Три кита логопедической работы – речь, музыка и ИКТ
Волкова Екатерина Юрьевна
Ежедневно каждый логопед неустанно трудится по всем нам знакомым направлениям коррекционной работы. И музыка действительно может быть верной подругой, потому что в ней есть такие составляющие, как ритм, в песне есть слова и, конечно, мелодия, которая непременно трогает душу любого человека.Безусловно не стоит забывать в каком веке мы живем – веке информационных технологий, а значит без ИКТ нам тоже не обойтись.
В своей работе я выделяю следующие направления:
• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
• развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
• развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
Развитие общих речевых навыков я хочу продемонстрировать вам на примере работы над дыханием. В основу данного упражнения легла преобразованная. методика Стрельниковой. Во время выполнения дыхательной гимнастики под музыку на экране появляются символы под ритм песни, когда необходимо ребенку делать вдох и выдох. Скриншот №1
А артикуляционную гимнастику я провожу с использованием логоритмики и элементами фонетической ритмики. На экране все упражнения артикуляционной гимнастики, которые должен выполнить ребенок дублируются. Скриншот №2
Обучение детей элементам грамоты я совместила с песочной терапией. Я подготовила для демонстрации 2 уровня сложности данного упражнения. На первом ребенок старшей группы пишет букву на песочном столе под песенку «помогалочку», направления написания буквы также транслируются на экране. И второй вариант, где ребенок подготовительной группы пишет двумя руками, идет развитие межполушарных связей Скриншот №3
Автоматизация звуков в моей работе это самый долговременный и трудоемкий процесс. И чтобы сделать его более интересным для ребенка я добавляю логоритмику. В этом задании мы автоматизируем звук на уровне слогов, встали на баланс полусферы , происходит мозжечковая стимуляция. Ребенку нужно удержать равновесие и одновременно пропевать заданный слог на мотив любимой песни. На начальном этапе я добавляю сигналы, которые помогают понять, когда нужно поменять ножку.
Хочу привести еще один пример автоматизации звуков. Здесь тоже продемонстрированы 2 уровня сложности: если ребенок автоматизирует звук еще в слогах, то повторяет вместе со мной только слоги с использование ладони (биоэнергопластика), если же на уровне предложений, то песенка поется целиком. На экране ритмично появляются нужные слоги.
И, конечно, самый распространенный способ использования логоритмики – для развития мелкой моторики. В своей работе я активно использую Су-Джок терапию. Все движения шарика и кольца Су-Джок также дублируются на экране, четко в ритм песни.
Опыт работы показал, что совместное использование этих трех составляющих – Речь, Музыка и ИКТ в коррекционно-развивающей работе педагогов речевых групп дает положительные результаты.