Лэпбук как средство развития экологических
представлений у детей среднего и старшего возраста
Григорьева Светлана Валерьевна
Сегодня я хочу рассказать Вам об интересном методическом пособии – лэпбук.Лэпбук – это средство закрепления и систематизации экологических представлений детей дошкольного возраста.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук был удобен для ребенка.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.
Лэпбук:
1. Соответствует возрастным возможностям детей;
2. Трансформируем;
3. Полифункционален;
4. Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
5. Доступен для всех воспитанников;
6. Безопасен при использовании.
Для того, чтобы изготовить лэпбук в первую очередь необходимо определиться с темой. Можно выбирать как обобщающие темы, так и более узконаправленные.
1. Написать план лэпбука, продумать содержание, чтобы полностью раскрыть тему.
2.Нарисовать макет. Игры размещаются на разных элементах: в кармашках, окошках и т.д.
Материалы, которые Вам могут понадобиться для создания лэпбука:
распечатанные шаблоны для лэпбука
листы плотной бумаги (различного формата) или самоклеящаяся бумага
ножницы
клей-карандаш
цветные карандаши
папки, файлы, ткань, кружево, кнопки и т.п.
Чем привлекателен лэпбук для использования в ДОУ?
Он помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал;
Это отличный способ для повторения пройденного материала;
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию;
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.
В своей работе я использую лэпбук, благодаря чему дети закрепляют и расширяют полученные знания и представления. Для работы по экологическом воспитанию я сделала три лэпбука по темам «Птицы», «Дикие животные», «Зимушка-зима». Они насыщены материалами для детей старшего дошкольного возраста. В лэпбуке «Птицы» есть алгоритм «Птицы», «Придумай рассказ», которые предполагают совместную работу взрослого и ребенка и направлены не только закрепление представлений о птицах, и их внешнем виде, но и на развитие связной речи. Игра «Что сначала? Что потом?» закрепляет у детей представления о перелетных птицах (питание, появление птенцов, отлет с наступлением холодов).
В лэпбуке «Дикие животные» представлено много дидактических игр, которые соответствуют программным задачам для детей старшей группы. Например, «Кто где живет?», направлена на развитие умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания (тундра, лес, тайга). С помощью игры «Кто что ест?» дети закрепляют и расширяют представления о питании диких животных (травоядные, насекомоядные, хищники). Благодаря этому лэпбуку дети знакомятся с многообразием родной природы: с животными различных климатических зон.
Детям нашей группы лепбуки понравились, им было интересно рассматривать их, открывать и закрывать кармашки, доставать игры. В своей работе я планирую и дальше использовать эту технологию и создавать лэпбуки на другие лексические темы. Надеюсь, что Вас этот материал был полезен и интересен. Желаю успешно применить данную технологию у себя в работе!