Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Три кита логопедической работы – речь, музыка и ИКТ

Волкова Екатерина Юрьевна
Ежедневно каждый логопед неустанно трудится по всем нам знакомым направлениям коррекционной работы. И музыка действительно может быть верной подругой, потому что в ней есть такие составляющие, как ритм, в песне есть слова и, конечно, мелодия, которая непременно трогает душу любого человека.
Безусловно не стоит забывать в каком веке мы живем – веке информационных технологий, а значит без ИКТ нам тоже не обойтись.
В своей работе я выделяю следующие направления:
• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
• развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
• развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
В своей работе я объединяю эти 3 составляющие, и сейчас я это продемонстрирую вам на некоторых примерах.
Развитие общих речевых навыков я хочу продемонстрировать вам на примере работы над дыханием. В основу данного упражнения легла преобразованная. методика Стрельниковой. Во время выполнения дыхательной гимнастики под музыку  на экране  появляются символы под ритм песни, когда необходимо ребенку делать вдох и выдох.                                                                                                      Скриншот №1
А артикуляционную гимнастику я провожу с использованием логоритмики и элементами фонетической ритмики.  На экране все упражнения артикуляционной гимнастики, которые должен выполнить ребенок дублируются.                                                                                                                                                                                Скриншот №2
Обучение детей  элементам грамоты я совместила с песочной терапией. Я подготовила для демонстрации 2 уровня сложности данного упражнения. На первом ребенок старшей группы пишет букву на песочном столе под песенку «помогалочку», направления написания буквы также транслируются на экране. И второй вариант, где ребенок подготовительной группы пишет двумя руками, идет развитие межполушарных связей                                                                                                                                                                           Скриншот №3
              Автоматизация звуков в моей работе это самый долговременный и трудоемкий процесс. И чтобы сделать его более интересным для ребенка я добавляю логоритмику. В этом задании мы автоматизируем звук на уровне слогов, встали на баланс полусферы , происходит мозжечковая стимуляция. Ребенку нужно удержать равновесие и одновременно пропевать заданный слог на мотив любимой песни. На начальном этапе я добавляю сигналы, которые помогают понять, когда нужно поменять ножку.
            Хочу привести еще один пример автоматизации звуков. Здесь тоже продемонстрированы 2 уровня сложности: если ребенок автоматизирует звук еще в слогах, то повторяет вместе со мной только слоги с использование ладони (биоэнергопластика), если же на уровне предложений, то песенка поется целиком. На экране ритмично появляются нужные слоги.
              И, конечно, самый распространенный способ использования логоритмики – для развития мелкой моторики. В своей работе я активно использую  Су-Джок терапию. Все движения шарика и кольца Су-Джок также дублируются на экране, четко в ритм песни.              
      Опыт  работы  показал, что  совместное использование   этих трех составляющих – Речь, Музыка и ИКТ в коррекционно-развивающей работе педагогов речевых групп  дает положительные результаты.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»