Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект музейно-педагогического занятия по направлению
музейной педагогики «Насекомые и их знакомые»

Природе нашей все нужны, природе нашей все важны

Казимагомедова Заира Хановна
Цель: воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Задачи:
Образовательные:
  • Сформировать представления детей о том. что природа  - это………
  • Закрепить знания детей о свойствах……
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
Развивающие:
  • Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать
  • Развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
  • Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире
  • Воспитывать у детей выдержку, терпение, усидчивость.  
Форма организации детей на занятии: подгрупповая, свободное общение.
Форма проведения занятия: музейно – педагогическое занятие. 
Предварительная работа:
- беседы «Зачем нужны насекомые?», «Роль бронзовки в природе», «Чем жук – усач отличается от бронзовки», «Муравей - полезное насекомое», «Необычный носорог», «Чем отличаются и похожи жуки»;
- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях: «Насекомые. Природные сообщества» (лесное сообщество - жук-усач, муравей, бронзовка, жук-носорог);
- чтение книг О. Кувыкина «Письма насекомых» (глава «Не такая как все»); М. Пришвин «Муравьи»; В.Брагин «В живой комнатке», В.Брагин «Похождения жука - носорога»;
- просмотр научно-популярных фильмов «Микрокосмос. Жители травы», «Планета муравьев»;
- просмотр мультфильмов «Путешествие муравьишки», «Букашки – лесные обитатели»;
- сравнение моделей насекомых, рассматривание под увеличительным стеклом экспонатов и сравнение их с картинками (бронзовка, жук-усач, муравей, жук - носорог);
- создание макета «Насекомые леса».
-составление рассказов про насекомых леса по технологическим картам (два уровня сложности);
- настольно-печатные дидактические игры «Букашки», «Собери целое», «Кто, где живет», «Этажи леса»;
-театрализованная игра «Путешествие по лесу»;
- авторская интерактивная игра «Помоги Лесовику»;
-художественно-продуктивная деятельность
  • Рисование «Жук - усач», «Семья муравьев»;
  • Аппликация «Муравей», «Лесные насекомые» (коллаж);
  • ручной труд «Бронзовка» (из природного материала).
 
Оборудование и материалы:
Музейные экспонаты:
- экспонаты насекомых леса (муравей, бронзовка, жук - усач, жук - носорог).
Вспомогательный фонд:
-пластмассовые модели насекомых: муравей, жук-усач, жук - носорог;
- фотографии насекомых леса;
-макет лесного сообщества;
- презентация «Лесные насекомые»;
- авторская интерактивная игра «Помоги Лесовику» (интерактивная доска MIMIO).
Методы и приемы: 
Словесные методы:
-рассказ ребенка.
Наглядные методы:
-рассматривание слайдов и манипуляция с экспонатами.
Ход занятия:
Ведущий:
Здравствуйте ребята. Приглашаем вас в наш музей «Мир насекомых». Проходите, пожалуйста, к столу (на столе стоит макет леса).
Ребята, а вы знаете, какие насекомые живут в лесу? (Ответы детей).
В это время раздается звонок.
Ребята, к нам пришло видео письмо. Давайте его посмотрим. Присаживайтесь.
Дети смотрят видеописьмо Хранителя Леса:
«Здравствуйте, ребята. Я - Хранитель Леса, а зовут меня Лесовик. Мне и моему лесу требуется помощь. Недавно, мне пришла весточка от белки, которая присматривает за деревьями в вашем детском саду. Вы ее подкармливаете из симпатичных кормушек, которые сделали сами. Так вот она мне сообщила, что у вас в детском саду есть музей насекомых, и воспитанники, посещающие Ваш детский сад, очень много о них знают.
У меня в лесу из желудя вырос молодой дубочек. Всю весну он радовал меня своими нежными тонкими листочками и быстрым ростом. И вдруг, я заметил, что он сник, листочки обвисли, пожелтели и, мне кажется, что он заболел. Я боюсь, что он погибнет. Ребята, разберитесь, пожалуйста, кто или что может вредить дубку. Помогите мне его спасти».
Ведущий: Для того чтобы помочь Лесовику, нужно узнать какие насекомые живут в лесу. Кто может принести вред, а кто пользу, а может быть они могут принести и пользу и вред? И в этом нам помогут наши экскурсоводы.
Ведущий: Сейчас экскурсовод вам расскажет про лесных рыжих муравьев.
Экскурсовод 1: (технологическая карта «Лесной муравей»).
Я расскажу вам про рыжих муравьев. Они маленького размера, красно – бурого цвета. Тело состоит из частей: голова, грудка, брюшко. Есть 6 ножек, на голове - усики, с помощью которых они могут узнавать друг друга. Муравьи живут большой семьей, главная у них муравьиная царица. А главная она, потому что откладывает яички и руководит всеми муравьями в муравейнике. Также есть муравьи-солдаты, няньки, разведчики, но больше всего рабочих муравьев. Муравейник очень интересно устроен: там есть зимовальная комната, комната царицы, кладовая, детская, туалет и даже кладбище. Питаются муравьи другими насекомыми, соком и семенами растений, а также молочком тли. Тлю разводят муравьи, как люди - коров. Тля дает сладкое молочко, а муравьи их кормят, охраняют и защищают от врагов, а на зиму переносят тлю в муравейник.
Польза лесных муравьев в том, что они поедают вредных насекомых. А вред в том, что они разводят тлю, которая оседает на листьях растений и губит их.
Дети рассматривают экспонат муравья, иллюстрации с изображением насекомого.
Ведущий: Ребята, как вы считаете, какую пользу приносят муравьи? (Приблизительные ответы детей с опорой на технологические карты: польза лесных муравьев в том, что они поедают вредных насекомых).
А какой вред приносят лесные муравьи?
(Приблизительные ответы детей с опорой на технологические карты: вред в том, что они разводят тлю, которая губит листья растений).
Ребята, муравьи могут навредить дубочку?
(Да, они могут навредить дубочку.)
 
Ведущий: А теперь познакомимся со следующим обитателем леса - жуком - бронзовкой.
Экскурсовод 2: (технологическая карта «Жук – бронзовка»).
Я расскажу вам про бронзовку. Это жук большого размера, цвет его зеленый или бронзовый, как металл - бронза. Поэтому жука и назвали бронзовкой. Тело состоит из частей: маленькая голова, грудка и брюшко. У бронзовки есть шесть ножек, на голове короткие усики, на спинке жесткие крылья, а под ними тонкие, прозрачные. Живут бронзовки в лесу на полянах, так как любят свет и тепло. Питаются цветами, листьями и соком деревьев. Бронзовка откладывает яички, из них появляются личинки. А из личинок - куколки. Через некоторое время куколки превращаются в жуков. Очень важную роль играют бронзовки для природы: они опыляют растения, являются кормом для птиц и некоторых животных, а личинки бронзовок поедают гнилые листья, кору, корешки. Жук-бронзовка занесен в Красную книгу, так как их осталось в природе мало.
Дети рассматривают экспонат жука-бронзовки, иллюстрации с изображением насекомого.
Ведущий: Ребята, как вы считаете, какую пользу приносит бронзовка? (Приблизительные ответы детей с опорой на технологические карты: они опыляют растения, являются кормом для птиц и некоторых животных, а личинки бронзовок поедают гнилые листья, кору, корешки).
А какой вред приносит бронзовка?
(Приблизительные ответы детей с опорой на технологические карты: Жуки-бронзовки являются вредителями, так как питаются цветами, листьями и соком деревьев.).
Ребята, бронзовка может навредить дубочку?
Да, они могут навредить дубочку.
 (динамические пауза)
Ведущий: Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в жуков и поиграть в игру «Поймай жука».
Ребята становятся в круг с поднятыми руками и говорят слова: «Ах, жуки нам надоели, развелось их просто страсть, все погрызли, все поели, всюду лезут - вот напасть». Дети-жуки в это время вбегают и выбегают из ловушки. По окончании слов ловушка закрывается. Жуки, не успевшие выбежать, считаются пойманными. Игра продолжается 3 раза.
 
Со следующим обитателем леса - жуком-усачом познакомит наш следующий экскурсовод:
Экскурсовод 3: (технологическая карта «Жук-усач»).
Жук-усач – это насекомое крупного размера, может быть зеленого, черного, коричневого цвета. Тело жука – усача состоит из частей: голова, грудь, брюшко. На голове располагаются длинные усы, поэтому его и назвали усачом. Также у жука – усача есть 6 ножек, на спинке - жесткие крылья, а под ними прозрачные крылья. Живет жук – усач в лесу. Питается нектаром растений, соком и корой деревьев. Жук – усач хорошо лазает по деревьям, благодаря крючкам на концах ножек, а также хорошо летает. Жук – усач откладывает яички, из них появляются личинки, через некоторое время личинки превращаются в куколки, а уже потом куколки превращаются в жуков.
Личинки жука - усача приносят вред, так как поедают деревья и их корни. Сами жуки - усачи приносят пользу: они опыляют растения, служат пищей для птиц и некоторых животных, также поедают мертвую древесину.
Дети рассматривают экспонат жука-усача, иллюстрации с изображением насекомого.
Ведущий: Ребята, как вы считаете, какую пользу приносит жук-усач? Приблизительные ответы детей с опорой на технологические карты: они опыляют растения, служат пищей для птиц и некоторых животных, также поедают мертвую древесину.
А какой вред приносит жук-усач и его личинки?
Приблизительные ответы детей с опорой на технологические карты: «Жук - усач приносят вред, так как питается соком деревьев, а его личинки поедают корни деревьев».
Ребята, жук-усач может навредить дубочку?
Да, он может навредить дубочку.
Ведущий: Послушайте следующий рассказ про жука - носорога.
Экскурсовод 4: (технологическая карта «Жук-носорог»).
Я расскажу вам про жука-носорога. Назвали так жука за сходство с животным носорогом: на голове у обоих есть рог. Жук-носорог - это большой крупный жук темно-бурого цвета. Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко. Ноги толстые и сильные. На брюшке жесткие крылья, а под ними
тонкие, прозрачные. Живет жук-носорог в кучах старых листьев, в трухлявых деревьях. Днем он прячется в земле под старыми деревьями, а вечером вылезает на поверхность. Самка откладывает яйца в старых пнях в кучу листьев, а сама умирает. Из яиц появляются личинки, потом - куколка, а уже из куколки – жук-носорог. Питается жук-носорог соком деревьев, а вот личинки питаются самой древесиной и корнями растений. Также жук - носорог хорошо летает и ползает. Жук-носорог считается самым сильным жуком, он поднимает вес во много раз превышающий собственный. Польза жуков – носорогов в том, что они являются кормом для лесных птиц. А вот личинки приносят вред, поедая корни растений.
Дети рассматривают экспонат жука - носорога, и иллюстрации с изображением насекомого.
Ведущий: Ребята, как вы считаете, какую пользу приносит жук-носорог? Приблизительные ответы детей с опорой на технологические карты: он является кормом для лесных птиц.
А какой вред приносят личинки жука-носорога?
Приблизительные ответы детей с опорой на технологические карты: Личинки жука – носорога питаются самой древесиной и корнями растений.
Ребята, личинки жука могут навредить дубочку?
Да, они могут навредить дубочку.
Ведущий: Ребята, теперь, давайте немного поиграем.
Интерактивная игра: «Помоги Лесовику» (смотри приложение).
Ведущий: Мы с вами выяснили, что все насекомые могут быть и полезными и вредными для леса. Но как нам помочь бедному дереву, которое страдает от вредоносных жуков и личинок? Предлагаю позвонить в Академию лесного хозяйства, там нам точно подскажут, кто помогает заболевшим деревьям в лесу.
Видео звонок.
- Здравствуйте! Вас приветствует Академия лесного хозяйства. Слушаю вас.
- Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, кто помогает заболевшим лесным деревьям? Мы узнали, что есть лесные насекомые, которые вредят молодому дубочку в лесу. Очень хочется его спасти, чтобы он вырос в могучий дуб.
- Вам нужен лесничий, соединяю с ним.
- Здравствуйте ребята, я – лесничий. Моя задача – беречь, защищать и лечить лес. Я обеспечиваю охрану леса: отслеживаю признаки болезней деревьев, появление насекомых-вредителей. Я знаю о вашей проблеме, вы правильно сделали, что обратились ко мне. Молодой дубочек надо спасти! Зараженный дубок необходимо опрыскать специальным раствором, безвредным для самих деревьев, но вредоносным для жуков и личинок, которые осели на корнях и листьев деревьев, при этом не погубить на насекомых, а прогнать их. После этого надо подкормить дерево удобрениями или золой.
- Спасибо огромное вам за информацию, до свидания!
Ведущий: Ну вот, ребята, мы выяснили пользу и вред лесных насекомых, и теперь сможем помочь Лесовику спасти дубочек. Я предлагаю сделать памятку для Лесовика о вредных и полезных насекомых, и способах борьбы с вредителями, для спасения дубочка, и оправить ее по электронной почте.
Ведущий: Ребята, вам понравилось у нас в музее?
Спасибо, что посетили наш музей! Мы будем рады снова видеть вас!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»