Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности лепки и значение лепки в жизни ребёнка

Белясникова Светлана Владимировна

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И.Я Гинзбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл… Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного-тела от пристовных частей-всё это ясно выражается при изображении предмета посредствам лепки». Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение,но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. И.М.Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют её полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности,дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.» В лепке ребёнок должен отразить материальные свойства тел — их объём, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребёнка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно. Подробное зрительное представление о механических качествах вещей возникает путём многократности повтарения в опыте человека видения предмета и его ощупывания. Для, узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых его общих признаков. Осязательное знакомство с предметом ограничевается преимущественно теми частями, за которые ребёнок его держит или которых касается. Такое пассивное осязание даёт ребёнку сведения об отдельных свойствах предмета, в целостный образ они не объединяются. Но для изображения предмета этого мало: ребёнок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объёмных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребёнок не может. Ему должны помочь взрослые,научить его обобщённой системе активного обследования предмета, познакомить с выробатанными обществом сенсорными эталонами. Активное обследование предмета перед лепкой — это способ организации чувственного опыта у детей. Первый этап — это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз,начиная с верхней точки в низ, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно). Второй этап — обследование предмета сочетается с его анализом. Обследование предмета рукой и взглядом соправаждается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина,пропорции и. т. д.); движения пальцев как бы измеряют соотношения

глубин и определяют пространственное взаимотношение частей. Третий этап — выделение более мелких частей предмета и установление их формы,величины,пространственного положения по отношению к основным частям. Четвёртый этап — повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позваляет объединить данные, полученные чувственным путём, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пральцы рук. Для распознования структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета. Таким образом, детям предлагается система обобщённых действий,которые они сначало проделывают под руководством взрослых, а позднее самостоятельно. Когда ребёнок начинает лепить, он уже представляет то действие,которое ему необходимо совершить. Постепенно у дететей складываются обобщённые способы обследования предметов, а следовательно, формируются и обобщённые способы их изображения. Обследования предмета перед лепкой осуществляется в ходе занятий, игр или специальных упражнений.Только занимаясь лепкой, у ребёнка формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Лепка-один из спокойных видов совместного время препровождения,она не требует активных действий и позволяет взрослым и детям стать равноправными участниками процесса. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и свои представления о нём в пространственно-пластичных образах. Чем чаще ребёнок занимается лепкой,тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребёнок ставит перед собой серьёзные задачи,у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в рисунке,достаточно нарисовать ему только две ноги, а в лепке задача сложнее, нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается когда его тренируют. Каждый ребёнок может создать свой маленький пластилиновый мир. Созданные персоонажи детьми-это те же самые игрушки,только сделанные самим ребёнком, и отношение у него к ним особенное, как к живым. Он может их использовать в игре,придумывать и разыгрывать свою сказку привлекая взрослых, друзей. И естественно, что после таких постоновок дети становятся добрее, умнее и гораздо общительными. Лепка приобщает к миру прекрасного, помагает воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инциативу, воображение,фантазию-те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»