Развитие координации движений у детей дошкольного возраста
Тирронен Диана Викторовна
В связи с модернизацией российского дошкольного образования, усовершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость. Изменение содержания физического воспитания детей в соответствии с современным федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования предусматривает обновление построения и организацию физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Одной из задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «Физическое развитие» направлено на развитие физических качеств, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере . Ввиду этого с решением задач образовательной области «Физическое развитие», улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах, все больше внимания уделяется развитию физических качеств детей дошкольного возраста, а именно координационным способностям, которые представляют собой совокупность двигательных способностей и двигательных возможностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умение перестраивать двигательную деятельность адекватно неожиданно меняющимися ситуациями. Изучение работ В.И. Ляха показал, что в современных условиях возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость. Координационные способности включают в себя также такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, способность сохранять 5 равновесие, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях . В научно-методической литературе вопросами развития физических качеств, а именно координационных способностей, у детей дошкольного возраста занимались такие специалисты как Е.Н. Вавилова, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева и др. Материалы фундаментальных исследований Е.Н. Вавиловой о развитии физических качеств детей доказывают, что о высоком уровне развития координационных способностей свидетельствует хорошее выполнение детьми движений с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Ребенок считается ловким, если он затратил минимальное время на выполнение задания. Вдобавок, ловкость не состоит, только в быстроте двигательной реакции. Порой нужно задержать ответное движение, говоря иными словами не всегда целесообразно действовать немедленно . Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста. Как отмечают И.Ю. Торская, В.В. Воронкова серьезные отклонения моторики детей дошкольного возраста распространяются на сферу координационных проявлений. Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и развития физических качеств. Эффективными формами развития координационных способностей детей дошкольного возраста являются физкультурные занятия и досуги. Физкультурные занятия особенно продуктивны для обучения детей дошкольного возраста тем или иным упражнениям или элементам спортивных игр, требующих проявления координационных способностей. Анализ работ таких авторов, как Е.А. Аркина, А.А. Кенеман, Л. Кармановой и других позволил сделать вывод о том, что физкультурные досуги наилучшим образом отвечают различным требованиям, которые предъявляются к упражнениям, направленным на развитие координации . Входящие в содержание физкультурных досугов: новизна, 6 сложность внезапно изменяющейся ситуации, необычность, необходимость быстрого и адекватного реагирования, моментального принятия оптимального решения и т.д. побуждают детей к быстрым ответным реакциям, проявлению находчивости, использованию своих врожденных способностей, сознательному применению двигательных умений и навыков, то есть к проявлению ловкости в движениях.