Использование сказкотерапии в коррекции
просодической стороны речи у детей с ТНР
Коломийчук Ксения Александровна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 38
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Актуальность: За последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевой патологии стал сложнее. Все чаще он имеет сочетанную форму, когда у ребенка нарушается одновременно речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики и эмоционально-волевая сфера. Данная проблема заставляет искать новые формы и методы работы с детьми. учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 38
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Практическая значимость: Логопедам известно, как трудно работать с возбудимыми детьми, или с детьми с высокой истощаемостью нервной системой, а так же с детьми не проявляющими особого интереса к тому, что их окружает. Сказка готовит почву для снятия эмоционального напряжения и для последующей коррекции речевых нарушений. Возможности сказкотерапии в развитии просодической стороны речи уникальны, так как можно одновременно развивать несколько просодических компонентов.
Практическая новизна: Сказкотерапия используется в практике сравнительно недавно, хотя приобрела известность довольно давно. Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, появились в 18 веке. Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, но и о попытках интерпретаций их содержания. Изучением сказки, как отражения глубинной психики человека, занимались такие психологи, как Э. Фромм, Э. Берн, К. Юнг и отечественные педагоги и психологи: Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, М.В. Осориной, А.В. Гнездиловым и другими. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора института сказкотерапии в Санкт-Петербурге.
Сказкотерапия относится к здоровьесберегающим технологиям и одновременно является инновационной технологией духовно-нравственного воспитания. Это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Мы же используем сказкотерапию в логопедии, как комплексную систему, направленную на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, это позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Цель: Целью сказкотерапии на фланелеграфе в коррекционной работе логопеда является: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи: Задачи сказкотерапии на фланелеграфе в логопедической работе по развитию просодической стороны речи:
- Развитие длительности и силы речевого дыхания;
- Развитие навыка интонационного оформления речевого высказывания;
- Нормализация процесса речевого паузирования;
- Развитие умения управлять громкостью голоса, тембром;
- Формирование темпо-ритмической организации речи.
В своей работе нам нравится использовать фланелеграф. Изготовить его очень просто, а возможностей, которые он предоставляет очень много. Мы можем изготовить персонажа любой сказки или картинки-фигуры на любую лексическую тему, как самостоятельно, так и привлекая родителей. А взаимодействие с родителями очень важная часть нашей работы. Немаловажна и мобильность фланелеграфа.
У нас есть фланелеграфы небольшого размера, которые можно перемещать с места на место. Мы можем разместить нашу сказку как на любом столе, так и на стене, в зависимости от обстоятельств. Также дети могут самостоятельно расположить фланелеграф в удобном уголке группы и погрузиться в сказку. Вот несколько фотографий. На этом слайде представлена работа с мобильным фланелеграфом. Мальчики разыгрывали сказку «Снегурушка и лиса». Девочки - «Теремок».
А здесь представлен большой стационарный фланелеграф. У себя в кабинете я прикрепила его на задней стенке шкафа. В группе такой же большой фланелеграф располагается на стене.