Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе
Перелетные птицы
Алиева Разия Ибрагим кызы
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Тип ситуации: «Открытие нового знания».
Основная цель: формирование элементарных знаний о среде обитания диких уток.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с причинами, затрудняющими отлет диких уток осенью.
3. Познакомить с профессией взрослого: орнитолог (новое знание)
Развивающие:
Содействовать развитию мыслительных операций таких как
- анализа и синтеза (среда обитания и новые и новые условия их зимовки)
- слухового внимания и памяти.
Создать условия для формирования навыков бережности, взаимодействия, инициативности.
Активизация словаря на счет слов: зимующие, особенности строение тело утки и среда обитания.
Создать условия для развития мелкой моторики рук с помощи лепки (лепка образа утки и угощение для них)
Воспитательные:
1.Содействовать развитию чувства сопереживания.
2. Создавать условия для развития бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал
- простые карандаши по количеству детей.
- ножницы
- кисти для клея
- заготовки из цветной бумаги: прямоугольники., квадраты., круги по количеству детей.
- листы бумаги белого цвета размером А-4 альбомного листа по количеству детей.
- разрезанный пазлы изображение утки
- клей
-пластилин
- салфетки
- дощечка для лепки
- стеки
Демонстрационный материал:
- картинки формата А-4 с изображением диких уток:
- картинки с изображением мест обитания диких уток: утиные гнездо в обрыве берега реки, камыши по краю реки.
- слайды: река осенью с утками, которых кормят люди; утки зимой на незамерзшем пруду.
Оборудование: мольберт, ноутбук, видеопроектор, телефон
Предварительная работа:
- беседа о местах обитания диких уток, о их пользе.
- чтение глав из энциклопедии.
- рассматривание иллюстраций с изображением мест гнездования диких уток.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию (дети стоя около воспитателя)
(«хочу-могу-надо»)
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Приглашаю ребят подойти
- Ребята, какое сейчас время года? (весна)
- Что меняется в природе с приходом весны? (распускаются листья на деревьях),( тает снег), (становится тепло), (прилетают птицы из теплых стран :дикие утки)
- Как вы думаете, возвращение диких уток – важное событие для людей и природы? (да, важное)
- Почему? (птицы уничтожают вредных насекомых)
- Правильно, ребята, это событие всегда было для людей как праздник! А к любому празднику люди готовятся заранее.
- Хотите принять участие в подготовке к прилету птиц? (да, хотим)
- А сможете? (да, сможем)
- Почему вы так уверены в этом? (потому что мы дружные), (умные)
- Что для этого надо сделать? (приготовить угощение птицам)
2. Актуализация в игровой ситуации (сидя на стульях)
Цель: Выделение знаний у детей, необходимых для закрепления знаний.
Тогда я предлагаю поиграем в игру «Чего не хватает»
Дидактическая игра: «Чего не хватает»
Цель: воспитывать любознательность, сочувствие, развивать связную речь.
Воспитатель выставляет силуэты дикой утки (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т.д)
Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.
3. Затруднение в игровой ситуации. (стоя около воспитателя)
Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
- Ребята, а на реке никого нет, где же утки? (не знаем, не прилетели)
- А где вы сможете узнать? (в книге, в интернете, у орнитологов)
- Хорошая идея, позвоним специалисту!
4. Открытие нового знания (сидя на стульях)
Цель: Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания. Профессия взрослого(орнитолог)
(Воспитатель набирает номер и включает громкую связь.)
Воспитатель:
- Здравствуйте! Мы из детского сада города Санкт-Петербурга и хотели бы узнать, почему дикие утки не прилетели из теплых стран обратно.
Орнитолог:
- Последнее время некоторые утки перестали улетать в теплые страны.
Мы вышлем вам фото с местом обитания зимой диких уток в вашем районе.
Слайд 1 (утки зимой на незамерзшем пруду)
Слайд 2 (река осенью с утками, которых кормят люди)
- Смотрите, какие это птицы? (дикие утки)
- Где они были всю зиму? (плавали там, где вода не замерзла)
- Почему они должны были улететь? (им холодно, нечего есть)
- Но ведь вы знаете, что у уток много пуховых перьев, так что им и зимой не бывает холодно. А вот с пищей зимой трудно! Так почему же утки не улетели? (их подкармливали люди)
- Что могло случиться, если бы водоем замерз? (птицы бы погибли)
- Правильно ли поступают люди, подкармливая осенью птиц? (нет)
- Значит, все-таки не стоит кормить перед отлетом птиц, чтобы они улетели в теплые страны, как обычно!
- Но иногда бывают случаи, что некоторые утки не могут улететь вместе с остальными!
- Как вы думаете, с какими утками такое происходит? (с больными)
- В таких случаях нужно помочь птицам? (конечно)
- Так что вы узнали у орнитолога? (где были утки всю зиму), (почему они не улетели) ,(узнали, почему нельзя кормить уток).
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
- Ребята, но ведь не все знают, почему не стоит подкармливать осенью диких уток!
- Что вы можете сделать, чтобы об этом узнали, как можно больше людей? (рассказать друзьям), (нарисовать знаки и поставить их у реки).
- Хорошо, придумайте такие символы, по которым люди догадаются, что нельзя делать осенью с дикими утками.
(дети предлагают свои варианты, наиболее понравившиеся зарисовывают на листах бумаги)
- Теперь мы отправим ваши эскизы в мастерскую, где по ним сделают настоящие знаки и поставят их у реки!
- Вы не забыли, что собирались приготовить для уток угощение? Я предлагаю вам слепить силуэт птиц и угощение для них!
(Дети подходят к столу, находят себе место)
Самостоятельная работа детей – лепка.
- Молодцы, отличные получились утки! Им понравиться угощение!
6. Итог (сидя на стульях)
Цель: Организация рефлексии и самооценки деятельности.
- В чем вы сегодня приняли участие? (в подготовке к празднику прилета птиц)
- Что вы для этого сделали? (слепили силуэт утки, угощение им), (нарисовали знаки)
- Что нового узнали? (почему утки иногда не улетают на зиму), (почему уток нельзя подкармливать осенью)
- Почему у вас все получилось? (мы умные), (много знаем про птиц)