Познавательно-творческий проект во второй младшей группе
Разноцветная неделя
Игнатьева Марина Александровна
Актуальность проекта:
Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.
Проблема:
Не все дети имеют достаточный объём знаний сенсорных эталонов цвета; у некоторых не сформированы способы обследования цветовых свойств предметов; не развито аналитическое восприятие цвета.
Цель:
Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.
Задачи:
Закреплять знания цветового спектра у детей.
Развивать умение различать цвета, цветовое восприятие, сопоставлять их с предметами, группировать предметы по цвету.
Развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете, умения видеть характерные признаки предметов;
Развивать речь, умение рассказывать о цвете, словарный запас детей;
Воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.
Содействовать развитию творческого, интеллектуального, чувственного и эмоционального потенциала ребенка.
Срок реализации: краткосрочный 1 неделя
Участники: воспитатели, дети младшей группы, родители.
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Методы:
- наглядные;
- словесные;
- игровые;
- практические.
Предполагаемый результат:
Дети правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной жизни.
Этапы проекта:
I.Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
–подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
II.Основной этап:
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.
Каждый день недели соответствует определенному цвету. Для поднятия эмоционального настроения каждого из детей предлагается одеть в цвет дня, и принести предмет определенного цвета. Деятельность детей подчинена определенному цвету.
Понедельник – красный;
Вторник – желтый (оранжевый);
Среда – зеленый;
Четверг – синий (голубой);
Пятница – разноцветный день.
Дидактические игры:
«Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»; «Найди и назови все красное»; «Окраска воды»; «Сложи узор «Найди свой цвет»; «Разноцветные мячики»; «Найди и назови все зеленое», «Найди желтые и оранжевые фрукты».
Пальчиковые игры: «Яркое солнышко», «Радуга»
Рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета», «Радуга».
Беседа: «Какой твой цвет любимый», «Что бывает красным?», «Что у нас в природе желтого(оранжевого) цвета?», «Что бывает зеленого цвета?», «Что есть в группе зеленого цвета?»; «Любимое комнатное растение», «Откуда берется радуга?», «Где можно встретить воду?».
Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Петух и краски», С. Михалкова «Если свет зажёгсякрасный, значит двигаться опасно», Тамара Маршалова«Сказочка про ясное солнышко», С.А.Могилевская«Голубая и синяя сказка», А.Черный «Зеленые стихи», С.А.Могилевская «Голубая и синяя сказка», потешки «Радуга-дуга не давай дождя…», «Дождик, дождик веселей…».
Подвижные игры: «Светофор», «Разноцветная карусель», «Лиса и зайцы», «Разноцветные мячики», «Передай красный мяч по кругу», «Цветные автомобили».
Рисование: «Разноцветный петушок».
Аппликации: коллективная из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга».
Эксперементирование: смешивание цветов «Цветная вода»
Музыка, мульфильмы: музыкального произведения «Шум моря»,«Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» (Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» ( из м/ф «Приключения Огуречика»), «Как муравьишка домой спешил», «Цветик-семицветик».
Работа с родителями: консультация «Каким цветом рисует ваш ребенок?»
Заключительный этап
Оформление коллективной композиции «Радуга-красавица».
План работы
Дни недели | Названия мероприятий |
Понедельник | Первый день красного гномика. (Красный цвет) Занятие по ФЦКМ «Путешествие в красную сказку». Беседа «Что бывает красным?». Проблемная ситуация «Что будет, если не станет красного цвета?» Игра «Найди и назови все красное» Упражнение на дыхание «Надуй шарик» Заучивание стихотворения С. Михалкова «Если свет зажёгся красный, Значит двигаться опасно». В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» (просмотр мультфильма). Игра м/п «Передай красный мяч по кругу» Конструирование « Построй красный домик» Подвижные игры «По малину в сад пойду». Домашнее задание: Нарисовать дома фрукт или овощ красного цвета. |
Вторник | Второй день желтого (оранжевого)гнома. (Желтыйцвет). Беседа: «Что у нас в природе желтого(оранжевого) цвета?» «Найди желтый цвет на одежде друга» Пальчиковая гимнастика «Яркое солнышко». Тамара Маршалова «Сказочка про ясное солнышко». С/р игра «Супермаркет» (покупка желтых товаров) П/и «Наседка и цыплята» П/и «Найди свой цвет» (красный, желтый) Домашнее задание: Раскрасить или оформить в виде аппликации цыплёнка. |
Среда | Третий день зеленого гнома. (Зеленый цвет). Д/и "Найди и назови все зеленое", «Собери зелёный цветочек». Беседа: «Что бывает зеленого цвета?» «Что в группе есть зеленого цвета?» «Любимое комнатное растение». Развитие речи: «Зеленая сказка» А.Черный «Зеленые стихи» Просмотр мультфильма: «Приключение огурчика» П/и «Лягушата» С/р игра «Магазин овощи и фрукты» Игра «Светофор» Домашнее задание: Принести поделку с использованием зелёного цвета.. |
Четверг | Четвёртый день синего (голубого) гномика. (Синий-голубой цвет). Занятия по рисованию «Разноцветный петушок». "Найди и назови все голубое" Беседы: «Природа цвета и цвет природы». «Дождик, дождик веселей…» « Где можно встретить воду» Решение проблемной ситуации. «Что обозначено на глобусе голубым цветом?» Прослушивание музыкального произведения «Шум моря» С.А.Могилевская «Голубая и синяя сказка» Чтение В. Сутеев «Петух и краски» П/и «Разноцветные мячики». Игра м/п «Прыгни на нужный кружок» Домашнее задание: Нарисовать васильки или колокольчики. |
Пятница | Разноцветный день. Закрепление всех цветов недели. Аппликация: « Разноцветная радуга» Беседа с детьми «Откуда берется радуга» Опыты с водой «Цветная радуга» - продолжать знакомить со свойствами воды (прозрачная, непрозрачная). Пальчиковая гимнастика «Радуга». Просмотр мультфильма: «Цветик -семицветик» В.Катаев. Д/и «Сложи узор», «Разбери по цветам» Закреплятьумение группировать предметы по цвету. П/и «Разноцветная карусель» Игра с цветными карандашами «Чудесный мешочек» |
Список литературы
1. Давай поиграем./ Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1991.
2. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч. методическое пособие конспект – 48 с.
3. Полезные задания для детей 3-4 лет.