Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение дошкольников рассказыванию по картине

Жукова Светлана Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 3
Выборгского района Санкт-Петербурга

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности . В «Концепции дошкольного воспитания «, «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС)» определены целевые ориентиры , которые говорят о необходимости развития дошкольников таких интерактивных качеств , как воображение , фантазия, творчество , коммуникативные способности (умение вести диалог, отвечать на вопросы , свободно общаться со сверстниками и взрослыми и др.).
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни . Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей , вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить .Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине.
В детском саду проводятся два вида таких занятий:
1. Рассматривание картин с беседой о них, где дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать;
2.Составление детьми рассказов на материале картин, что способствует развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.
В формировании умений описывать картины и составлять рассказы- повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов, а именно :
1.Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета.
2.Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. Здесь можно порекомендовать набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992). А также используются и репродукции картин мастеров искусства:
3.Пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;
4.Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
При отборе картин для рассказывания необходимо учитывать ряд требований:
- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
- картина должна быть высокохудожественной;
 - изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
- условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
- следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.
- не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного;
- сильное сокращение и наслоение предметов вызывает их неузнаваемость;
- следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
При выборе картины для занятия, педагог должен учитывать ,что дети имеют знания и представления о персонажах картины (девочка, мальчик, колобок), их действиях (гуляют, играют, едят), о месте действия (Где? В лесу, дома), о времени действия (Когда?).
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.
Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.
Рассматривание картин преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка. Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит . Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
Но рассказать о содержании картины ребенок может лишь в том случае, если он ее понял. Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.
Для того чтобы дети лучше поняли содержание картин, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях сходных с изображенными на картине. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине – подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.
Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. Детей учат замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свой рассказ описание природы , художественное слово(стихотворение, отрывок из прозы, скороговорка загадка).
Так, при рассматривании картины «Осень» во второй младшей группе , педагог обращает внимание на многокрасочный букет из осенних листьев. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональней настрой, так как связано с яркими жизненными впечатлениями: они сами собирали желтые листья и делали из них букеты.
Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине?», «Что несет в руке девочка?» воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ. Дети с интересом рассматривают девочку с букетом таких же осенних листьев, какие они сами недавно собирали. Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований.
Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредотачивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т. п.
Выделяется несколько видов рассказов детей по картине:
- описание предметных картин;
- описание сюжетной картины;
- рассказ по последовательной серии сюжетных картин;
- повествовательный рассказ по сюжетной картине;
-описание пейзажной картины и натюрморта.
В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов в каждой возрастной группе :
В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
Существуют несколько приемов обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной. К ним относятся:
1. Образец рассказывания – это краткое живое описание изображенного предмета или изложение события, доступное детям для подражания и заимствования.
2. Образец рассказа - наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.
3. Анализ образца рассказывания. Задача этого приема - привлечь внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова его концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
4. Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, а также в работе с детьми, для которых более высокий уровень речевой деятельности слишком сложен. При необходимости , этот прием применяется в индивидуальной форме (младшая группа) либо со всеми детьми (средняя группа). Совместное рассказывание может сочетаться с драматизацией разных сюжетов. Постепенно детей можно подводить к несложным импровизациям.
5. План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится отдельным приемом обучения. План помогает последовательному вычленению и характеристике деталей содержания, а также отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. Вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.
6. Рассказывание по частям. По существу это также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. К каждой из частей составляют план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.
Многообразие методов и приемов, используемых в работе с дошкольниками, позволяет формировать грамотную речь ребенка, и умение оперировать словарным запасом, рассматривая и описывая серии сюжетных картин используемых в дошкольном учреждении. Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться с использованием разнообразных приемов. Обычно занятие начинается с вводной беседы. Основной методический прием – вопросы воспитателя. Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления, изображенные на сюжетных картинах. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. В этом случае рекомендуется использовать и художественные произведения, например, краткие рассказы на данную тему. Целесообразно введение игровых приемов. Рассматривание предметных картин необходимо связывать с личным опытом детей, можно сопровождать рассматриванием похожей игрушки. После занятия картина остается в группе на несколько дней, работа с ней продолжается вне занятий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Целесообразно сочетать работу по картине с другими видами занятий: музыка, художественный труд, игры-драматизации, экскурсии и т. д.
Систематизируя вышесказанное , можно предложить структуру занятия рассказывания по картине в зависимости от возрастной группы дошкольников:
Младший дошкольный возраст.
Цель: учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы воспитателя).
1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
2. Рассматривание картины.
3. Беседа по ее содержанию. Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными, выделять центральный образ, помогать целостному восприятию картины.
4. Сюжетный рассказ воспитателя по картине. Возможно чтение художественного произведения, загадывание загадок и т.д.
Средний дошкольный возраст.
Цель: учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога.
1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
2. Рассматривание картины.
3. Беседа по ее содержанию.
4. Целевая установка на составление рассказа по картине.
5. Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.
6. Обобщающий рассказ педагога.
Старший дошкольный возраст.
Цель: учить детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя) составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
1. Предварительная беседа.
2. Рассматривание картины.
3. Беседа об основных моментах сюжета.
4. Целевая установка на составление рассказа.
5. Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми).
6. Рассказы детей (в начале года – прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности.
7. Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя).
8. Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа).
В случае затруднений детей допустимы помощь, указания педагога, речевой образец перед рассказами детей. Итак, основные методические приемы для старшего дошкольного возраста : беседа об узловых моментах сюжета, совместные речевые действия, коллективный рассказ, речевой образец (допустим в начале, середине и конце занятия).
Подготовительная группа.
Цель: учить самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать воображение приемом «вхождения в картину». Учить описывать события по серии картин.
1. Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины.
2. Рассматривание картины.
3. Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.)
4. Целевая установка на составление рассказа по плану.
5. Составление и обсуждение с детьми плана рассказа.
6. Рассказы детей (коллективный рассказ).
7. Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.).
8. В конце занятия дети должны услышать хороший речевой образец (ребенка или воспитателя).
9. Итоги занятия с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.
К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств.. Рассказ-образец дается в старшей и особенно в подготовительной группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Но в то же время, в зависимости от сложности задания, допустим речевой образец всего рассказа или его части в начале, середине или конце занятия. Возможно использование литературного образца. Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы. В беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т.п.).
Перед занятием рассказыванию по картине нужна предшествующая работа. Например, перед составлением описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» целесообразно :
1. Понаблюдать с детьми за кошкой с котятами;
2. Предложить каждому ребенку угостить животных тем, что они любят;
3. Расширить знания об особенностях, внешнем виде, повадках разных животных (через иллюстрации, чтение художественной литературы);
4. Поиграть в настольно-печатные игры, например, «большие-маленькие»;
5. Предложить каждому ребенку сравнить две игрушки.
Подготовительная работа помогает воспроизвести в реальной жизни ребенка те связи и зависимости, которые он должен будет установить в картине и объяснить в монологической речи.
Пример занятия:
Тема: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» из серии домашние животные.
Цель: закрепить умение составлять рассказ по картине, отражая увиденное на картине и используя личный опыт; учить соотносить название животных и их детенышей, закреплять слова, обозначающие действие; воспитывать интерес к животным, желание ухаживать за ними, рассказывать о них.
Ход работы:
1. Показ картины, вспоминаем название, придумываем новое.
2. Вопросы к детям: Кто нарисован на картине? Что делают котята? Что делает рыжий котенок? Какого еще котенка вы видите? Что можно про него сказать? Что делает третий котенок? Какая кошка - мама? Как она смотрит на котят?
3. Образец рассказа педагога.
4. Составление рассказов детьми.
5. Оценка детских рассказов педагогом и детьми.
6. Игра: педагог – кошка - мама, дети – котята, дети исполняют команды (физкульт минутка).
7. Педагог предлагает послушать историю, сопровождая показом игрушек, иллюстраций.
8. Анализ занятия (вопросы к детям: Что узнали? Что поняли?)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»