Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект занятия воспитателя с детьми подготовительной группы на прогулке

Игра-путешествие "Ученые-экологи исследуют заповедную природу"

Ярыгина Ирина Викторовна,
старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 43
комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга  

Цель: Формировать исследовательское поведение ребенка 7-го года жизни в природном окружении.

Задачи:

Образовательные:

1. Способствовать формированию поисковой активности старших дошкольников, направленной на изучение объектов природного окружения. Совершенствовать познавательные умения: выдвигать предположение, использовать разные способы проверки предположений.
2. Продолжать формировать навыки коллективной работы: договариваться о совместных действиях, проводить исследования в парах, обсуждать ход действий, представлять результаты своей работы.
3. Формировать умение устанавливать взаимосвязи между средой произрастания растений, погодными и сезонными условиями, внешним видом растения.
4. Активизировать освоенные детьми умения: сравнивать, измерять в процессе систематических наблюдений.
5. Развивать умение рассуждать, доказывать. Грамотно оформлять речевые высказывания при словесной фиксации наблюдений.
6. Пополнять активный словарь ребенка за счет слов: ученые-экологи, заповедник, лесничий, болото, лупа, рулетка, диктофон, фото-ловушка, исследовать, измерять, проверять, сравнивать.
7. Развивать умение ориентироваться на местности с помощью карты, овладевать знаковой культурой.
8. Формировать представления о правилах безопасного поведения в природе.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание изучать природный мир родного края.
2. Способствовать проявлению самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности.
3. Обогащать игровой опыт ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой).
4. Развивать умение оценивать свою деятельность с точки зрения результативности.

Воспитательные:
1. Формировать осознанное отношение к природе во всем ее многообразии, воспитывать гуманную социально-активную личность.
2. Воспитывать дружелюбие, умение сотрудничать со сверстниками. Используемые образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, здоровьесберегающие, игровые, технология сотрудничества, ИКТ.
Предварительная работа:
-просмотр презентаций, видеороликов как экологи работают в заповедниках;
-проведение игры-путешествия «Ученые-экологи исследуют природу «Оккервильского заповедника» 
-исследование мха в Центре изучения природы «Оккервильского заповедника»;
- рассматривание фотоловушек, фотографий, сделанных в «заповеднике»;
- прослушивание записей, зафиксированных на диктофоне.

Организация: Подгруппа детей (10 человек), передвижение по территории детского сада в соответствии с заданным маршрутом.
Материалы и ресурсы:
-полевая сумка для воспитателя в которой находятся: карта «Оккервильского заповедника», ручка-указка, диктофон, фотоаппарат, пластиковый стаканчик с пакетом (для мха),пять пронумерованных карточек (от 1 до 5), карточки с отметками длины щелей на березах , рулетка, лупа, пинцет, пакет для кусочков шерсти;
- экологические рюкзачки для детей, в которых находятся: лопатка, бинокль, лупа в чехле, фонарик, рулетка, линейка, карточки с результатами наблюдений за мхом, гимнастические палки.

Размещение оборудования до начала совместной деятельности: во время предыдущей игры дети с воспитателем крепят фото-ловушку без фотографий к березе. Перед началом игры воспитатель меняет пустую фото-ловушку на фото-ловушку с фотографиями синицы. Воспитатель перед игрой размещает в лесочке на нижних ветках невысокой березы клочки шерсти и меха белого цвета. Воспитатель с детьми размещает на березах бирки с номерками от 1 до 5-ти.
Ход совместной деятельности:
Игра-путешествие начинается в групповом помещении (Центре изучения природы).Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию, сообщая им о том, что сегодня по графику выходов в «заповедник» они отправляются на исследование«заповедной» территории. Дети берут свои экологические рюкзачки и одеваются для выхода на улицу. Педагог с детьми спускаются с крыльца детского сада и останавливаются на дорожке для обсуждения маршрута путешествия.
Воспитатель. Ребята! Сегодня мы с вами, как настоящие ученые-экологи, продолжаем исследовать «Оккервильский заповедник». Я буду руководителем нашей группы. Для чего же мы будем исследовать заповедник?

Ответы детей. Для того, чтобы вести наблюдения и знать какие изменения произошли в природе. Чтобы оказать помощь природе, если это будет необходимо. Чтобы изучать природу родного края.
Воспитатель. Правильно, ребята. Посмотрите на карту «Оккервильского заповедника» и скажите, по какому маршруту будет проходить наш путь?
Дети рассматривают карту и рассказывают о маршруте, который отмечен на карте красной линией. Выясняют, где будут останавливаться для подробных исследований. Остановки с объектами, отмеченные на карте: 1 – Мох, 2 – Березы, 3 – Фото-ловушка, 4 – Лесок, 5 – Болото. Дети с воспитателем обнаруживают, что на карте появился новый объект – болото. На карте оно обозначено короткими штриховыми линиями.

Воспитатель. Уважаемые экологи! Предлагаю зафиксировать на диктофон число и месяц нашего исследования. Какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? Дети. Сегодня 20 декабря, зима (дети высказываются, педагог фиксирует высказывания на диктофон).
 Воспитатель. Уважаемые экологи, хочу напомнить, что исследования, которые вы будете производить должны быть точными, чтобы понять в каком состоянии находится природа зимой, что в ней изменяется.

Воспитатель с детьми отправляются по заданному маршруту. Доходят до первой остановки, отмеченной на карте цифрой 1. Это мхи.
Воспитатель. Уважаемые «экологи»! Давайте рассмотрим мох. Дети. Мох покрыт снегом (воспитатель фиксирует высказывания детей на диктофон). Воспитатель. Весь ли мох покрыт снегом? Где мох виден лучше? Почему? Ответы детей.
Воспитатель. Давайте посмотрим, как чувствует себя мох под снегом? Как нам это узнать? Дети. Снять снег лопаткой, варежкой и посмотреть.
Воспитатель. Да, правильно. Можно снять осторожно небольшой слой снега и рассмотреть мох. Дети снимают лопатками (или варежкой) небольшой слой снега и рассматривают мох с помощью луп. Используют фонарики для освещения мха.

Воспитатель. Какой мох на ощупь? Какого он цвета?(Ответы детей педагог фиксируют на диктофон).
Воспитатель. Давайте сравним мох с нашими предыдущими наблюдениями. Дети рассматривают карточки с результатами наблюдения за мхом от 4 декабря, сравнивают, делают выводы.Воспитатель фиксирует высказывания детей на диктофон. Воспитатель предлагает юным экологам взять кусочек мха в центр изучения природы для исследования. Дети фотографируют мох с помощью воспитателя. Воспитатель с детьми подходят к березам.

Воспитатель. Уважаемые экологи! А вот и наши березы! Давайте посмотрим, как они зимуют в нашем заповеднике. Дети подходят к березам и рассматривают их. Говорят о своих наблюдениях.
Воспитатель. Покрыта ли земля снегом возле берез? Хорошо ли это для березы?
Дети. Земля возле берез покрыта снегом, это хорошо, потому, что снег защищает корни дерева от мороза (воспитатель фиксирует ответы детей на диктофон).

Воспитатель. Рассмотрите кору берез. Видны ли на ней трещины? Дети рассматривают кору у берез и говорят о том, что на коре видны трещины и отверстия.
Воспитатель. Почему образовались трещины на березах? Ответы детей. Трещины могли появиться от мороза. Насекомые – вредители часто повреждают кору деревьев. Трещины на коре могут появиться от солнечных ожогов. Так образуются трещины.
Воспитатель. Уважаемые экологи, давайте измерим длину трещин на березах. Каждая береза, с которой работают дети, имеет свой номер, от 1 до 5. Дети распределяются по парам, каждой паре воспитатель выдает карточку с определенным номером березы (от 1 до 5). На карточке предыдущий результат измерений длины трещины. Дети с помощью рулетки измеряют длину трещины и сообщают результаты измерений (воспитатель фиксируют полученные детьми результаты на диктофон) Дети.Длина трещины на первой березе 10 см. Трещина не изменилась и т.д.

Воспитатель.А если трещины увеличились. Что это может означать? Дети.Дереву стало хуже. Его надо лечить.

Воспитатель.Уважаемые экологи, полученные результаты измерений мы занесем в полевые дневники в Центре изучения природы. А сейчас давайте подойдем к фото-ловушке, которую мы разместили на одной из берез. Дети рассматривают фотографии, которые находятся в фото-ловушке, и высказывают свои предположения об увиденных объектах на фотоснимках(воспитатель фиксирует на диктофон высказывания детей).

Высказывания детей.Я увидел хвост, клюв и грудку желтого цвета. Я думаю, что это синица. Фото-ловушка сфотографировала птицу. Воспитатель.Уважаемые экологи, посмотрите на карту нашего заповедника. Куда мы отправляемся дальше?
Дети.Мы идем в лесок.Воспитатель с детьми подходят к леску и останавливаются возле поврежденной осины.
Воспитатель.Уважаемые экологи, посмотрите внимательно на осину, которую мы лечили.Хорошо ли закреплена повязка на стволе? Нет ли новых повреждений? Хорошо ли держатсяеловые веточки у ствола осины. Дети обследуют осину с поврежденным стволом (воспитатель фиксирует результаты обследования на диктофон).

 Высказывания детей.Мы увидели осину. Повязка на стволе держится хорошо. Новых повреждений не обнаружено. Воспитатель с детьми заходят в лесок и замечают нанижних ветках березы клочкибелой шерсти. Воспитатель.Уважаемые экологи, обратите внимание на обнаруженные объекты! Что это такое?
Дети.Кусочки шерсти белого цвета. Клочки меха.
Воспитатель.Кому может принадлежать эта шерсть? Почему вы так думаете? Ответы могут быть разными. Дети высказываются, рассуждают, доказывают свои предположения (воспитатель фиксирует высказывания детей на диктофон).
Дети.Мы обнаружили кусочки шерсти белого цвета. Я думаю, что это шерсть зайца. Воспитатель с детьми решают забрать кусочки шерсти для исследования.Шерсть кладут в специальный пакет с помощью пинцета. Дети с воспитателем подходят к березе с кучей листвы у основания (береза сразу за леском). К ним подходит лесничий Анна Борисовна.

Лесничий.Здравствуйте! Я лесничий. Меня зовут Анна борисовна. Я обхожу заповедник, слежу за порядком, чтобы на территории заповедника происшествий не было: не случилось бы пожара (в основном пожары заканчиваются в конце октября, но бывает, что под слоем снега тлеют торфяные болота), не болеют ли растения и животные, нет ли на территории заповедника браконьеров. Ну, а вы кто? Здесь случайные люди находиться не должны.

Воспитатель.Мы не случайные люди, Анна Борисовна. Мы ученые экологи. Мы природу исследуем, чтобы побольше узнать о ней, и, если надо, помочь. Лесничий.Получается, что мы с вами делаем полезное дело. Замечательно! А что же вы сегодня делали? (Дети рассказывают: изучали мох, взяли небольшую часть мха с собой для исследования, измерили длину щелей на березах, проверили фото-ловушку, проведали осину, которую лечили раньше, записали на диктофон результаты наблюдений, нашли клочки меха животного, обсудили, чей это может быть мех и т.д.)
Лесничий. А вы знаете уважаемые экологи, что вы находитесь почти рядом с болотом?
Дети.Да, у нас на карте оно обозначено (показывают)
Воспитатель.Анна Борисовна, помогите нам обойти болото, чтобы выйти на другую тропу и вернуться в Центр изучения природы.
Лесничий.Хорошо, я там не раз бывала. Слушайте меня внимательно. Болото - это опасное место. Если не знать, как идти можно увязнуть. Болота бывают проходимые, труднопроходимые и непроходимые. Это болото мной изучено. Оно проходимое.Но вы его пока не изучили. Вам это еще предстоит. Поэтому сегодня по болоту мы не пойдем, мы его обойдем. Края у болота неровные, вязкие. Мы обязательно должны взять палки, чтобы прощупывать почву перед собой (показывает на палки, которые лежат у края болота). Но перед тем, как отправиться в путь, я хочу задать вам важный вопрос: подумайте и скажите, что помогает мне согреться и взбодриться в холодную погоду, такую, как сейчас и даже еще холоднее. Версии детей (горячий чай, теплая одежда, упражнения и т.д.)
Лесничий:Да, вы правы, еще и физическая культура. Перед походом сделаем разминку. В одну шеренгу становись!Влево, на интервал руки в стороны разомкнись! Получите палки. Палки у нас сегодня – палки-выручалки. И для упражнений и для перехода. Начинаем упражнения.
1) И.п. Стойка ноги-врозь, неширокий хват палки, палка вниз.
1. Палка к груди. 2. Палка вниз. 3. Палка к груди 4. Палка вниз.
2) И.П. Стойка ноги врозь, неширокий хват палки, палка вниз. 1. Поворот головы вправо. 2. И.п. 3. Поворот головы влево. 4. И.п.
3) И.П. Стойка ноги врозь, неширокий хват палки, палка к груди. 1. Поворот туловища вправо. 2. И.п. 3. Поворот туловища влево. 4. И.п.
4) И.П. Стойка ноги врозь, неширокий хват палки, палка к груди. 1. Наклоны туловища вправо. 2. И.п. 3. Наклоны туловища вправо. 4. И.п.
5) И.п. Основная стойка, упор о палку. 1. Выпад правой ногой назад. 2. И.п. 3. Выпад левой ногой назад. 4. И.п.
6) И.п. Основная стойка, упор о палку. 1. Прыжок, ноги врозь. 2. Прыжок, ноги вместе. 3. Прыжок, ноги врозь 4. Прыжок, ноги вместе.
7) И.п. Основная стойка, упор о палку правой рукой. 1-4. Обходим палку справа. Перекладываем палку в левую руку. 1-4. Обходим палку слева.
Лесничий: Молодцы, юные экологи, дружите с физкультурой! Чтобы обойти болото нужно знать правила, иначе можно промочить обувь и одежду. Мы пойдем цепочкой, друг за другом на расстоянии 2-х шагов друг от друга (делаем назад аккуратно два шага). У вас в руках палки. Ими вы будете прощупывать почву под ногами. Вот так, двумя тычками (показывает). Я буду во главе нашей группы, а ваш старший эколог заключает нашу группу.
Дети обходят болото. Делятся впечатлениями. Группа выходит на тропу, отдают палки лесничему. «Ученые-экологи» благодарят лесничего. Предлагают сфотографироваться на память. Прощаются с ним.
Руководитель группы (воспитатель): «Ученые-экологи», давайте подведем итоги нашей работы. Весь ли намеченный маршрут мы прошли? Какие природные объекты вам удалось исследовать? Точными ли были ваши измерения? Дети отвечают.
Руководитель группы (воспитатель) благодарит «ученых-экологов» за важную работу для сохранения природы «заповедника»: «В следующий раз мы выйдем в заповедник в январе и все изменения, которые произойдут за это время, сравним с сегодняшними результатами».
Возвращение в Центр изучения природы, где «ученые-экологи» сравнивают результаты наблюдений с предыдущими наблюдениями.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»