Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактическая игра как средство формирования
представлений о сенсорных эталонах цвета
детей третьего года жизни

Суокас Екатерина Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
Актуальность
Ранний возраст — это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни. Познавательная деятельность начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира.  Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает «развитие интересов детей, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, темпе, количестве, пространстве и времени  и др.)» [1,с.7].  Основой всего этого служит сенсорное развитие.
Принято считать, что истоки сенсорных способностей заключаются в общем уровне сенсорного развития, которое достигается в младшем дошкольном возрасте. Одним из наиболее эффективных средств сенсорного воспитания является игра, в том числе дидактическая. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой организации обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них М.Монтессори, Ф.Фребель, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева. Именно А.В.Запорожец ввёл термин «сенсорный эталон». По его мнению, развитие детского восприятия происходит не спонтанно, а под влиянием практики и обучения, в процессе которых ребёнок овладевает социальным сенсорным опытом, приобщается к сенсорной культуре, созданной человечеством. Взрослые формируют у ребёнка способы ознакомления с окружающим, знакомят его с выработанными человечеством системами музыкальных звуков, речевых фонем и т.д., а также научают обозначать их с помощью языка. В результате ребёнок усваивает известную систему сенсорных эталонов, которую использует затем в своей перцептивной деятельности, анализируя действительность и отражая её в синтетических сенсорных образах. Одним из наиболее эффективных средств сенсорного воспитания является игра, в том числе дидактическая.
 
1.1. Понятие и значение сенсорного воспитания для развития детей третьего года жизни.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию и ощущению окружающего мира.  Восприятие и ощущение составляют процессы чувственного познания.  Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств. В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие [9,с.141].
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку представления о цвете, форме, величине предметов и т.д. [7,с.3].
В истории дошкольной педагогики проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные ученые, как, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Э. Г. Пилюгина, Е.И.Тихеева, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Среди зарубежных исследователей можно выделить Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли. Эти ученые справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное развитие восприятия, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [3,с.3].
Сенсорное воспитание, по определению Запорожца А.В., направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д. Венгер Л.А. и Мухина В.С. отмечали, что сенсорное воспитание имеет большое значение для развития ребенка, совершенствование его чувственного познания окружающего мира, формирования у него сложных мыслительных и сенсорных процессов, тем самым определяя уровень развития сенсорной культуры ребенка. По словам Л.А. Венгера, основное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством[3,39].
Предоставить ребенку достаточное количество разнообразных сенсорных впечатлений, научить его обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает [11,с.14].
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой[4,с.4].
Ведущая деятельность в раннем возрасте предметная, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности. Учет цвета, формы и величины объектов необходимое условие выполнения предметных действий, так как без выделения цвета, формы, величины как особых свойств предметов, не могут быть развиты полноценные представления. Известный итальянский педагог Мария Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, чувства зрения, звука и др. Развивать у ребенка чувство осязания — значит учить его «видеть руками». Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы, например, бруски, кубики, цилиндры, палочки. Обстоятельно разработала она и упражнения в распознавании звуков. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет - все это надо различать и этому надо научить ребенка. Следовательно, по мнению М.Монтессори, для того, чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно и группировать, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств[6].
Венгер Л.А. выделяет основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет:
1.Первый год жизни - обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
2.Второй-третий год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
3.Четвёртый-шестой год жизни: формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие[10,с.103].
Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, формирующие у ребенка чувственные познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину т. д.). Оно служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. От уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического и эстетического воспитания.

 
  1. Содержание и методика формирования представлений о сенсорных эталонах у детей третьего года жизни.
Как и любое направление развивающей работы, сенсорное воспитание осуществляется с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. На этапе онтогенеза стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.
Раннее детство – возраст от рождения до трёх лет. Различные функции и системы детского организма в этот период отличаются разной степенью зрелости и формируются в разные сроки. Соответственно, отличаются и задачи развития и воспитания малыша. Они определяются его физическими, психическими, а также возрастными и индивидуальными особенностями. Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина определили ведущие линии развития для каждого возрастного периода. Для первого года жизни характерны зрительные и слуховые ориентировочные реакции, эмоции и социальное поведение, общие движения и движения руки, действия с предметами, подготовительные этапы развития понимания речи, подготовительные этапы развития активной речи, навыки и умения в режимных процессах; для детей второго года жизни – сенсорное развитие, общие движения, понимание речи взрослого, активная речь, игра, умения и навыки в режимных процессах; для детей третьего года жизни – те же показатели, включая конструирование и изобразительную деятельность [8,с.5].
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, так как ребенок должен не только узнать и запомнить их, но и иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, а, главное, уметь пользоваться полученными представлениями при познании новых предметов и явлений окружающей действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы:
1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.
Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник[3,c,5-7].
В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является миленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме[3].
Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).
Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивнее действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры [5,с. 42].
Опыт работы показал, что в работе с малышами необходимо подбирать такие игры и задания, в которых изучаемый признак предметов станет для них по-настоящему значимым. Кроме этого, малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами. Этого возможно добиться в двух случаях:
1) Подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип. Например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов как форма; 2) Организуя веселые подвижные игры в группе детей с использованием разнообразных предметов и игрушек, когда невозможно достичь цели без учета определенного признака предметов. В обоих случаях появляется мотив достижения результата[12,c.21-22].
Рассмотрев вопрос о содержании и методики формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста, мы пришли к выводу о том, формирование представлений о сенсорных эталонах цвета очень активно осуществляется именно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Наиболее интересным и доступным средством для детей 2-3 лет является дидактическая игра. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.
Таким образом, в этом возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи, представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
 
1.3.Дидактические игры и их роль в сенсорном развитии детей.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности отличительная особенность дидактических игр [13].
По мнению В.Н. Аванесовой, дидактической игре принадлежит важная роль в образовательной деятельности, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности. Наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. В непрерывной образовательной деятельности сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые дети играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности [14].
Дидактические игры могут выполнять функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей. В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решит задачу путем хаотических многократных проб и ошибок (убеждается в правильности действий, лишь когда практически «подходит» или «не подходит» деталь), находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно: подбирают сначала половинки самого маленького вкладыша, затем большого размера и т.д. Эти дети овладели способом предварительно установления тождества деталей и находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали лишь на основе зрительного соотнесения [14].
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Е.И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. Такие игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях[15].
Таким образом, игра пронизывает все стороны жизни ребенка. Одним из видов является дидактическая игра, которая позволяет приобщить детей к жизни в доступных для понимания формах. Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. Они помогают не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания. Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношении
 
Вывод
Дидактическая игра играет важную роль в сенсорном развитии детей третьего года жизни. Она имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели. Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях. В дидактической игре создаются условия, при которых каждый ребенок может самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт.
Таким образом, для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей третьего года жизни целесообразно использовать дидактические игры, содержание которых должно быть направлено на развитие умения выделять цвет как признак, находить, соотносить, выбирать, называть и обобщать цвета.  Предметно-развивающая среда должна быть разнообразной, чтобы стимулировать детей третьего года жизни к активности и самостоятельности в применении полученных представлений о сенсорных эталонах цвета.
 
Список литературы:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013)
  2. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду /В.Н. Аванесова.  - М.: Просвещение, 1968. - 113 с.
  3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер - М.: Просвещение, 1988. – 144с.
  4. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1973г. – 110с.
  5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса  – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80с.
  6. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет./В.Г.Дмитриева. – М.:Эксмо, 2009. – 224 с.
  7. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие./Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г.Пилюгина – М.:Мозаика-синтез, 2000. – 150с.
  8. Теплюк С.Н. Актуальные проблему воспитания и развития детей от рождения до трёх лет  /С.Н.Теплюк - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 220 с.
  9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для учащихся средних пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия»,1996. - 386 с.
  10. Хохрякова Ю. Сенсорное воспитание детей раннего возраста/ Ю.Хохрякова – М.:ТЦ «Сфера»,2017. – 128с.
  11. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/ Г.А.Широкова  – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 256 с.
  12. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года Метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / Е.А. Янушко. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 351 с.
  13. Загрудняк  М.А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /М.А. Загрудняк //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 67-71.
  14. Капитанова Н. Дидактические сюжеты. Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре /Н. Капитанова, С. Сулагаева //Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 72-76.
  15. Киршова Р.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр /Р.Г. Киршова //Традиции и инновации в современной науке: сб. матер. XVI Международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 483-484.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»