Проблема становления ценностей здорового образа жизни детей
(примерное перспективное планирование в средней группе)
Тархова Наталья Павловна,
воспитатель первой категории, ГБДОУ детский сад
№ 60 комбинированного вида «Гнездышко»
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Актуальность и постановка проблемы:воспитатель первой категории, ГБДОУ детский сад
№ 60 комбинированного вида «Гнездышко»
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Проблема здоровья детей всегда актуальна. Во все времена: в прошлом, в настоящем и будущем - эта проблема всегда будет стоять перед людьми. Ведь здоровье детей ни с чем несравнимая ценность, эта естественная человеческая потребность, которую необходимо поддерживать и развивать в детях. И ответственность за здоровье детей лежит прежде всего на взрослых. Потому что только они могут повлиять изначально на становление здорового образа жизни детей, сформировать в детях жизненные установки, ориентированные на здоровье.
Перед педагогами ДОО непосредственно ставится в ФГОС ДО важная задача, которая является , как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. А становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами являются необходимыми составляющими физического развития детей.
В представленном примерном перспективном планировании через различные методы и деятельности детей представлены конкретные примеры с задачами, которые могут быть использованы воспитателями при формировании ценности здорового образа жизни. Через дидактические игры, беседы, экспериментальную деятельность, практические упражнения, чтение художественной и популярной литературы дети не только знакомятся и узнают о здоровье и здоровом образе жизни, но и в процессе со временем формируют и закрепляют эти представления. Все эти методы с одной стороны способствуют погружению в данную тему здорового образа жизни детей, тем самым обеспечивают процесс социализации, а с другой стороны поддерживают индивидуализацию дошкольников, когда они проявляют интерес и инициативу в самостоятельной, так и совместной деятельности со взрослыми, так и с детьми. Поэтому ещё очень важно отметить про работу с родителями. Без включения родителей в процесс становления ценности здоровья у детей сам здоровый образ жизни у детей не будет целостным, а если воспитание родителей будет прямо противоположным, то у детей могут возникнуть противоречия, поэтому просвещение и включение самих непосредственно родителей в воспитательный процесс просто необходим.
Содержательная часть:
Примерный перспективный план работы в средней группе.
Месяц |
Дидактические игры |
Беседы | Чтение | Практические опыты и эксперименты, наблюдения | Практические упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков | Работа с родителями |
Сентябрь | «Свари полезный компот»: продолжать формировать и расширять кругозор детей о пользе ягод и фруктов. « Чего не хватает»: при помощи каточек с изображением предметов гигиены дети закрепляют их понятия и тренируют внимательность. |
« Осень – кладовая здоровья» : расширять понимание детей о пользе осени, как сезоне, в котором произрастает много полезного для нашего организма: различные урожаи. « Вода наш важный помощник» : рассказать детям о пользе и важности воды для людей и всего живого. |
И. Муравейка «Я сама» А. Барто «Зарядка» |
Эксперимент «Грязные и чистые фрукты»: в ходе эксперимента при сравнении грязных и чистых фруктов, обратить внимание детей на их внешний вид, показать, что грязь может быть и незаметна, дать понятие о вреде грязных фруктов. |
«Самые аккуратные»: напомнить основные правила гигиены, учить правильно умываться, мыть руки, пользоваться индивидуальным полотенцем. «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»: продолжать учить и закреплять у детей навыки аккуратно складывать и вешать одежду перед сном. |
Консультации на тему: «Физические особенности развития дошкольников среднего возраста» Памятка: «Слагаемые здорового образа жизни». |
Октябрь | «Если сделаю так»: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность. «Ребенок и здоровье» Оденем куклу на прогулку: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. |
«Наше здоровье осенью»: формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему в холодный период года, учить заботиться о нём, познакомить с базовыми правилами здоровьесбережения. «Наши помощники – растения»:закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми. |
Рассказ «Плоды шиповника» Благинина Е. «Банька» |
Эксперимент «Овощи и фрукты»: в ходе эксперимента дети учатся на вкус определять овощи и фрукты, их отличия, их пользу. |
«Посмотри, как я умею»(расческа, носовой платок): закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком. «По порядку делай так!»: одевание – раздевание: совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу |
Консультация «Формирование основ культуры здоровья дошкольников» Круглый стол: « Как вырастить детей здоровыми» |
Ноябрь | «Что такое хорошо, что такое плохо»: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью. «Подбери предметы»: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью. |
«Самый сладкий сон»: формировать у детей представления о полноценном сне как важнейшем условии поддержания здоровья человека, способствовать становлению осознанного отношения к здоровью. « Свежий воздух»: дополнить представления детей о свойствах и составе воздуха, формировать представление о здоровом образе жизни, о важности уборки, проветривания, прогулок на свежем воздухе. |
А. Барто «Девочка чумазая» Я. Аким « Мыло» |
Наблюдение «Погода и одежда»: подводить детей к пониманию того, что при сильном ветре необходимо одеваться теплее, формировать осознанное отношение к своему здоровью. |
« Кто одет по погоде. Проверим»: формировать и закреплять знания детей об одежде по погоде, учить их наблюдательности. « Самый чистый рот»: учить детей правильно полоскать рот после приемов пищи, аккуратно и тщательно. |
Консультация « Психические особенности развития дошкольника среднего возраста» Консультация «Профилактика ОРЗ в домашних условиях». |
Декабрь | «Одень мальчика и девочку зимой»: при помощи карточек с различной сезонной одеждой дети одевают мальчика и девочку на прогулку. «Зимние забавы»: учить подбирать зимние игры для улицы при помощи тематических карточек. |
«Здоровье- самое ценное»: совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работать над смысловой стороной слова. « Я на саночках лечу»: формировать понятие детей о том, почему подвижность и движение приносят пользу и почему зимой это особенно необходимо. |
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» В. Коростылёв «Королева Зубная щётка» |
Эксперимент определение мокрой и сухой ткани: в ходе эксперимента дети видят, как и почему ткань становится мокрой, подводить к понятию, чем вредна мокрая одежда для человека. |
«Самые сухие варежки» : дети учатся внимательно следить за состоянием своей одежды после прогулки, учатся отдавать взрослым одежду на просушку. |
Консультация «Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний». Консультация «Рациональное питание – одна из составляющих здоровья». |
Январь | «Как вырасти здоровым»: упражнять в правильном использовании обобщающих слов; воспитывать сообразительность, быстроты реакции. «Полезная и вредная пища»: дать понятие о правильном питании. Закрепить знания о продуктах питания, вызвать желание заботиться о своем здоровье, учить проявлять заботу. |
«Путешествие в страну здоровья»: уточнить представлять о том, что такое здоровье и как сберечь его. Развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, пользы витаминов, закаливания, занятий физкультурной и спортом. « Можно ли пить очень холодную воду»: подвести детей к тому, что пить холодную воду нужно аккуратно или лучше не употреблять, рассказать почему можно заболеть. |
Э. Мошковская «Нос, умойся» А. Барто «На прогулку» |
Эксперимент «Найди человека»: с помощью набора игрушек дети находят человечка (куклу) и продолжают закреплять строение тела человека. |
« Чемпионы по порядку в шкафчиках»: продолжать мотивировать детей содержать порядок в шкафчике, продолжать закреплять правильное расположение вещей и обуви в шкафчиках. |
Консультация для родителей: «Здоровье всему голова». Книжки- малышки «В здоровом теле здоровый дух» |
Февраль | «Подбери пару»: учить соотносить предметы на картинках, с действиями закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление. «Полезная и вредная еда»: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма. |
«Быть здоровым здорово»: формировать у детей представления о составляющих здорового образа жизни, о значении физических упражнений для организма человека, способствовать формированию культуры здоровья, воспитывать потребность быть здоровым. «Кто такие микробы»: познакомить детей с понятием микробов и их влиянием на здоровье человека. |
К. Чуковский «Мойдодыр» О. Дриз «Тихий час» |
Эксперимент « Как варежки замерзают»: С помощью эксперимента показать детям, как мокрая варежка быстро замерзает, обратить внимание детей на опасность мокрой ткани во время зимы и как это опасно для здоровья. |
« Раскажем как правильно чихать и кашлять зайке»: дети закрепляют правила чихания и что они должны делать, когда чихают и кашляют. | Семинар: «Игровой массаж, как средство формирования здорового образа жизни». Консультация «Влияние вредных привычек взрослых на формирование ЗОЖ детей» |
Март | «Это для здоровья хорошо, а это для здоровья плохо»: при помощи тематических карточек дети пытаются объяснить, что в данном случае хорошо, а что плохо для здоровья. «Что где растет»: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения |
«Полезная и вредная еда»: продолжать закреплять представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма. «Страна Витаминия»: познакомить детей с обозначением витаминов и побеседовать, в каких продуктах живут витамины. |
Стихотворение К. Чуковского «Айболит и воробей» Загадки про предметы личной гигиены |
Наблюдение «Одежда детей»: предложить по итогам наблюдения рассказать, какие изменения произошли в одежде людей по сравнению с зимой, с чем связаны эти изменения, обсудить почему важно одеваться по погоде, формировать осознанное отношение к здоровью | « Самая сухая обувь»: продолжать учить детей , как определять обувь на ощупь и что делать, если обувь мокрая. | Консультация «Советы доктора»: анализировать и дополнить представления родителей о профилактике простудных заболеваний в весенний период. Консультация «Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.» |
Апрель | «Умею - не умею»:акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства. «Угадай, кто позвал?»: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей. |
« Почему космонавт должен быть здоров»: расширить понятие о космосе и космонавтах, об их связи здоровья и профессии. «Пять важных дел перед сном»: обсудить с детьми значимость самостоятельного выполнения «вечерних дел»(уборки игрушек, раздевание и складывание одежды, умывание, чистка зубов, принятие душа), предложить детям рассказать о том, как каждый из них готовится ко сну. |
Е. Карганова «Чуня» Н. Найденова « Наши полотенца». |
Эксперимент «Как передаются микробы от человека к человеку»: с помощью эксперимента опытным путем показать как микробы передаются от человека к человеку. |
« Самая красивая прическа»: продолжать учить детей расчесываться самостоятельно своей индивидуальной расческой с помощью взрослого. |
Консультация для родителей: «Спортивные тренажёры дома». Консультация: «Телевизор и компьютер - друзья или враги». |
Май | «Мой день»: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду. «К нам пришел Незнайка»: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность. |
«Путешествие хлебного комочка»: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания. «Что ты знаешь»: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память. |
«Сказка про витамины» Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе». |
Эксперимент «Значение рук»: опытным путем показать значение рук для человека, подвести к выводу, что к рукам нужно относится бережно и тренировать их. |
«Самый аккуратный за столом»: продолжать совершенствовать навыки аккуратной еды. | Конкурс рисунков: «Активный отдых с детьми в городе». Фотоотчет: «Как мы занимаемся физкультурой». |
Литература:
https://урок.рф/library/proekt_152248.html
https://infourok.ru/kartoteka-detskoy-hudozhestvennoy-literaturi-po-teme-zdoroviy-obraz-zhizni-3135215.html
https://педакадемия.рф/тихомирова-здоровый-образ-жизни/