Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблема становления ценностей здорового образа жизни детей

(примерное перспективное планирование в средней группе)
Тархова Наталья Павловна,
воспитатель первой категории, ГБДОУ детский сад
№ 60 комбинированного вида «Гнездышко»
Фрунзенского района Санкт-Петербурга  
Актуальность и постановка проблемы:
    Проблема здоровья детей всегда актуальна. Во все времена: в прошлом, в настоящем и будущем - эта проблема всегда будет стоять перед людьми. Ведь здоровье детей ни с чем несравнимая ценность, эта естественная человеческая потребность, которую необходимо поддерживать и развивать в детях. И ответственность за здоровье детей лежит прежде всего на взрослых. Потому что только они могут повлиять изначально на становление здорового образа жизни детей, сформировать в детях жизненные установки, ориентированные на здоровье.
Перед педагогами ДОО непосредственно ставится в ФГОС ДО важная задача, которая является , как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. А становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами являются необходимыми составляющими физического развития детей.
     В представленном примерном перспективном планировании через различные методы и деятельности детей представлены конкретные примеры с задачами, которые могут быть использованы воспитателями при формировании ценности здорового образа жизни. Через дидактические игры, беседы, экспериментальную деятельность, практические упражнения, чтение художественной и популярной литературы дети не только знакомятся и узнают о здоровье и здоровом образе жизни, но и в процессе со временем формируют и закрепляют эти представления. Все эти методы с одной стороны способствуют погружению в данную тему здорового образа жизни детей, тем самым обеспечивают процесс социализации, а с другой стороны поддерживают индивидуализацию дошкольников, когда они проявляют интерес и инициативу в самостоятельной, так и совместной деятельности со взрослыми, так и с детьми. Поэтому ещё очень важно отметить про работу с родителями. Без включения родителей в процесс становления ценности здоровья у детей  сам здоровый образ жизни у детей не будет целостным, а если воспитание родителей будет прямо противоположным, то у детей могут возникнуть противоречия, поэтому просвещение и включение самих непосредственно родителей в воспитательный процесс просто необходим.
 
Содержательная часть:
Примерный перспективный план работы в средней группе.

 
 
Месяц
Дидактические
игры
Беседы Чтение Практические опыты и эксперименты, наблюдения Практические упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков Работа с родителями
Сентябрь «Свари полезный компот»: продолжать формировать и расширять кругозор детей о пользе ягод и фруктов.
 
« Чего не хватает»: при помощи каточек с изображением предметов гигиены дети закрепляют их понятия и тренируют внимательность.
« Осень – кладовая здоровья» : расширять понимание детей о пользе осени, как сезоне, в котором произрастает много полезного для нашего организма: различные урожаи.
 
« Вода наш важный помощник» : рассказать детям о пользе и важности воды для людей и всего живого.
И. Муравейка 
«Я сама»
А. Барто «Зарядка»
Эксперимент
«Грязные и чистые фрукты»: в ходе эксперимента  при сравнении грязных и чистых фруктов, обратить внимание детей на их внешний вид, показать, что грязь может быть и незаметна, дать понятие о вреде грязных фруктов.
«Самые аккуратные»: напомнить основные правила гигиены, учить правильно умываться, мыть руки, пользоваться индивидуальным полотенцем.
«Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»: продолжать учить и закреплять у детей навыки аккуратно складывать и вешать одежду перед сном.
Консультации на тему: «Физические особенности развития дошкольников среднего возраста»
 
Памятка: «Слагаемые здорового образа жизни».

 
Октябрь «Если сделаю так»: обратить внимание детей на то,
что в каждой ситуации может
быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
 
«Ребенок и здоровье»
Оденем куклу на прогулку: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

 
«Наше здоровье осенью»: формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему в холодный период года, учить заботиться о нём, познакомить с базовыми  правилами здоровьесбережения.
 
«Наши помощники – растения»:закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

 
Рассказ «Плоды шиповника»
Благинина Е. «Банька» 

 
Эксперимент
«Овощи и фрукты»: в ходе эксперимента дети учатся на вкус определять овощи и фрукты, их отличия, их пользу.
«Посмотри, как я умею»(расческа, носовой платок): закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком.
 
«По порядку делай так!»: одевание – раздевание: совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу

 
Консультация «Формирование основ культуры здоровья дошкольников»
Круглый стол:
 « Как вырастить детей здоровыми»
Ноябрь «Что такое хорошо, что такое плохо»: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.
 
«Подбери предметы»:
 воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

 
«Самый сладкий сон»: формировать у детей представления о полноценном сне как важнейшем условии поддержания здоровья человека, способствовать становлению осознанного отношения к здоровью.
 
« Свежий воздух»: дополнить представления детей о свойствах и составе воздуха, формировать представление о здоровом образе жизни, о важности уборки, проветривания, прогулок на свежем воздухе.

 
А. Барто «Девочка чумазая»
Я. Аким
« Мыло»
Наблюдение  «Погода и одежда»: подводить детей к пониманию того, что при сильном ветре необходимо одеваться теплее, формировать осознанное отношение к своему здоровью.
 
« Кто одет по погоде. Проверим»: формировать и закреплять знания детей об одежде по погоде, учить их наблюдательности.
« Самый чистый рот»: учить детей правильно полоскать рот после приемов пищи, аккуратно и тщательно.
Консультация
« Психические особенности развития дошкольника среднего возраста»
 
Консультация «Профилактика ОРЗ в домашних условиях».

 
Декабрь «Одень мальчика и девочку зимой»: при помощи карточек с различной сезонной одеждой дети одевают мальчика и девочку на прогулку.
 
«Зимние забавы»: учить подбирать зимние игры для улицы при помощи тематических карточек.

 
«Здоровье- самое ценное»:
совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работать над смысловой стороной слова.
 
« Я на саночках лечу»: формировать понятие детей о том, почему подвижность и движение приносят пользу и почему зимой это особенно необходимо.

 
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
В. Коростылёв  «Королева Зубная щётка»
Эксперимент
определение мокрой и сухой ткани: в ходе эксперимента дети видят, как и почему ткань становится мокрой, подводить к понятию, чем вредна мокрая одежда для человека.

 
«Самые сухие варежки» : дети учатся внимательно следить за состоянием своей одежды после прогулки, учатся отдавать взрослым одежду на просушку.
 

 
Консультация «Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний».
 
Консультация «Рациональное питание – одна из составляющих здоровья».

 
Январь «Как вырасти здоровым»: упражнять в правильном использовании обобщающих слов; воспитывать сообразительность, быстроты реакции.
 
«Полезная и вредная пища»: дать понятие о правильном питании. Закрепить знания о продуктах питания, вызвать желание заботиться о своем здоровье, учить проявлять заботу.

 
«Путешествие в страну здоровья»: уточнить представлять о том, что такое здоровье и как сберечь его. Развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, пользы витаминов, закаливания, занятий физкультурной и спортом.
 
« Можно ли пить очень холодную воду»: подвести детей к тому, что пить холодную воду нужно аккуратно или лучше не употреблять, рассказать почему можно заболеть.

 
Э. Мошковская  «Нос, умойся» 
А. Барто 
«На прогулку» 
Эксперимент
 «Найди человека»: с помощью набора игрушек дети находят человечка (куклу) и продолжают закреплять строение тела человека. 
« Чемпионы по порядку в шкафчиках»: продолжать мотивировать детей содержать порядок в шкафчике, продолжать закреплять правильное расположение вещей и обуви в шкафчиках.
 
Консультация для родителей: «Здоровье всему голова».
 
Книжки- малышки «В здоровом теле здоровый дух»
Февраль «Подбери пару»:
учить соотносить предметы на картинках, с действиями закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.
 «Полезная и вредная еда»: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

 
«Быть здоровым здорово»: формировать у детей представления о составляющих здорового образа жизни, о значении физических упражнений для организма человека, способствовать формированию культуры здоровья, воспитывать потребность быть здоровым.
 
«Кто такие микробы»: познакомить детей с понятием микробов и их влиянием на здоровье человека.

 
К. Чуковский  «Мойдодыр» 
О. Дриз
«Тихий час»
Эксперимент
« Как варежки замерзают»:
С помощью эксперимента показать детям, как мокрая варежка быстро замерзает, обратить внимание детей на опасность мокрой ткани во время зимы и как это опасно для здоровья.

 
« Раскажем как правильно чихать и кашлять зайке»: дети закрепляют правила чихания и что они должны делать, когда чихают и кашляют. Семинар: «Игровой массаж, как средство формирования здорового образа жизни».
Консультация
«Влияние вредных привычек взрослых на  формирование
ЗОЖ детей»

 
Март «Это для здоровья хорошо, а это для здоровья плохо»: при помощи тематических карточек дети пытаются объяснить, что в данном случае хорошо, а что плохо для здоровья.
 
«Что где растет»: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения
 
 

 
«Полезная и вредная еда»: продолжать закреплять представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
 
«Страна Витаминия»: познакомить детей с обозначением витаминов и побеседовать, в каких продуктах живут витамины.
Стихотворение К. Чуковского «Айболит и воробей»
Загадки про предметы личной гигиены

 
Наблюдение «Одежда детей»: предложить по итогам наблюдения рассказать, какие изменения произошли в одежде людей по сравнению с зимой, с чем связаны эти изменения, обсудить почему важно одеваться по погоде, формировать осознанное отношение к здоровью « Самая сухая обувь»: продолжать учить детей , как определять обувь на ощупь и что делать, если обувь мокрая. Консультация
«Советы доктора»: анализировать и дополнить представления родителей о профилактике простудных заболеваний в весенний период.
Консультация
 
«Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.»

 
Апрель «Умею - не умею»:акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
 
«Угадай, кто позвал?»: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

 
« Почему космонавт должен быть здоров»: расширить понятие о космосе и космонавтах, об их связи здоровья и профессии.
 
 «Пять важных дел перед сном»: обсудить с детьми значимость самостоятельного выполнения «вечерних дел»(уборки игрушек, раздевание и складывание одежды, умывание, чистка зубов, принятие душа), предложить детям рассказать о том, как каждый из них готовится ко сну.

 
Е. Карганова
«Чуня»
Н. Найденова
 « Наши полотенца».
Эксперимент
«Как передаются микробы от человека к человеку»: с помощью эксперимента опытным путем показать как микробы передаются от человека к человеку.
« Самая красивая прическа»: продолжать учить детей расчесываться самостоятельно своей индивидуальной расческой с помощью взрослого.
 

 
Консультация для родителей: «Спортивные тренажёры дома».
 
 Консультация: «Телевизор и компьютер - друзья или враги».

 
Май «Мой день»: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
 
«К нам пришел Незнайка»: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

 
«Путешествие хлебного комочка»: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.
 
«Что ты знаешь»: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

 
«Сказка про витамины»
Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе».
Эксперимент
«Значение рук»: опытным путем показать значение рук для человека, подвести к выводу, что к рукам нужно относится бережно и тренировать их.
«Самый аккуратный за столом»: продолжать совершенствовать навыки аккуратной еды. Конкурс рисунков: «Активный отдых с детьми в городе».
Фотоотчет: «Как мы занимаемся физкультурой».

 
 
 
Литература:
https://урок.рф/library/proekt_152248.html
https://infourok.ru/kartoteka-detskoy-hudozhestvennoy-literaturi-po-teme-zdoroviy-obraz-zhizni-3135215.html
https://педакадемия.рф/тихомирова-здоровый-образ-жизни/

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»