Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сотрудничество сторон образовательного процесса
при использовании проектной технологии в ДОУ

(обобщение опыта)

 Васильева Светлана Николаевна,
 воспитатель
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. С другой стороны, в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Для достижения поставленной цели педагог должен совместно с семьей использовать новые методы обучения и воспитания ребенка.
Уже сейчас современный воспитатель в своей ежедневной работе широко используют различные образовательные технологии. Это -информационно-коммуникативные (ИКТ), технология формирования критического мышления, технология проблемного (развивающего) обучения, проектная технология, технология интегрированного обучения, здоровьесберегающая, игровая и модульная технологии, технология уровневой дифференциации, педагогика сотрудничества, кейс-технология, технология мастерских.
Сегодня нам хотелось бы немного подробнее рассмотреть проектную технологию, как один из способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка и его семьи одновременно.
Хотелось бы поделиться практическим опытом по данной теме. Проектную деятельность в ДОУ можно начинать абсолютно с любого возраста воспитанников. Реализация проектов будет отличаться лишь степенью включения в них родителей: чем дети младше, тем больше работы падает на плечи семьи. В каждом возрастном периоде существуют свои особенности и цели, которые ставит педагог, обращаясь к проектной технологии. В младшей группе целью проектной деятельности может служить более тесное знакомство родителей между собой, их сплоченность, налаживание отношений с педагогами ДОУ. Еще одна не маловажная деталь: часто родители-мамы малышей, находясь дома, не имеют возможности «выхода в свет» для демонстрации своих талантов, талантов своих детей, или обменом опыта по воспитанию и образованию малышей. Встречи, посвященные какой-либо тематике проекта дают возможность каждому раскрыться в необходимой мере. На таких мероприятиях родители приобретают действительно новую и важную для себя информацию и показывают себя с лучшей стороны. Примером может служить проект, проводимый совместно с родителями «Моя любимая сказка».
Этот проект специально разработан для детей первой младшей группы. В ходе его реализации малыши познакомились с русскими народными сказками, представлениями с помощью кукольного и пальчикового театра, а также стигисов, узнали много нового и интересного. Тип проекта - краткосрочный, вид проекта семейный, групповой. Для реализации проекта потребовалось проведение подготовительной работы с родителями и детьми. Родителям была объявлена тема – «Моя любимая сказка». Воспитатели разъясняли, что на выходе они бы хотели видеть: плакат с картинками и рисунками по теме, или презентацию, в которой ребенок, с помощью взрослого, сможет показать сказку, или сделать поделку или рассказать сказку устно. Всегда в группе присутствуют творческие родители. В нашей группе, например, получилось восемь работ плакатов, с рисунками, письменными пояснениями и картинками, а также две презентации, в которых дети двух лет использовали настольный деревянный кукольный театр, для демонстрации сказки. Одна работа вызвала всеобщий восторг, т. к. родительница сочинила свой «отчет» по любимой сказке в стихах, прилагая к каждому четверостишью фотографии.
Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный
С незапамятных времен
Город сказок звался он.
Вот однажды в добрый час
Этот город встретил нас.
Буратино, Чиполлино,
Добрый доктор Ай-болит
Винни Пух и Чебурашка,
Все герои тут живут...
Белоусова М.В. (родитель)
При подготовки задания, полученного от воспитателя, родители начинают больше общаться с детьми с целью повысить их интеллектуальный уровень, вспоминают себя в детстве, испытывают положительные эмоции в момент подготовки работы. Дети в группе, совместно с воспитателями готовят несколько танцев и пересказ сказки «Колобок» с помощью пальчикового театра. Одна мама отметила, насколько интеллектуально вырос ее ребенок, когда малыш во время представления сказки пропел песенку «Я колобок, колобок...». Она долгое время была уверенна, что ее ребенок не умеет петь. Это тронуло ее до слез! В конце мероприятия родителями было устроено чаепитие для детей и взрослых. Встреча получилась очень познавательной и теплой. Цели были достигнуты. Родители настолько сдружились между собой и нам удалось найти с ними общий язык, что они предложили проводить такие мероприятия регулярно, и даже выбрали тему для проектов в следующе году: «Народные праздники».
Во второй младшей, по просьбе родителей, мы реализовали долгосрочный проект «Народные праздники в семье и саду»: осенью — «Капустник», зимой — «Рождественские встречи» и «Святочные гуляния», «Масленица», весной — «Праздник Троицы», летом — «День Ивана Купалы». На все мероприятия были приглашены родители. Они присутствовали не как зрители, а как полноправные участники праздников! Они готовят кукольные спектакли по темам праздников, участвуют в хороводах и гуляниях н улице, рассказывают, как празднуются эти даты в их семьях. Маме одной девочки так понравилась тема «Капустника», что она изготовила костюм капусты для дочери. Другая семья, к которой мы долго искали подход, перед осенним мероприятием предложила свою помощь в создании мини-моделей фруктов и овощей для проведения игры на празднике «Свари суп, свари компот», используя для этого домашний 3Dпринтер. Чуть позже, уже для проведения занятий в группе они изготовили набор мебели для сказки «Три медведя».
К 4–5 годам ребята уже освоили речь и различные грамматические приемы. В средней группе немного изменились и правила подготовки отчетов по проектам: здесь важен и рассказ самого ребенка и его рисунок. Родители помогали детям составить пересказ и проиллюстрировать его. Мы взяли тему «Моя любимая книжка». Предварительно на занятиях дети познакомились с тем, что книжка может содержать несколько сказок и рассказов, выясняют, что такое библиотека дома и в группе. Окончанием мероприятия стала семейная экскурсия в библиотеку. И вот родители и дети уже со знанием дела создавали свои шедевры. Задавали вопросы детям, записывали ответы.
В старшей группе темой проекта послужил праздник Победы. Родителям, совместно с детьми было предложено найти и оформить материал о своем прадедушке и прабабушке. И если в младшей группе активность проявляли около 40%, от к старшей группе мы получили охваченными почти 70% семей, желающих поучаствовать в проекте. Причем в возрасте 5–6 лет сами дети просят родителей изготовить вместе стенгазету или создать презентацию. В период проведения мероприятий в группе между детьми и родителями возникает определенное соперничество по изготовлению работ. Одна бабушка, забирая ребенка, не увидела работы своей внучки в группе. Она была сильно огорчена, но уже на следующий день мама с девочкой принесли отличную стенгазету к проекту.
В подготовительной группе родители видят интеллектуальный рост своих детей и уже участвуют в проектах, в основном, как оформители. В этом возрасте можно взять любую исследовательскую тему, причем часто родителям не менее интересно, чем детям отвечать на вопросы проекта, готовить материал для отчетов, создавать презентации.
Хочется отметить, что большинство работ по проектам были отправлены на Международные и Всероссийские конкурсы и успешно заняли призовые места.
Подводя итог выше сказанного, хочется отметить, что проектная технология не только позволяет нам воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, пока еще маленького, гражданина, но и обеспечить дружелюбные, уважительные отношения между педагогами и родителями ДОУ. Главное помнить, что успех в использовании проектной, да и собственно любой, технологии, напрямую зависит от «заразительности» этой идеей самого педагога! Еще нами замечено, чем больше и активнее родители включены в общие дела, тем более им интереснее жизнь группы и детского сада, тем более они ценят образование, труд воспитателя и желают все больше и разнообразнее помочь в организации общих дел, в частности, проектов.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»