Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование приёмов мнемотехники в работе
с детьми дошкольного возраста

Лямкина Наталья Валерьевна
Актуальность мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Слово мнемотехника и мнемоника – обозначают одно и то же – техника запоминания. Современный энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники.
Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информации, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
 Как это происходит? Для того чтобы запомнить какой-либо предмет, объект, человек в своѐм воображении создает некий зрительный образ. Эта взаимосвязь фиксируется в мозге, и при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания.
     Теоретическое обоснование опыта: Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен научиться связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы не многословны, много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. 
    Использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.
       Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными последовательными. По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.  
       Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках.  На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях. 
      «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста» заключается в систематизации работы, направленной на развитие   связной речи детей с использованием приёмов мнемотехники. В ходе работы над опытом осуществляется индивидуальный подход к детям с учетом их особенностей и потребностей.
Цель: Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники.
задачи:
- развивать умения понимать и рассказывать текст с помощью графических аналогий; 
- учить детей анализировать таблицы и самостоятельно строить речевые высказывания;
- развивать восприятие, внимание, память, воображение;
Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Мнемотехника помогает развивать:
- мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
     В  работате с мнемотаблицами с детьми младшего дошкольного возраста -  используются простейшие схемы умывания, одевания.
     От простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожка – мнемотаблица.  
       На I этапе познакомят детей с символами – предлагают им картинки с символами и объясняют, что они означают. Изначально картинки понятны для восприятия детей, которые постепенно заменяются контурными или схематичными изображениями предметов. Когда дети научились читать символы, используюется мнемоквадрат – одиночное изображение, обозначающее слово, словосочетание или простое предложение. На данном этапе проводятся с детьми дидактические игры «Подскажи словечко», «Найди пару» и другие.
      На II этапе работа с мнемодорожками.  На этом этапе дети учаться «читать» простые схемы из 2 – 4 символа. Например, при описании предметов детям предлагаются, символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём   использовала для работы с загадкой.  На этом же этапе, используются мнемодорожки, дети учатся составлять простые предложения из 2-3 слов.
      На III этапе    начинается работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы - служат дидактическим материалом в  работе по развитию связной речи детей. Их используют для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при заучивании потешек, стихов.
Этапы работы с мнемотаблицей:
1.Рассматривание с детьми таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2.Перекодирование информации, т.е. преобразовывание из абстрактных символов в образы.
3.Пересказываем информацию (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).
4. Показывам детям знакомые таблицы, которые они расшифровывали и воспроизводили по ним рассказ.  
       В работе используются практические, словесные, наглядные методы. Все методы и приемы используемые в комплексе, развивают речь, внимание, память, воображение.
     Одним из важных условий решения поставленных задач является организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно. При формировании предметно-развивающей среды учитываются:
- особенности эмоциональной личности ребенка;
- его индивидуальные социально-психологические особенности;
-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.         Обстановка в группе должна быть направлена на активизацию речи, речевого общения.
       Для изготовления мнемотаблиц используются картинки и символические изображения предметов, найденные.   В работе с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, трава – зеленая, медведь – коричневый.  Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
     Чтобы сделать родителей своими союзниками, в родительском уголке разместите консультацию «Мнемотехника, как средство развития речи детей 2-4 лет». Покажите им таблицы, расскажите, как с ними работать.
  Мнемотаблицы   эффективны в работе с детьми дошкольного возраста т.к. увлекают детей, превращая занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание последовательности действия носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, и пересказать его. Их нужно использовать в качестве наглядного материала при составлении описательных и повествовательных рассказов, заучивания потешек и стихотворений, загадывании загадок.  Мнемотаблицы можно использовать и для овладения детьми некоторыми навыками самообслуживания – одевание, умывание.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»