Проект
Экспериментирование в первой младшей группе
Экспериментирование в первой младшей группе
Опыты с красками
Опрятнова Елена Петровна,
ГБДОУ детский сад № 4
Кировского района Санкт-Петербурга
Проект направлен на то, чтобы через опыты приобщить детей к изобразительному творчествуГБДОУ детский сад № 4
Кировского района Санкт-Петербурга
Перспективный план работы
Подготовительный этап:
- Изучение методической литературы, интернет ресурсов, курсы ПК.
- Создание картотеки по экспериментированию с красками.
- Подбор материала в уголок для родителей.
- Создание предметной среды.
- Подбор дидактических пособий и игр.
- Подбор песен, стихов, загадок на тему.
- Подбор художественной, детской литературы.
- Разработка и систематизация занятий с детьми.
- Работа с родителями
- Чтение художественной литературы: сказки, стихи, загадки.2
- Игровая деятельность: дидактические, подвижные, игры на развитие мелкой моторики, песенка – игра.
- Проведение системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности.
- Информационно – деятельная работа с семьями воспитанников.
Отчет о проделанной работе на курсах повышения квалификации в АППО и педагогическом совете в ДОУ: создание презентации по теме проекта.
Практические выводы. Выставка работ в группе. Создание газеты: «опыты с красками».
Актуальность:
Формирование познавательных способностей, творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе.
Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве являются простые опыты, которые приносят радость, удивление и желание познавать мир красок.
Опыты, в буквальном смысле слова, завораживают и находят сильный отклик в душе каждого ребенка. Они запоминаются и вызывают любопытство. Поэтому воспитателю, проводящему занятия с детьми, необходимо иметь в педагогическом арсенале немалое количество опытов и методического сопровождения к ним для поддержания детской активности, внимания, творчества.
В информационный уголок для родителей поместила материал: «Рисуем дома с малышом», «Дети любят рисовать». Советы родителям. Познакомила родителей с проектом, его целью и задачами.
Цель:
Обобщение опыта по экспериментированию с красками детей первой младшей группы, для дальнейшего эффективного применения в практической работе на занятиях по изобразительной деятельности.
Расширение представления детей о свойствах красок, познакомить с основными цветами. Через опыты приобщить детей к изотворчеству.
Задачи:
- Методически обосновать необходимость использования опытов с красками в работе с детьми первой младшей группы.
- Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие развитию познавательных способностей.
- Изучить содержание и методики работы для экспериментирования.
- Раскрыть значение опытов в процессе приобщения детей к экспериментированию.
- Проверить эффективность проведенной работы на развитие познавательных и творческих способностей детей.
- Создать методическую копилку по работе с красками для формирования интереса детей к познавательной и художественной деятельности.
- Продумать и придумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию и исследовательской деятельности.
- Создать простые и ясные по изложению материалы для исследования.
- Подобрать методические материалы к занятиям в соответствии с возрастом детей.
Детское экспериментирование должно быть направлено на познание ребенком свойств и связей объектов разными способами действий. Это развивает мышление ребенка и его творчески-исследовательский потенциал.
Задача педагога создать необходимые условия для пробуждения в ребенке интереса к изучению окружающего мира, в частности изучению мира красок; проработать и усовершенствовать предметно – развивающую среду; создать благоприятную психологически-эмоциональную атмосферу в группе; систематизировать изучаемый материал и применить его на практике.
В основе этих задач лежат в первую очередь возрастные особенности и возможности детей.
Предполагаемый результат
Создание в группе условий для экспериментальной деятельности детей, как самостоятельной, так и в сотрудничестве с воспитателем.
Расширение знаний детей об окружающем мире, мире красок, в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Подготовительный этап
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Какого цвета?». Что бывает: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым?
«Найди половинку».
«Найди отличие».
Пальчиковые игры:
Кисточка
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Детки
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Двигательная деятельность
Подвижные игры:
Солнышко и дождик»
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свой стульчик.
Кто тише?
Задачи: Учить детей ходить подгруппой (всей группой) на носочках. Упражнять в ходьбе и беге.
Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение сказок.
«Как краски подружились», «Сказка о том, как радуга в воде купалась», «Сказка про теплые и холодные цвета», «История про зайчика». «Соки для кукол». «Сказка про паучка»
Загадки про радугу.
Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветны ворота
Как зовутся…
После дождика бывает,
Полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, а затем растает.
Разноцветная дуга
Поднялась за облака,
Выше дома, выше горки,
Выше самой длинной елки.
Ярко под дождем сверкала,
А затем совсем пропала.
Что за странная дуга?
Это просто …
Стихи про цвета.
Встало солнышко,
Дождик кончается,
Чудо – радуга
Сияет, улыбается.
Мы начнем учить цвета,
Приготовьтесь, детвора.
Красный цвет – он очень яркий.
Помидор и перец сладкий,
Яблоко. Арбуз внутри
Красный, красный – посмотри!
Красный с желтым, мы возьмем –
Новый цвет все создаем,
Цвет оранжевый выходит –
Апельсин он весь наполнит.
Желтый - очень теплый цвет,
Желтый - солнца в небе свет.
Желтый есть еще лимон –
Очень-очень кислый он.
Лист – зеленый и трава,
Ёлка зелена всегда.
Желтый с синим мы смешаем –
Цвет зеленый получаем.
Небо цвета голубого.
Он прекраснее любого.
Колокольчики растут,
Голубым они цветут.
Море синее бушует,
Волны пенные волнует.
Синий карандаш мы взяли,
Синий круг нарисовали.
Фиолетовую краску
Создает цвет синий с красным.
Фиолетовых фиалок
Дарим мы букет в подарок.
Вот цвета лишь основные –
Их намного больше в мире.
Словарная работа
Цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Краски: густые и жидкие.
Вода: прозрачная.
Смешивание красок, радуга, разноцветный.
Музыкальная.
Песенка – игра: « Разноцветные конфеты»
Познавательно - исследовательская
Как изменится цвет одежды, если нечаянно на нее попала вода?
- Цвет изменится. Станет более темным.
Основной этап
Занимательные опыты с красками
Опыт № 1. Смешение основных красок на офисной бумаге А4 через обычный полиэтиленовый пакет.
Материалы: Офисная бумага формата А4, гуашь (основные цвета), кисть № 3, пакет полиэтиленовый
«Букет»
Коллективная работа в технике «монотипия»
Цель:
Создание сюжета с использованием нетрадиционного метода рисования, а именно смешивание красок, размазывания красок, путем простого похлопывания, растягивания и рисования круговыми движениями по полиэтиленовому пакету. Воспитывать у детей желание рассматривать свои рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие. Вызвать положительные эмоции от выполнения коллективной работы.
Опыт № 2. «Пейте куклы вкусный сок»
Цель:
Выявить свойство воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет. Смешение основных цветов: желтый + красный = оранжевый.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой. Набор игрушечных фруктов и овощей : красный помидор, оранжевая морковка, желтый ананас .
Ход занятия:
Предложить детям приготовить для кукол разноцветный сок, привлечь их внимание элементом волшебства.
« Опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
Накроем стол, расставим стаканы, усадим кукол и угостим их напитками.
Красная вода превратится в томатный сок; оранжевая (оранжевую краску получаем , путем смешивания желтой и красной) - в морковный ; жёлтая – в ананасовый.
Опыт № 3. «Окрашивание воды».
Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей раннего возраста. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки.
Можно предложить другой способ : налить в бутылочки прозрачную водичку, предложить детям закрыть их крышками , с нанесенной на внутреннюю поверхность крышки желтой и красной краски, и потрясти.
Вот, и волшебство! Прозрачная вода стала цветной.
Опыт № 4. «Рисунки на снегу» (прогулка)
Задачи:
-Расширять представление детей о том, что рисовать можно даже на снегу.
-Снег впитывает краску и приобретает ее цвет.
-Закрепить знания детей о том, что при смешивании красного и желтого цветов, получается оранжевый.
-Вызывать эстетические переживания от красоты снежного покрова, радость от творчества в ярких , незабываемых рисунках
Оборудование: Бутылочки с водой, подкрашенной гуашью желтого, красного и оранжевого цветов.
Ход опыта:
Немного открутить крышки у бутылочек, перевернуть крышками вниз, и встряхивая, капельками раскрасить, нарисованные на снегу воздушные шарики (желтый, красный, оранжевый), морковку оранжевого цвета для зайчика, красный помидор и разноцветный домик.
Коллективная работа.
Опыт № 5. «Дождевые облака».
Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.
Материалы: пена для бритья, стакан с водой, гуашь или пищевой краситель синего или голубого цвета, пипетка.
Ход занятия.
В банку налить воды примерно на 2/3. Выдавить пену для бритья прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.
Опыт № 6. «Разноцветные узоры».
Материалы: плоская тарелка с белым дном и конфеты скитлс в цветной глазури.
Сегодня мы вам покажем яркий эксперимент с водой и цветными конфетами скитлс, который сможет сделать каждый.
Ход занятия.
Раскладываем конфеты по дну тарелки по кругу, наливаем в центр воды, так, чтобы конфеты покрылись водой хотя бы наполовину. Теперь нужно немного подождать.
Любопытно наблюдать, как растворенная глазурь, создает в воде картину. Таким образом, мы можем нарисовать подобие радуги, яркое соцветие или абстрактную картину.
Результат завораживает!
Вывод.
Эксперименты легко и безопасно можно провести и организовать, они дают начальное представление об удивительном мире науки и вызывают живейшее любопытство у малыша.
Главное достоинство экспериментов и опытов в том, что они позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному, помочь увидеть новое в известном.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, и возникает потребность в новых впечатлениях.
Заключительный этап.
Проанализировав проделанную работу, развитие познавательного интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности через экспериментирование с красками, можно сделать следующие выводы:
Дети, в ходе экспериментальной деятельности, закрепили названия основных цветов, познакомились с различными видами красок и их свойствами, необычных красящих материалов, например, разноцветные конфеты скитлс, которые мы использовали для яркого, красочного опыта. Расшили свои представления о получении нового цвета, оттенка путём смешивания красок.
Использование данной методики, дало возможность заинтересовать детей, привлечь их внимание, пробудить желание для участия в новых экспериментах, расширить представления о получении нового цвета, оттенка путём смешивания красок, развить память, внимание, мышление, воображение детей, мелкую моторику, творческие способности, умение работать в коллективе, следовать словесной инструкции.
Приобретенный опыт обязательно пригодится мне в дальнейшей работе.
Результат
В ходе проведения занятий и наблюдения за детьми было выявлено следующее:
- У детей обогатились знания, и расширился опыт экспериментальной деятельности;
- Появился интерес к экспериментам;
- Пополнился словарный запас;
- Родители проявили интерес, и у них появился стимул проводить опыты дома с детьми