Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль загадок в развитии ребёнка

Белясникова Светлана Владимировна

Загадки - одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.Н.Даль писал, что загадка – это «иносказанье или намёки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ («прозрачен, как стекло, а не вставишь его в окно» - лёд). В сложных загадках изображается какое – ни будь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог. Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью и лаконичностью высказывания. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора, бытовавшим ещё в первобытном обществе. Об этом свидетельствует тот факт, что загадки распространены у всех, первобытных народов. Они загадывались, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения. Современный исследователь даёт следующее определение загадки: «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого – либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как с целью привить ему поэтический взгляд на действительность». Функциональное предназначение загадки, способствующей «активизации познавательной деятельности, формированию навыков логического мышления, развитию сообразительности, наблюдательности» обусловило её распространение в детской среде. Загадка способствует развитию воображения, стимулирует словотворчество. На протяжении всей истории бытования загадок сохранялась их воспитательная и обучающая функция, которая также оказалась востребованной в детской среде. Некоторые загадки часто встречаются в книгах и сборниках, они помогают расширить представление ребёнка о внешнем мире,показывая ему знакомые предметы с необычной стороны или раскрывая какие – то новые стороны действительности («Два стоят. Два лежат. Один ходит. Другой водит.» - дверь). Другие в игровой форме показывают некоторые грамматические формы:( «По какой дороге пол года ездят, пол года ходят?» - по реке.) В данном случае загадка пересекается с каламбуром и становится одной из составляющих словесных игр. Отличие детской загадки прежде всего заключается в избираемом предмете, чаще всего это бытовые предметы или существа из животного мира, знакомые ребёнку, который должен хорошо представлять себе, о чём идёт речь. Ушинский в книге «Родное слово» говорил, что загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Загадка является одним из средств всестороннего развития ребёнка.. И в силах воспитателя сделать загадки не просто забавой, а весёлыми, но в полнее серьёзным занятием. Загадка содержит в себе информацию, основываясь на которой, ребёнок должен ответить на задуманный вопрос. Главная особенность загадки в том, что она представляет собой логическую задачу. И отгадать загадку – значит совершить сложнейшую логическую операцию. Использование загадок в работе с детьми побуждает ребёнка думать, логически мыслить, а это и есть основа развития мышления (анализа, синтеза, сравнения, общения). Наверное ни одного ребёнка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. С помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разностороннее осмысливать мир, а так же приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству. Загадки «12 месяцев», по экологическому воспитанию, могут служить дополнительным материалом к беседам, занятиям по ознакомлению с природным миром, а так же как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Разгадывание загадок в несколько раз интереснее для каждого ребёнка, нежели просто чтение учебника. Дети в дошкольном возрасте всегда испытывают трудности по ознакомлению с временами года и названием месяцев. Сочиняя стихи – загадки, я постаралась как можно точнее передать сезонные изменения, которые происходят в живой и не живой природе. Использование загадок в работе по экологическому воспитанию с детьми, будет способствовать развитию умению месяц за месяцем восстанавливать логическую взаимосвязь, развивать любознательность, наблюдательность, внимание. А так же воспитывать у детей умение любоваться природой, чувствовать её красоту.

  • . Декабрь.

  • Лес стоит весь белый, белый,

  • Правда, снег не так глубок,

  • Зайке нашему раздолье,

  • Шубку он сменил давно.

  • Лег, заснул медведь в берлоге,

  • А лиса уж как-нибудь,

  • Шубку теплую одела

  • Не замерзнет на снегу.

 

  • Январь.

  • Лес стоит в убранстве белом,

  • Утопает весь в снегу,

  • Приглядишься как красиво,

  • Словно шаль накинул он.

  • А морозы все крепчают,

  • Трудно всем сейчас в лесу,

  • Только слышно воют волки

  • Темной ночью на луну.

  • У клеста забот не мало,

  • В ветках ели высоко,

  • Свито гнездышко давно,

  • Птенчиков здесь ждут вот, вот.

 

  • Февраль.

  • Ветры дуют и метели,

  • Заметают все кругом.

  • Звери, птицы все устали,

  • Очень ждут они весну.

  • Солнце правда ярче стало,

  • Голубые небеса,

  • День длиннее стал заметно,

  • Скоро в лес придет весна.

 

Март.

  • Солнце греет, тает снег,

  • Слышно как звенит капель,

  • Птицы веселее стали

  • И слышна синицы трель.

  • Лес немного пробудился

  • От небесной синевы,

  • Дятел целый день в работе,

  • Дом себе он мастерит.

 

  • Апрель.

  • Лес стоит ещё прозрачный,

  • Снег сошёл, вокруг вода,

  • Заяц на осиновом пенёчке

  • Ждёт когда уйдёт вода.

  • У медведицы в берлоге

  • Медвежата подросли,

  • На полянку вместе выйдут

  • Рады солнцу малыши.

 

  • Май.

  • С каждым днём всё зеленеет,

  • Зацветает всё кругом,

  • Оживает лес весенний,

  • Солнце радует теплом.

  • Перелеска так прекрасна

  • В светлом платьице своём,

  • Мать – и – мачеха смотрите,

  • Распустилась под окном.

  • У зверей забот не мало,

  • Появились малыши,

  • Лес живёт, встречает лето,

  • Ждали все его давно.

 

  • Июнь.

  • Пенье птиц и днём и ночью,

  • Слышим мы и там и тут,

  • Все пернатые вернулись

  • Филармония в лесу.

  • Звери все сейчас в заботе

  • Подрастают малыши,

  • Жук жужжит, пчела в работе,

  • Муравей домой спешит.

  • Воздух весь сейчас наполнен

  • Ароматами цветов,

  • И калина, и рябина, и малина

  • Всё цветёт.

 

  •  


 

  • Июль.

  •  

  • Пенье птиц всё реже слышим,

  • Не до песен им друзья,

  • Голоса птенцов повсюду,

  • Слышим мы в лесу сейчас.

  • На полянке земляничка

  • Ароматна и сочна,

  • Мы конечно угостимся

  • Очень вкусная она.

  • Стебли трав уж погрубели,

  • Солнце целый день печёт,

  • Лето красное в разгаре

  • Радует своим теплом.

 

  • Август.

  • Наступает закат лета,

  • Звери всё едят, едят,

  • В лесу много грибов, ягод

  • И трава ещё сочна.

  • Белка прыгает по веткам,

  • В кладовую гриб несёт,

  • А в малиннике медведи

  • Лакомятся всей семьёй.

  • Нередки ещё денёчки,

  • Когда солнышко печёт,

  • Только вечером прохлада

  • И свежо, свежо.

  • Стелятся у рек туманы,

  • Ночь становится темней,

  • Это всё напоминает

  • Осень к нам спешит уже.

  •  

  •  

  • Сентябрь.

  • Ветерок прохладный дунул,

  • Лист березки пожелтел,

  • Птицы в дальнюю дорогу

  • Полетели вот уже.

  • Бабочек совсем невидно,

  • Муравей домой спешит,

  • Лес всем дарит грибов, ягод,

  • Лес всех, всех нас угостит.

 

Октябрь.

  • В золоте стоят деревья,

  • Клен как будто бы в огне,

  • И последний крик пернатых

  • Донесется до небес.

  • Насекомых и не видно,

  • Прячутся все до весны,

  • У зверей одна забота,

  • Тёплый дом себе найти .

Ноябрь.

  • Небо серое над лесом,

  • Дождь холодный моросит,

  • Ветер тучи все гоняет,

  • Все кругом грустит, грустит.

  • Ёж нашёл себе жилище,

  • В нём уютно и тепло,

  • Заяц под кустом боится,

  • Шубку сменит он вот, вот.

 

 

 


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»