодцы! И я к вам сегодня пришла не просто так, я предлагаю вам на немного превратиться в маленьких клоунов и клоунесс и поработать в моей «Лаборатории чудес». Но чтобы делать интересные эксперименты, вам необходимо примерять чудесные колпачки (каждый ребенок одевает на голову колпачок).
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель: Ребята, в своем сундучке я принесла много интересного.
Опыт №1«Играем с красками»
Цель: формирование представлений детей о процессе растворения краски в
воде (произвольно и при помешивании).
Материал: банки с чистой водой, краски.
Содержание опыта:
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют
Оранжевые, жёлтые, красные,
Синие, зелёные–разные!
В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится). В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).
Вывод: капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель наблюдает за выполнением работ детьми, помогает тем, кто не уверен в своих действиях. Хвалит.
Опыт№2 «Живая радуга»
Цель: продолжать формирование представлений о свойствах бумаги: «промокаемость» и «непромокаемость».
Материал: банки с окрашенной водой, салфетки бумажные, картон.
Содержание опыта: Ребята, что вы видите на подносе?
Ответы детей (бумагу).
Воспитатель: давайте попробуем описать, какая она? Что для этого надо сделать?
Ответы детей (потрогать бумагу).
Воспитатель: правильно, одна полоска – тонкая и мягкая, другая – плотная и гладкая. Сейчас мы с вами сделаем из этих полосок мостики и опустим в наши стаканчики с окрашенной водой.
Что происходит? (картон и салфетка начинают намокать).
Вывод: чем тоньше бумага, тем быстрее она намокает.
Воспитатель: Ребята, интересно работать в лаборатории?
Ответы детей.
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра с ускорением «Ну-ка ручки поднимите»
Дети выполняют движения под музыку, повторяя за Ириской.
Опыт№3 «Озорная водичка»
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха, развивать наблюдательность, сообразительность.
Материал: шарик, коктейльная трубочка, пластиковая бутылка.
Содержание опыта:
Он умеет раздуваться,
Важно не перестараться!
Лопнет быстро он тогда,
Будет плакать детвора! (Шарик)
Нам кажется, что бутылка пустая, но это не так! Она наполнена воздухом. Когда мы надуваем шарик, чем мы его наполняем? (Воздухом) Шарик сдувается, воздух из него выходит и давит на воду. Воде ничего не остается, как убежать из бутылки через трубочку.
Вывод: воздух оказывает давление на воду.
Опыт№4 «Поднимающаяся вода»
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха, развивать наблюдательность, сообразительность.
Материал: спичка, пластилин, тарелка, вода.
Содержание опыта: пластилин устанавливаем на середину тарелки, можно его выполнить в форме вулкана. Кто знает, что такое вулкан?
Ответы детей.
Воспитатель: можно сказать, что вулканы – это огнедышащие горы, они опасны для человека.
Наливаем вокруг него воду, и у нас получается вулканический остров. Вставляем в него спичку. Поджигаем её и накрываем стаканом. Спичка потухнет, и воду из тарелки затянет в стакан.
Внимание: спички – детям не игрушка!
Вывод: при горении спички нагревают воздух, находящийся в стакане, и он (воздух, а не стакан) увеличивается в объеме. Когда спички накрывают стаканом, кислород, поддерживающий горение, заканчивается и спички гаснут. Воздух в стакане начинает остывать и уменьшаться в объеме. Давление в стакане становится меньше атмосферного и уровень воды в стакане начинает подниматься.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Сюрпризный момент
Прилетает воздушный шарик с письмом от клоуна из цирка «Шапито».
Содержание письма: дорогие ребята, мне в цирке нужна ваша помощь: Я со своими друзьями хотели устроить пенную вечеринку, но они промочили ноги, у них заболело горло, и они не пришли на работу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь клоуну?
Ответы детей.
Воспитатель: Наверное, кто-то из вас знает из чего приготовить пену?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас я посмотрю в свой волшебный сундучок, надеюсь, что там есть что-то мыльное!
Ооо, у меня есть пена для ванны. Сейчас мы перемешаем ее с водой, у меня еще есть вот такие волшебные рукавички! Я опускаю их в нашу мыльную воду, дую в трубочку, и смотрите, что получается.
Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель наблюдает за выполнением работ детьми, помогает тем, кто не уверен в своих действиях. Объясняет, что воздух в трубочку можно только выдыхать, вдыхать не надо. У детей получаются пенные змеи. Хвалит.
Воспитатель: Как хорошо вы сегодня выполняли все задания! Я очень рада, что вы такие внимательные и любознательные! Какое у вас настроение после нашего занятия? Что вам запомнилось больше всего? Можно ли самостоятельно проводить опыты?
Ожидаем ответы детей.