Роль загадок в развитии ребёнка
Белясникова Светлана Владимировна
Загадки - одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.Н.Даль писал, что загадка – это «иносказанье или намёки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ («прозрачен, как стекло, а не вставишь его в окно» - лёд). В сложных загадках изображается какое – ни будь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог. Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью и лаконичностью высказывания. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора, бытовавшим ещё в первобытном обществе. Об этом свидетельствует тот факт, что загадки распространены у всех, первобытных народов. Они загадывались, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения. Современный исследователь даёт следующее определение загадки: «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого – либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как с целью привить ему поэтический взгляд на действительность». Функциональное предназначение загадки, способствующей «активизации познавательной деятельности, формированию навыков логического мышления, развитию сообразительности, наблюдательности» обусловило её распространение в детской среде. Загадка способствует развитию воображения, стимулирует словотворчество. На протяжении всей истории бытования загадок сохранялась их воспитательная и обучающая функция, которая также оказалась востребованной в детской среде. Некоторые загадки часто встречаются в книгах и сборниках, они помогают расширить представление ребёнка о внешнем мире,показывая ему знакомые предметы с необычной стороны или раскрывая какие – то новые стороны действительности («Два стоят. Два лежат. Один ходит. Другой водит.» - дверь). Другие в игровой форме показывают некоторые грамматические формы:( «По какой дороге пол года ездят, пол года ходят?» - по реке.) В данном случае загадка пересекается с каламбуром и становится одной из составляющих словесных игр. Отличие детской загадки прежде всего заключается в избираемом предмете, чаще всего это бытовые предметы или существа из животного мира, знакомые ребёнку, который должен хорошо представлять себе, о чём идёт речь. Ушинский в книге «Родное слово» говорил, что загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Загадка является одним из средств всестороннего развития ребёнка.. И в силах воспитателя сделать загадки не просто забавой, а весёлыми, но в полнее серьёзным занятием. Загадка содержит в себе информацию, основываясь на которой, ребёнок должен ответить на задуманный вопрос. Главная особенность загадки в том, что она представляет собой логическую задачу. И отгадать загадку – значит совершить сложнейшую логическую операцию. Использование загадок в работе с детьми побуждает ребёнка думать, логически мыслить, а это и есть основа развития мышления (анализа, синтеза, сравнения, общения). Наверное ни одного ребёнка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. С помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разностороннее осмысливать мир, а так же приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству. Загадки «12 месяцев», по экологическому воспитанию, могут служить дополнительным материалом к беседам, занятиям по ознакомлению с природным миром, а так же как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Разгадывание загадок в несколько раз интереснее для каждого ребёнка, нежели просто чтение учебника. Дети в дошкольном возрасте всегда испытывают трудности по ознакомлению с временами года и названием месяцев. Сочиняя стихи – загадки, я постаралась как можно точнее передать сезонные изменения, которые происходят в живой и не живой природе. Использование загадок в работе по экологическому воспитанию с детьми, будет способствовать развитию умению месяц за месяцем восстанавливать логическую взаимосвязь, развивать любознательность, наблюдательность, внимание. А так же воспитывать у детей умение любоваться природой, чувствовать её красоту.
-
. Декабрь.
-
Лес стоит весь белый, белый,
-
Правда, снег не так глубок,
-
Зайке нашему раздолье,
-
Шубку он сменил давно.
-
Лег, заснул медведь в берлоге,
-
А лиса уж как-нибудь,
-
Шубку теплую одела
-
Не замерзнет на снегу.
-
Январь.
-
Лес стоит в убранстве белом,
-
Утопает весь в снегу,
-
Приглядишься как красиво,
-
Словно шаль накинул он.
-
А морозы все крепчают,
-
Трудно всем сейчас в лесу,
-
Только слышно воют волки
-
Темной ночью на луну.
-
У клеста забот не мало,
-
В ветках ели высоко,
-
Свито гнездышко давно,
-
Птенчиков здесь ждут вот, вот.
-
Февраль.
-
Ветры дуют и метели,
-
Заметают все кругом.
-
Звери, птицы все устали,
-
Очень ждут они весну.
-
Солнце правда ярче стало,
-
Голубые небеса,
-
День длиннее стал заметно,
-
Скоро в лес придет весна.
Март.
-
Солнце греет, тает снег,
-
Слышно как звенит капель,
-
Птицы веселее стали
-
И слышна синицы трель.
-
Лес немного пробудился
-
От небесной синевы,
-
Дятел целый день в работе,
-
Дом себе он мастерит.
-
Апрель.
-
Лес стоит ещё прозрачный,
-
Снег сошёл, вокруг вода,
-
Заяц на осиновом пенёчке
-
Ждёт когда уйдёт вода.
-
У медведицы в берлоге
-
Медвежата подросли,
-
На полянку вместе выйдут
-
Рады солнцу малыши.
-
Май.
-
С каждым днём всё зеленеет,
-
Зацветает всё кругом,
-
Оживает лес весенний,
-
Солнце радует теплом.
-
Перелеска так прекрасна
-
В светлом платьице своём,
-
Мать – и – мачеха смотрите,
-
Распустилась под окном.
-
У зверей забот не мало,
-
Появились малыши,
-
Лес живёт, встречает лето,
-
Ждали все его давно.
-
Июнь.
-
Пенье птиц и днём и ночью,
-
Слышим мы и там и тут,
-
Все пернатые вернулись
-
Филармония в лесу.
-
Звери все сейчас в заботе
-
Подрастают малыши,
-
Жук жужжит, пчела в работе,
-
Муравей домой спешит.
-
Воздух весь сейчас наполнен
-
Ароматами цветов,
-
И калина, и рябина, и малина
-
Всё цветёт.
-
Июль.
-
-
Пенье птиц всё реже слышим,
-
Не до песен им друзья,
-
Голоса птенцов повсюду,
-
Слышим мы в лесу сейчас.
-
На полянке земляничка
-
Ароматна и сочна,
-
Мы конечно угостимся
-
Очень вкусная она.
-
Стебли трав уж погрубели,
-
Солнце целый день печёт,
-
Лето красное в разгаре
-
Радует своим теплом.
-
Август.
-
Наступает закат лета,
-
Звери всё едят, едят,
-
В лесу много грибов, ягод
-
И трава ещё сочна.
-
Белка прыгает по веткам,
-
В кладовую гриб несёт,
-
А в малиннике медведи
-
Лакомятся всей семьёй.
-
Нередки ещё денёчки,
-
Когда солнышко печёт,
-
Только вечером прохлада
-
И свежо, свежо.
-
Стелятся у рек туманы,
-
Ночь становится темней,
-
Это всё напоминает
-
Осень к нам спешит уже.
-
-
-
Сентябрь.
-
Ветерок прохладный дунул,
-
Лист березки пожелтел,
-
Птицы в дальнюю дорогу
-
Полетели вот уже.
-
Бабочек совсем невидно,
-
Муравей домой спешит,
-
Лес всем дарит грибов, ягод,
-
Лес всех, всех нас угостит.
Октябрь.
-
В золоте стоят деревья,
-
Клен как будто бы в огне,
-
И последний крик пернатых
-
Донесется до небес.
-
Насекомых и не видно,
-
Прячутся все до весны,
-
У зверей одна забота,
-
Тёплый дом себе найти .
Ноябрь.
-
Небо серое над лесом,
-
Дождь холодный моросит,
-
Ветер тучи все гоняет,
-
Все кругом грустит, грустит.
-
Ёж нашёл себе жилище,
-
В нём уютно и тепло,
-
Заяц под кустом боится,
-
Шубку сменит он вот, вот.