Использование методики Белошистой А.В.
на занятиях по формированию элементарных
математических представлений в старшем
дошкольном возрасте
Шаньгина Ирина Григорьевна
Современная ситуация в системе образования характеризуется повышенными требованиями к качеству дошкольного образования. Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу важных методических проблем последних десятилетий. Математическое развитие дошкольника должно предполагать развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойство, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.В дошкольном возрасте существуют все предпосылки для развития математического мышления и математических способностей. В целях совершенствования содержания и методов развития у дошкольников математических представлений мы проводим обучение детей по программе интегративного курса «Математика и конструирование», разработанной А.В.Белошистой.
Уникальность методики Анны Витальевны Белошистой заключается в использовании геометрического материала, который позволяет основательно и глубоко подготовить дошкольника к изучению математики в школе. Систематические занятия развивают не только математические способности, но и речь, моторику, координацию, внимание и усидчивость ребенка.
Автор предлагает выстроить систему формирования конструктивных умений ребенка в процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений, объединяя два традиционна разводимых в методике дошкольного обучения вида деятельности: конструирование и обучение математике. При этом вновь приобретаемые знания и умения играют развивающую роль, так как они становятся базой для формирования элементарных математических представлений и общих приемов умственной деятельности.
Цель программы - уходя от узкого подхода к обучению математике, направленного на формирование представлений о числе, дать один из возможных вариантов, построенный на основе использования доступных ребенку дошкольного возраста видов моделирования математических объектов и отношений.
Суть подхода в программе А.В.Белошистой «Математика и конструирование» состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приемы умственных действий и т.п. При этом процесс сводится к всестороннему стимулированию развития логического мышления ребенка. Сочетание такой работы с системой заданий, активно развивающих мелкую моторику, т.е. заданий логико-конструктивного характера, является фактором, активно влияющим на формирование и развитие математических способностей дошкольника.
Отличительной способностью данного курса является то, что роль ведущего содержания в нем отводится геометрическому материалу и действиям с ним, работа с числом и всеми сопутствующими материалами является работой «второго плана», встроенной в процесс самостоятельной конструктивной деятельности ребенка. В этом случае знания и умения арифметического характера усваиваются дошкольном «параллельно», в процессе интересной и понятной ему деятельности с геометрическим материалом.
Эффективность программы подтверждена нами на практике. Мы занимались систематично и последовательно по программе А.В.Белошистой со второй младшей до подготовительной группы и сейчас можем подвести итог.
Детей увлекали включенные в задания элементы сюжета, возможность действовать с материалом. Систематическое участие в решении конструкторских задач стимулировало познавательные интересы детей. На занятиях по данной программе мы применяли следующие дидактические средства:
- Пластмассовые рамки (трафареты) с прорезями в виде геометрических фигур. Используются для узнавания и называния геометрических фигур в различных положениях, умения использовать их для конструирования орнаментов и сюжетов. При работе с рамкой дети приобретают начальные графические навыки: обводка, штриховка, рисование на бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм, учатся ориентироваться на листе, обучаются «конструктивному рисованию».
- Счетные палочки, применяются не только как счетный материал, с их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочку как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между нами.
- «Дидактический набор» - набор геометрических фигур трёх основным форм: круг, квадрат и треугольник.
- Набор геометрических тел « Цвет и форма», содержащий кубы, конусы, цилиндры, прямые прямоугольники и треугольные призмы, пирамиды.
- Рабочие тетради на печатной основе, содержать большое количество дополнительных упражнений, позволяющих организовать групповую и индивидуальную работу на занятии.
Используя на своих занятиях методику Белошистой А.В. мы пришли к выводу, что дети значительно легче усваивают математический материал; что создает возможность выйти за пределы того объема математических знаний, которые предусмотрены «Программой воспитания в детском саду ».