Волшебница-вода
Колодежникова Ирина Петровна
Тип занятия – познавательное с элементами художественно-эстетического направления.Вид занятия – беседа с показом презентации.
Программные задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами воды (текучесть, вкус, цвет, запах); развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности; уточнить представление детей о роли воды в жизни человека, растений и животных; развивать любознательность, мышление и речь детей; воспитывать бережное отношение к воде, умение экономно её использовать.
Предварительная работа: чтение книги М.Д. Перина «Живая вода»; загадывание загадок о воде; прослушивание аудиозаписи «Шум дождя»; чтение экологической сказки «Родник»; изготовление панно «Кому нужна вода?»
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, переливается, твердая.
Материал: аудиозапись «Шум ручья»; презентация «Что такое вода?»; стакан с водой; стакан с молоком; стакан с апельсиновым соком; пустой стакан; две чайные ложки; трафарет с каплей; открытка со словами-призывом беречь воду; голубой карандаш.
Ход НОД
Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
-Дети (Солнышко)
-Правильно, солнышко. Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям и нашим гостям. (Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.)
Солнышко, солнышко, мы - твои лучи!
Быть людьми хорошими ты нас научи!
-А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте звуки природы
-Что это за звуки?
-Дети- это шум воды
-Правильно дети -это шум воды ручья. Сегодня я предлагаю вам узнать больше о воде. Обратите внимание на экран.
(Вниманию детей предлагается презентация «Что такое вода?» )
-Так вот она какая вода – волшебница, она умеет превращаться в разные состояния и без неё нет жизни на земле.
-Дети ответьте на вопрос: «Кому нужна вода?»
-Дети отвечают (животным, птицам, рыбам, насекомым, растениям)
-А человеку нужна вода?
-Дети(да, нужна)
-А как человек использует воду?
-Дети (человеку нужна вода, чтобы пить, готовить еду, мыть овощи, фрукты, купаться, мыть руки, стирать вещи, мыть посуду, полы, вытирать пыль)
-Из чего состоит дождь?
-Дети (из воды)
Давайте на несколько минут превратимся в капельки дождя
Физминутка
Дождик слабенький бывает, вот такой (тихо хлопает палец о палец)
Ну-ка хлопайте ребятки, все со мной (дети повторяют движения)
А бывает дождик сильный, вот такой (хлопает в ладоши сильней)
Снова хлопайте в ладоши все со мной (дети повторяют)
А ещё бывают в небе чудеса – гром гремит и начинается гроза
(хлопает и топает одновременно, дети подхватываю движения)
А теперь я предлагаю вам, ребята, пройти в лабораторию
-Так что же такое вода?
1.Опыт. Вода-это жидкость, она течёт, переливается
-Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается, переливается в другой стакан
-Что делает вода?
-Дети (льется, течёт, переливается)
-Вода – это что?
-Дети – жидкость
Вывод: вода – это жидкость, она течет, переливается.
2.Опыт.Вода прозрачная, бесцветная.
На столе стоят два стакана: один с водой, другой-с молоком
-Дети, я положу в оба стакана чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком – нет? Почему?
-Дети (вода-прозрачная, бесцветная, в ней видно ложечку)
-А какого цвета молоко?
-Дети (белого, поэтому в нем ложечку не видно)
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
3.Опыт. У воды нет запаха
-Дети, наклонитесь и понюхайте воду в стакане, пахнет ли она? А теперь понюхайте стакан с соком, пахнет ли он?
-Дети (вода не пахнет, у неё нет запаха, а сок пахнет)
Вывод: у воды нет запаха
4.Опыт. У воды нет вкуса
-Ребята, а теперь возьмите в руку стакан и попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус?
-Дети(нет)
-А теперь возьмите стакан с соком и попробуйте его, есть ли у него вкус?
-Дети (да, есть сок вкусный, сладкий)
Вывод: у воды нет вкуса
5. Опыт. Лёд - твёрдая вода.
-Дети, возьмите в руку то, что лежит на тарелочке. Что это?
-Дети(лёд)
-Какой лёд - теплый или холодный? Из чего образовался лёд?
-Дети (из воды)
-А если долго держать лёд в руке, что с ним произойдёт?
-Дети (растает, превратится в воду)
Вывод: лёд-это твёрдая вода.
Давайте перечислим все свойства воды, о которых мы узнали в результате проведения опытов.
-Дети (Вода-это жидкость, она прозрачная, бесцветная, у неё нет запаха, нет вкуса, вода может быть твёрдой в виде льда.)
Я давала домашнее задание некоторым детям. Давайте в их исполнении послушаем стихи о воде и её пользе.
1.Вы слыхали о воде?
Говорят она – везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
2.Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
3.Без воды прожить не могут
Птицы, звери, человек
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!
4.Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без воды!
-Дети, а что случилось бы на земле, если бы не стало воды?
-Дети(все бы погибло)
-Мы сегодня говорили много о воде, её значимости, о её необходимости в жизни человека и всего живого на Земле. Без воды невозможно сделать много простых, обычных дел, вода ничем не заменима. Ребята, а где мы берем воду?
-Дети (из крана)
-К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно, экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.
Чтобы вы об этом не забывали, мы сейчас изготовим памятки-открытки с призывом бережно относиться к воде.
(Дети с помощью трафарета рисуют капельку воды на 1\4 листе бумаги, на котором вверху напечатано: «Закрывай по крепче кран, чтоб не вытек океан, воду попусту не лей, дорожить водой умей!»
В заключении я хочу вам, ребята, и нашим гостям подарить эти открытки-памятки и пожелать очень бережно относиться к каждой капельке воды, ведь это бесценный природный дар!
Дорогие взрослые и дети!
Давайте не будем вредить планете!
Давайте беречь нашу чистую воду!