категорий и развитию связной речи для детей подготовительного
возраста с тяжелым нарушением речи
Моя Родина - Россия
Пояснительная записка
В настоящее время в связи с активизацией мировых миграционных передвижений в дошкольных образовательных учреждениях появляется все больше детей мигрантов – инофонов и билингвов, носителей киргизского, армянского, грузинского, таджикского языка. После первичной логопедической экспресс-диагностики многие из них через Территориальные медико-психолого-педагогические комиссии попадают в группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, общим недоразвитием речи. Поскольку расширение словаря, развитие лексико-грамматических, фонетико-фонематических и других компонентов речи неродного для них русского языка происходит практически так же, как и у детей с ТНР, коррекционно-развивающие приемы, которые используют педагоги компенсирующих групп, целесообразно использовать и с инофонами в процессе освоения ими русского языка. Предложенное мною занятие для детей с тяжелым нарушением речи можно использовать в работе с детьми-инофонами и билингвами.
Целевая аудитория: дети подготовительной группы с ОВЗ (тяжелое нарушение речи).
Количество участников: подгруппа из 6-8 детей.
Условия проведения: музыкальный зал.
Оборудование:
- экран мультимедиа;
- разрезная картинка (российский флаг);
- мольберт, маркеры (красный, синий, зеленый)
- яблоня (муляж);
- коробочки из цветного картона (зелёный, синий);
- речка (муляж);
- дощечки (с наклеенными картинками: цыпленок, карандаш, шарф, фотоаппарат, тарелка, апельсин, носок);
- печка (муляж);
- красная лента, символизирующая границу;
- домик Бабы-Яги;
- письмо (с деформированными предложениями);
- 2 набора карточек с картинками: волк, лиса, кабан, щука, синица, рысь; капуста, яблоки, малина, грибы, мясо, рыба;
- индивидуальные зеркала.
Цель: активизации знаний детей по теме с использованием игровых проблемных ситуаций, сказочного сюжета.
Задачи:
-
коррекционно-образовательные:
- упражнение в словообразовании (И. и Р.п. мн.ч. имен существительных)
- закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки;
- закрепление умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- закрепление навыка слогового анализа слов;
- совершенствование умения образовывать родственные слова;
- практическое усвоение значения слова «граница», предлога «за»;
- совершенствование умения образовывать и использовать в речи относительные прилагательные;
- закрепление умения печатания пройденных гласных букв;
- упражнение в подборе антонимов;
- продолжение работы над деформированным предложением;
- составление предложений с заданными словами по теме.
- коррекционно-развивающие:
- развитие длительного речевого выдоха;
- отработка ясной шепотной речи;
- развитие неречевого слуха (узнавание неречевых звуков);
- совершенствование артикуляторной и общей моторики;
- совершенствование фонематического слуха,
- развитие зрительного и слухового внимания, памяти, сообразительности;
- координация речи с движением;
- коррекционно-воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине у русских детей;
- воспитание принятия и уважения традиций страны проживания у детей-инофонов, любви к русской народной сказке;
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
- воспитывать эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь).
- профилактические:
– профилактика дисграфии
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети с логопедом входят в зал, здороваются с гостями. Проблемная ситуация. Развитие зрительного внимания. Составление разрезной картинки (флаг).
Логопед: Ребята, поздоровайтесь с гостями. А теперь посмотрите, пожалуйста, на мольберт. На нем какие-то цветные кусочки. Что с ними можно сделать?
Дети: Можно попробовать их собрать.
Логопед: Отлично, давайте попробуем из них что-нибудь составить.
Дети составляют российский флаг.
Логопед: Что у вас получилось?
Дети: Флаг нашей страны.
Логопед: Молодцы, как вы догадались?
Дети: У него три цвета: белый, синий, красный.
2. Основная часть.
1) Беседа о значении цветов флага. Какими мы должны быть? (слайд 2)
Логопед: Правильно, флаг – это символ нашей страны, и он не случайно раскрашен в эти цвета. Посмотрите на экран. На нем вы тоже видите российский флаг. Давайте разберемся, что обозначают эти цвета? На что похож белый цвет?
Дети: На снег, на облака…
Логопед: Да, белый цвет – это чистая, как снег и облака, душа и миролюбие. Флаг, символ нашей страны белым цветом призывает нас быть какими?
Дети: Белый цвет показывает нам, чтобы мы были миролюбивыми, чтобы у нас были только чистые добрые мысли и желания.
Логопед: На что похож синий цвет?
Дети: На небо, на море, …
Логопед: Да, синий цвет – это верность, честность, размах и свобода души. Синий цвет призывает нас быть какими?
Дети: Синий цвет показывает, чтобы мы были честными, верными, открытыми, как море, для друзей, близких, для всех людей.
Логопед: На что похож красный цвет?
Дети: На огонь…
Логопед: Да, красный цвет – это сила, смелость, мужество и любовь. Красный цвет нашего флага призывает нас быть какими?
Дети: Красный цвет показывает нам, чтобы мы были, как огонь, сильными, смелыми, мужественными.
2) Беседа о нашей Родине России, д/и «Семейка слов»
Логопед: Давайте рассмотрим следующую картинку. (слайд 3) Что это такое?
Дети: Это карта нашей страны.
Логопед: Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Логопед: Правильно. Если мы с вами родились в этой стране, значит, это наша…
Дети: Это наша Родина.
Логопед: Давайте соберем «Семейку слов» (слайд4) Слово Родина будет первым в нашей семейке. Страна, в которой мы родились, это наша…
Дети: … Родина.
Логопед: Мама и папа – это наши…
Дети: …родители.
Логопед: Мама и папа – родители, а бабушка, дедушка, тетя, дядя – наши…
Дети: … родственники.
Логопед: Близкие нам по родству, какие люди?
Дети: …родные.
Логопед: как мы появились на свет?
Дети: Мама нас родила.
Логопед: Давайте ещё раз назовем всю семейку.
Дети: Родина, родители, родственники, родные, родила.
3) Развитие длительности речевого выдоха (слайд 5)
Логопед: Какая огромная наша страна, наша Родина! Посмотрите, как много места она занимает на земном шаре! Какая она большая по сравнению с другими странами! Мы живем в огромной России. Давайте произнесем эту фразу на одном выдохе. Возьмите побольше воздуха, но плечи не поднимайте и произнесите это предложение от начала до конца (проговаривание на одном выдохе). Посчитаем, сколько слов в нашем предложении.
4) Развитие зрительного внимания, воображения (разглядывание карты); слухового внимания (прослушивание стихотворения); упражнение в словообразовании (Р.п. мн.ч. имен существительных) (слайд 6)
Логопед: Давайте еще раз рассмотрим карту. Как вы думаете, что изображено на ней зеленым цветом?
Дети: равнины, луга, леса…
Логопед: Желтовато-коричневым?
Дети: горы, песчаные местности…
Логопед: А извилистыми голубыми линиями и голубыми пятнами?
Дети: реки, озера, моря…
Логопед: Послушайте внимательно стихотворение о Родине…. Подумайте, как автор относится к своей Родине?
Дети: любит, восхищается, гордится…
Логопед: Чем же можно восхищаться в нашей стране? (слайд 7)
Логопед: Закончите предложение, глядя на картинку. В России много…
Дети: В России много лесов. В России много полей. В России много гор. В России много рек. В России много озёр. В России много морей.
5) Развитие зрительного внимания, упражнение в словообразовании (И.п. мн.ч. имен существительных) (слайд 8)
Логопед: На просторах России живет много разных представителей животного мира. Давайте назовем некоторых из них (слайд 9) Смотрите на картинку и называйте, кто водится в России?
Дети: В России водятся рыси, волки, лисы, лоси, синицы, кабаны, щуки.
Логопед: Кроме животных кого мы еще здесь видим?
Дети: Рыбу и птицу.
6) Практическое усвоение значения слова ГРАНИЦА (слайд 10)
Логопед: Посмотрите, нашу Родину опоясывает красная линия. Что это?
Дети: Граница.
Логопед: У меня есть красная лента, давайте с помощью нее изобразим границу. Встаньте в круг и возьмите ленту. Дети берут в руки ленту.
Логопед: Давайте положим её на пол, получилась граница, как у нашей Родины. Здесь, внутри границы будет наша…
Дети: Родина Россия (ставят российский флажок на подставке)
7) Проблемная ситуация «Почему девочка плачет?» (слайд 11)
Логопед: Посмотрите, у границы нас кто-то ждет. Кто это?
Дети: Девочка.
Логопед: Она одета в русскую народную одежду. Мне кажется, что эта девочка пришла из русской народной сказки. Люди на Руси складывали много сказок, которые передавались из уст в уста… (слайд 12) Но что мы слышим?
Дети: Девочка плачет.
Логопед: Как вы думаете, почему девочка может плакать?
Дети: Кто-то обидел, что-то болит, что-то потеряла, кто-то поругал.
Логопед: Может быть, у нее какая-то беда приключилась? Что надо сделать, чтобы она перестала плакать?
Дети: Надо пожалеть, помочь ей.
Логопед: Конечно! Но сначала надо понять, что у нее случилось. Когда мы узнаем, из какой русской народной сказки она пришла, мы поймем её беду и поймем, как ей помочь!
8) Угадывание по картинкам названия русской народной сказки. (слайд 13)
Логопед: Посмотрите на картинки. Какую сказку они вам напоминают?
Дети: Сказку «Гуси-лебеди»
Логопед: Правильно, эта девочка появилась из русской народной сказки «Гуси-лебеди». (слайд 14)
9) Проблемная ситуация «Почему девочка плачет, и как ей помочь?»
Логопед: Почему же в этой сказке девочка плакала?
Дети: Девочка плакала, потому что гуси похитили её брата и унесли к Бабе-Яге.
Логопед: Как мы можем ей помочь?
Дети: Отправимся в сказку и освободим братца.
Логопед: Молодцы! Вы отлично придумали! Вы слышите? Музыка приглашает нас в сказку!
10) Практическое усвоение значения предлога ЗА. Развитие слухового внимания, неречевого слуха.
Логопед: Давайте перешагнем нашу границу (перешагивают), мы теперь ЗА границей. Где же мы оказались? Что вы слышите? (слайд 15)
Дети: Пение птиц.
Логопед: Где же так красиво поют птицы?
Дети: В лесу!
11) Артикуляционная гимнастика с элементами логоритмики и самомассажа (слайд 16)
Логопед: (слайд 17) Дорога наша будет нелегка. В пути нас могут поджидать разные ситуации, поэтому нам надо как следует подготовиться. Давайте сядем на стульчики, возьмем в руки зеркала. Мы делаем зарядку, чтобы стать сильными и ловкими. И нашему язычку тоже нужна такая зарядка:
- Язычок мой в лес пошёл, там лопаточку нашёл (удерживаем широкий язык 5-10 сек);
- Вот заборчик увидал (удерживаем губы в улыбке, зубы «заборчиком» 5-10 сек);
- И как вкопанный он встал (удерживаем «мостик» 5-10 сек);
- За заборчиком лошадка щиплет травку, ей так сладко («цокаем» 10-15 раз);
- Вот лошадка подбежала, пить из чаши воду стала (удерживаем «чашечку» 5-10 сек).
Логопед: А теперь повторяйте за мной (с хлопками):
Тал-тал-тал, тал-тал-тал – так звучит копыт металл.
Опа-ту, опа-ту – я ей гриву заплету.
Цок-цок-цей, цок-цок-цей – мы идём искать гусей. (слайд 18)
Логопед: Наденем на себя еще русскую народную одежду. Наденем рубашку-косоворотку, как ее надевают? Наденем штаны, как их надевают? Наденем холщовую рубашку, как? Сарафан через голову, лямочки поправим. Наденем чулочки. На голову платок повяжем.
Дети имитируют надевание одежды на себя.
Логопед: А что может случиться, если мы в лес пойдем без обуви, как мальчик?
Дети: Мы можем заболеть, поранить ноги.
Логопед: Чтобы этого не случилось, что надо сделать?
Дети: Надо обуться.
Логопед: Мы обуем лапти, сделанные из коры деревьев. Вот теперь мы готовы к поиску. Вперёд!
12) Развитие фонематического анализа. Д/и гласный диктант. Различение твердости-мягкости согласных звуков. Развитие памяти. Узнавание неречевого звука.
Логопед: Перед нами яблонька. Очень ей не нравится, что на её яблочках появились какие-то картинки. Если мы ей поможем, она подскажет нам, куда идти дальше. Как мы можем ей помочь?
Дети: Уберем картинки с яблочек.
Логопед: Отлично придумали! Только убирая картинку, надо её назвать, услышать гласный звук в её названии и записать соответствующую букву на мольберт красным маркером. (слайды 18-23)
(Картинки: рысь, волк, лиса, кабан, синица, щука)
Логопед: После того, как вы напишите буквы, карточки кладите в нужную коробочку: в синюю – картинку, название которой начинается с твердого звука, в зеленую – картинку, название которой начинается с мягкого звука.
Логопед: Давайте по гласным буквам, которые вы записали, вспомним, какие картинки были на яблочках. (слайд 24) Волшебный экран напомнит нам эти картинки.
Дети: Ы – рысь, ИА – лиса, О – волк, АА – кабан, ИИА – синица, УА – щука.
Логопед: Что же объединяет все эти картинки?
Дети: Это представители животного мира, которые живут на нашей Родине – в России.
Логопед: Молодцы! Вы помогли яблоньке. Она подсказала мне, что мы должны прислушаться и отгадать, куда идти дальше. (слайд 25) Что вы слышите?
Дети: Вода журчит.
Логопед: Правильно, значит, нам надо идти куда?
Дети: К речке.
13) Проблемная ситуация «Как перебраться на другой берег реки?» Составление «Звуковой дорожки».
Логопед: Перед нами речка. Как нам попасть на другой берег?
Дети: Можно перепрыгнуть, перейти вброд, переплыть … построить мост.
Логопед: Молодцы. На берегу лежат дощечки, из которых мы можем построить мост. Но дощечки надо класть так, чтобы из картинок получилась звуковая дорожка. Т.е. название следующей картинки должно начинаться на последний звук предыдущей. А на самой первой дощечке картинка, на которой изображен птенец домашней птицы. (слайд 26)
Дети составляют «Звуковую дорожку» (цыпленок – карандаш – шарф – фотоаппарат – тарелка – апельсин – носок)
Логопед: Молодцы, вы замечательно потрудились, построили отличный крепкий мостик.
14) Динамическая пауза. Самомассаж «Дождик» Узнавание неречевого звука. (слайд 27)
Логопед: Но что я слышу! А вы слышите?
Дети: Дождь.
Логопед: Если мы не спрячемся от дождика, а пойдем дальше, что может случиться?
Дети: Мы промокнем и заболеем.
Логопед: Правильно! Давайте переждем его и сделаем самомассаж.
- Кап-кап – надо нам расходиться по домам (поглаживания спинки сверху вниз)
- Гром-гром, как из пушек – нынче праздник у лягушек (постукивания кулачками по спине)
- Град-град, сыплет град – все под крышами сидят (постукивания пальчиками по спине) Дети делают массаж друг другу.
Логопед: Вот и дождик кончился, пойдем дальше!
15) Д/и «Начинка для пирога» (образование относительных прилагательных) (слайд 28)
Логопед: Ребята, что это перед нами?
Дети: Это печка.
Логопед: На нашей Родине в русских избах тоже всегда сооружали печи. Для чего?
Дети: Для обогрева, приготовления пищи.
Логопед: Да, печь топили, чтобы в избе было тепло, в печи готовили еду, пекли пироги. Пироги можно печь с разными начинками. Давайте выберем начинку для пирогов. Берите картинку и предлагайте, с какой начинкой можно испечь пирог, какой пирог получится.
Дети: С капустой получится капустный пирог.
Логопед: Как его можно еще иначе назвать?
Дети: Капуста – это овощ, значит, это овощной пирог.
Так же яблочный (фруктовый), малиновый (ягодный), грибной, рыбный, мясной пирог.
Логопед: Посмотрите на экран. Какой пирог больше всего любишь ты, Тёма?
Полные ответы детей, глядя на экран.
Логопед: Печка благодарит нас, и мы можем идти дальше.
16) Проблемная ситуация «Как сделать злую Бабу-Ягу доброй?» Динамическая пауза (координация речи с движением) (слайд 29)
Логопед: Вот мы и добрались до домика Б-Я. Боюсь, что она сразу не отпустит братца. Как вы думаете, почему она такая злая? Зачем она забрала к себе братца?
Дети: Ей одиноко, грустно одной, несчастная она.
Логопед: Да, вот она братика и забрала. Что же нам делать?
Дети: Надо развеселить её.
Логопед: Давайте попытаемся пожалеть и развеселить её танцем!
Танец «Виноватая тучка» (координация речи с движением)
17) Д/и «Скажи наоборот» Подбор антонимов (слайд 30)
Логопед: Бабе Яге очень понравился ваш танец! Она была злая, а стала... (добрая), была грустная, а стала… (веселая), была грубая, а стала… (ласковая).
Дети подбирают слова-антонимы.
18) Д/и «Прочитай письмо» Работа с деформированным предложением (слад 31)
Развитие неречевого слуха (узнавание неречевого звука)
Логопед: Ребята, Баба Яга отпустит братца, только напоследок просит она нас прочитать письмо от Кощея Бессмертного
От, Баба-Яга, Кощей, привет. Здоровье, я, желать, тебе. Завтра, на, прийти, обед, я.
Дети составляют предложения: Бабе Яге от Кощея привет. Я желаю тебе здоровья. Завтра я приду на обед.
Логопед: Очень рада Баба Яга, что помогли мы ей прочитать письмо, побежала она готовить обед для Кощея. (слайд 32)
Логопед: И братца отпустила к сестре. Что вы слышите?
Дети: Мы слышим смех.
Логопед: Раньше девочка плакала, а теперь…
Дети: Смеётся.
19) Отработка ясной шепотной речи
Логопед: Ну что, со своей задачей мы справились? Сделали, что хотели?
Дети: Да, спасли и вернули брата сестре. (слайд 33)
Логопед: Значит, нам пора покидать сказочный лес. Слышите волшебную музыку? Пойдемте к нашей границе. Перешагиваем границу. И где мы снова очутились? (слайд 34)
Дети: Мы оказались на нашей Родине – в России.
Логопед: Ребята, что нам помогло справиться со всеми проблемами и задачами в нашем волшебном путешествии?
Дети: Мы были дружные, помогали друг другу.
Логопед: Вот так же и с нашей Родиной! Если дружба велика – будет Родина крепка! Давайте возьмемся за руки и произнесем эти слова! (Проговаривание вслух и шепотом)
20) Рефлексия. Составление предложений с заданными словами по теме (слайд 35)
Логопед: Ребята, вы сегодня много узнали о нашей Родине. Что нам надо делать, чтобы так легко, как сегодня на занятии решить все проблемы нашей Родины, не допустить беды? Придумаем предложения со словами. Начинаем так: Я буду… Тёма, составь предложение со словами ЛЮБИТЬ, РОДИНА.
Дети: Я буду любить свою Родину.
Так же со словами: заботиться, Родина; охранять, Родина; беречь, Родина; защищать, Родина; гордиться, Родина.
Дети составляют предложения: Я буду заботиться о своей Родине. Я буду охранять свою Родину. Я буду беречь свою Родину. Я буду защищать свою Родину. Я буду гордиться своей Родиной.
3. Итог занятия. Оценка работы детей.
Логопед: Что вам понравилось больше всего? Что было трудно? А что легко?
Ответы детей.
Логопед: Молодцы, ребята. Вы были очень внимательны, собраны, дружны. Вы смогли решить все проблемы.
Логопед: Ребята! У меня есть вот такие шары. На что они похожи по цвету?
Дети: На Российский флаг. (слайд 36)
Логопед: Давайте пойдем в группу и нарисуем российский флаг. А еще мне интересно, догадаются ли ваши друзья, что эти шары напоминают российский флаг? (слайд 37) Попрощайтесь с гостями.
Список литературы
- «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Л.Б.Баряевой под редакцией Л.В.Лопатиной ЦДК проф. Баряевой, СПб 2014
- Н.В. Нищева «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда» учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развевающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015.
- Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н.В. «Будем говорить правильно». Дидактический материал для коррекции звукопроизношения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
- Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта, 2001
- Е.А. Пожиленко: Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. Изд. КАРО, 2009