Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метод сторителлинг в работе с детьми

Разуванова Юлия Ввладимировна,
 воспитатель
Как вызвать интерес у детей к не интересующей их теме? Как преподнести что- то важное так, чтобы дети поняли? Этот вопрос задавал не один раз каждый педагог. Поток информации, который должен воспринять ребенок просто огромный и становиться все больше и больше. Как помочь ребенку научиться усваивать главное, взять суть — «золотое зерно»?
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Ребенок дошкольного возраста в силу возрастных особенностей воспринимают и запоминают информацию яркую, живую, эмоциональную. Следовательно, при организации деятельности детей, используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами, эти методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Всем этим критериям отвечает метод «сторителлинг», (англ. storytelling — «рассказывание историй») — это метод, целью которой выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Изначально, сторителлинг зарекомендовал себя как достаточно эффективное средство выстраивания внешних и внутренних корпоративных коммуникаций, то есть в области управления персоналом, в менеджменте. Сейчас он активно используется в бизнесе, в PR, в маркетинге, в журналистике и в образовании. Подача информации, выстроенная с помощью применения истории с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Стоит понимать главное, интересно рассказанная история, облаченная в эмоции способна «захватить» внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории- это самый лучший способ передать информацию детям.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой. В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории. В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только очевидного, но и литофанического знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным способом выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков. Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).  
Метод сториттелинг имеет ряд преимуществ:
  • первое, это отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
  • второе метод сторрителлинг имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
  • третье, детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность.
  • четвертое, может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.
Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго.
В обучающей истории основной формой подачи учебного материала служит веселый герой, за приключениями которого с интересом наблюдает ребенок, он «пропускает» ее через себя, отождествляет себя с главным героем, что начинает не только симпатизировать ему, но и разделять его взгляды и действия.
Сторителлинг предполагает, создание ситуации успеха: раскрепостить детей, предложить им самим создавать свои истории и придать им уверенность в своих творческих способностях и силах. Дети с удовольствием проявляют свой творческий потенциал.
Применение обучающих историй позволяет интегрировать деятельность в соответствии с ФГОС, а также в зависимости от образовательных потребностей, при этом обучающий и развивающий смысл истории сохраняется, предупреждается возникновение страха перед трудностями, возникает эмоциональный отклик, активизируется раскрытие творческого потенциала, инициируется желание создавать новую, «свою» историю.
Метод доступен и не требует затрат, предполагает активную работу и «обратную связь».
Используя метод сторителлинг, взрослый создает комфортную обстановку для детей, где знания ребенок «берет сам» проживая историю вместе с героем. Формируется положительный эмоциональный настрой, повышается заинтересованность детей, снижается уровень тревожности, активизируется речемыслительная деятельность, ребенок вовлекается в процесс создания истории, у него развивается воображение.
Используя данный метод можно дать новый или обобщить уже пройденный материал.
Посмотрев на данные преимущества через призму педагогики можно сказать, что приимущества данного метода помогут достигнуть высоких результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
 
Список литературы:
1. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О.В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно­методический электронный журнал «Концепт».— 2016.— №6 (июнь).
2. Новичкова А.В., Вокресенская Ю.В. Сторителлинг как современный инструмент управления персоналом // Интернет­журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. №6
3. Федорова С. В., Барчева А.А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый.— 2017.— №16.— С. 515–518.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»