НОД в старшей группе по формированию
элементарных математических представлений
элементарных математических представлений
Полет в космос
Мостовщикова Татьяна Сергеевна
Цель: Создание условий для формирования познавательных интересов у детей посредством игровых упражнений. Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10;
- Уточнить представление детей о принципе построения натурального ряда, понимание терминов «последующее число», «предыдущее число»;
- Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры.
Развивающие:
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа;
- Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательности, познавательного интереса;
- Развивать внимание, память, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать активность, инициативность, навык сотрудничества, умение работать в команде.
Предварительная работа:
Беседы с детьми: «Ю. А. Гагарин - первый космонавт земли», «Космический корабль «Восток»», «Земля – планета на которой мы живем, Луна – ее спутник», «С.П. Королев - первый конструктор космических кораблей», «Солнечная система»; отгадывание загадок, решение логических задач, наблюдение за вечерним небом, звездами, знакомство с космическими объектами.
Дидактические игры: «Звездный путь», «Найди лишнее», «Что ближе, что дальше?» (определение расстояний с помощью условной мерки), «Разрезные картинки», «Какой? Какая? Какое?», «Кто больше назовет действий», «Солнце! Земля! Воздух! Вода!».
Чтение произведений о космосе:
- главы из книги П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп» : «Почему звезды такие красивые?», «Можно ли проткнуть небо?», «Что такое планеты?», «Когда люди узнают про планеты побольше?».
- К.А. Порцевский «Моя первая книга о космосе»
- Л. Талимова «Сказки о созвездиях»;
- рассказы и беседы по картинкам: «Космос», «Космос в нашей жизни», «Освоение космоса».
Материалы и оборудование:
- Ноутбук, телевизор, магнитофон, аудиозапись, слайды с презентацией;
- Ёмкости с кинетическим песком;
- Иллюстрации ракеты, планет, плакаты: «Солнечная система», «Карта звёздного неба».
Раздаточный материал: наборы геометрических фигур (блоки Дьенеша), карточки с цифрами, магнитные цифры, карточки с геометрическими фигурами, карточки – схемы, карточки с точками, лабиринты, конверты с геометрическими фигурами, простые карандаши.
Методические приёмы:
- Наглядный;
- Словесный;
- Игровой.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей: «Рассказать детям о космосе»;
- Информационные стенды: «Беседы о Космосе. Что интересно дошкольникам»;
- Посещение Планетария;
- Выставка макетов по теме «Космос»;
- Просмотр мультфильмов: «Тайна красной планеты», «Загадочная планета», «Незнайка на Луне».
Актуальность:
Интерес к Космосу пробуждается у человека рано, буквально с первых шагов. Звездное небо не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Загадки вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства и до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в тоже время так далеко.
Проведенный опрос детей показал, что знания о Космосе поверхностны. Как поддержать интерес ребят к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему добывать новую, полезную информацию про Космос? Считаю, что метод проекта позволит ребенку усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы. Данное занятие проводится в рамках проекта «Все о Космосе», в его основе лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях.
Содержание НОД
«Полет в Космос»
Дети в нагрудниках серого цвета с прозрачными карманами впереди.На экране телевизора слайд 1 «Звездное небо»
Воспитатель: Всем доброе утро! (Дети здороваются с гостями)
Ребята, мы находимся в «Центре управления полетами». К нам попал «черный ящик». (Воспитатель показывает ящик, на крышке которого код). Кто знает что это и для чего он нужен?(ПОД: Это сигнал бедствия).
В: Чтобы открыть «черный ящик» нужно расшифровать код. Желтый круг-0, красный квадрат-1.(Дети разгадывают код-00.01.10.11. Ящик открывается и воспитатель читает письмо).
Воспитатель: К нам за помощью обратились жители планеты Аквацентаврика. У них на планете случилась беда, исчезли все запасы энергона. Жители планеты просят им помочь-собрать энергон, который разлетелся по планетам Солнечной системы.
Слайд 2 «Солнечная система»
Сколько планет в Солнечной системе? (ПОД: В Солнечной системе8 планет, Это- Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
В: Вы хотите помочь жителям планеты Аквацентаврика? (ПОД: Да).
В: А вы сможете помочь? (ПОД: Да).
В: Что для этого нам нужно сделать? (ПОД: Для этого нам нужно отправиться в космос).
В: Как называются люди, которые летают в космос? (ПОД: Космонавты).
В: И так, нашему отряду космонавтов нужно разделиться на экипажи по четыре человека. Подойдите к своему столу, выберите эмблему вашего экипажа и вставьте ее в кармашек на своей космической одежде. (На столах стоят эмблемы экипажей и подносы с геометрическими фигурами- круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Детям предлагается выбрать соответствующую фигуру). Я- руководитель полетами!
В: Ребята, а на чем можно совершить полет в космос? (ПОД: На ракете, космическом корабле).
Экипажи получают конверты с карточками(6 шт.+ цифры1-6), на которых изображены стадии строительства космического корабля.
Дидактическое упражнение «Расставь по порядку».( Задача детей- разложить чертежи по порядку, чтобы по ним можно было построить космический корабль. Каждому чертежу присваивается номер от 1 до 6.
В: Космические корабли построены. Экипажи к полету готовы?(ПОД: Да) Приготовились к старту, начинаем обратный отсчет.
Экипажи хором произносят обратный отсчет: 10 9 8…1 Пуск!
Звучит аудиозапись запуска ракеты, СЛАЙД 3 «Ракета в полете».
- Планета Меркурий (СЛАЙД 4 «Меркурий»)
Воспитатель: На планете была большая песчаная буря, все засыпало песком. Нужно отыскать в песке предметы, каждый из вас находит только один предмет.(Дети отыскивают в песке цифры. У двух экипажей цифры 1-4, у последующих двух- 5-8).
В: Что вы нашли? (ПОД: Цифры).
В: Надо выложить их по порядку на магнитную доску слева на право, от меньшей к большей.(Дети выходят по экипажам, сначала от 1-4, затем от 5-8. Работают на двух магнитных досках).
Воспитатель организует беседу: Давайте посчитаем.
Какое число идет за числом 7?(ПОД: 8) Его называют «следующим за числом 7». Как стоят числа 6,7,8? (ПОД: Стоят рядом). Их называют «соседи». Назовите соседей числа 7(ПОД: Соседи числа 7-это 6 и 8). Число 8- последующее, а число 6- перед числом 7, оно предыдущее к числу 7. Какое число больше – 6 или 7? 7 или 8? На сколько? (ПОД: Больше на 1). На сколько отличаются два соседних числа в ряду чисел? (ПОД: Два соседних числа отличаются только на 1).
Игра «Соседи числа» (Воспитатель показывает число- дети называют соседей).
За правильно выполненное задание- получают энергон (звезду).Звезды убираем в «черный ящик».
Физкультминутка «Космос»
-Встаньте в круг, сейчас мы вместе будем выполнять движения под музыку. Повторяйте за мной:
Раз, два, три, четыре, пять,(ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, долетаю до Луны. ( прыжки на месте)
На орбите повисим (руки в стороны, кружатся)
И опять домой спешим (качают руками вперед-назад, ходьба на месте).
- Планета Венера. ( СЛАЙД 5 «Венера»)
В: Ваша задача- отгадать геометрическую фигуру, а поможет в этом карточка. На ней спрятана нужная фигура. Первый значок на карточке обозначает какая это фигура по форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), второй значок- какая она по цвету (красная, желтая, синяя), третий- по величине (большая, маленькая).
Экипажи получают энергон за правильно выполненное задание.
- Планета Марс. (СЛАЙД 6 «Марс»)
В: Посчитайте, из скольких геометрических фигур состоит животное? (ПОД: Из 7).
В: Из фигур, находящихся в конверте, сложите такое же животное.
Полученный энергон убрали в коробку.
- Планета Сатурн. (СЛАЙД 7 «Сатурн»)
Полученный энергон убрали в коробку.
5. Воспитатель: Мы с вами собрали достаточное количество энергона, нам нужно возвращаться на Землю. Предлагаю перейти на ручное управление. Для этого надо взять лист бумаги и установить круг- пульт управления в середине листа. Я буду давать команды, а вы внимательно слушайте и выполняйте:
-Впереди планета Марс, ее надо облететь, переведя пульт управления в верхний правый угол;
-навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в левый нижний угол;
-пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;
-приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;
-переходим на автоматическое управление, переведя пульт управления на середину листа.
Приземление прошло успешно. Собранный энергон готов к отправке на Аквацентаврику. ( воспитатель открывает коробку, дети видят луч света).
Начинаем обратный отсчет, на экране СЛАЙД 8 (летательный аппарат)
СЛАЙД 9 (благодарный житель планеты Аквацентаврика).
6. Рефлексия
-Всем экипажам спасибо, наш полет окончен.
-Понравилось вам? Что мы делали? Кому помогли? Как?
-Спасибо всем за старание!