Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка по слушанию музыки
для детей старшего дошкольного возраста

Петербургские композиторы IXX века

Часть 2

Туссина Ольга Павловна,
музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад 15
Выборгского района Санкт - Петербурга

 

                   АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ
                                             (1795 - 1829)

     Александр Сергеевич Грибоедов в общей сложности прожил в Петербурге не более 5 лет. Однако, жизнь и творчество его были теснейшим образом связаны с городом на Неве.
     Здесь он начал работу над своей бессмертной комедией "Горе от ума", сочинял музыку. Отсюда, полный тяжелых предчуствий, он отправился полномочным министром в Персию - навстречу своей трагической гибели.
     Так Петербург вошел в жизнь Грибоедова, стал неотделим от его биографии. Не было другого города, куда бы он так постоянно не стремился, как в Петербург.
     В 1815 году петербургская погода, по обыкновению, капризничала. В середине мая после ясных, солнечных дней на столицу обрушился неистовой силы северо -  восточный ветер. Дожди красили на мостовых ржавые пятна. Пошли толки о том, что на город с неба падает сера - предвестник грядущих несчастий. В это время и прибыл в Петербург корнет Иркутского гусарского полка. Официальной причиной отпуска, предоставленного Грибоедову, была необходимость обратиться к столичным докторам.
     Столица Российской империи была обращена к Европе двумя ликами. От Медного всадника хорошо проглядывались мрачные бастионы Петропавловской крепости и новое здание Биржи прекрасной, как античный храм; между ними, у стрелки Васильевского острова, теснились суда под всеми флагами мира. Город - крепость и город порт, Петербург был суров и радушен, готовый к отпору и дружескому общению.
     У Театральной площади велись работы по восстановлению Большого Каменного театра, сгоревшего ночью в канун 1811 года. Вблизи от театра селились петербургские артисты и театральные чиновники - потому и снял квартиру в этом районе Грибоедов.
     В масленицу на Адмиралтейском бульваре устраивались знаменитые качели. Еще в детстве Грибоедов был хорошо знаком с этой народной забавой: жил он в Москве под Навинском, где происходили подобные же гуляния. Качели он посещал и в Петербурге.
     Здесь царил разнохарактерный праздничный шум. Колокола старой Исаакиевской церкви звонили, призывая верующих к Божественной литургии, но в церкви в это время народу было не много. Светские щеголя и важные дамы в каретах объезжали вкруговую по мостовой монумент Петру I, и церковь, и качели, а внутри этого чинного круга карет буйствовала стихия простонародного веселья. Разносчики громко хвалили свой товар: яблоки и груши, семгу и сельди, сладости и сбитень: еще громче звучали голоса паяцев, созывающих простой народ смотреть медведей, обезьян, верблюдов...
     По - особому отмечался в Петербурге и приход весны. при первом движении невского льда оба плавучих моста разводились, и две части города в то время не имели между собой никакого сообщения. Ход невского льда продолжался 2 дня. Спозаранок, когда река совершенно очищалась ото льда, по ней мимо Адмиралтейства и Зимнего дворца следовала флотилия, возглавляемая катером капитана над верфью. Суда приветствовали друг друга салютами. В то же время капитан крепости пересекал Неву на своем катере, рапортовал императору о начале навигации и преподносил ему стакан новой воды. После этого звучали пушечные залпы, и с обоих берегов реки давно покрытых нетерпеливыми толпами народа, сотни лодок и катеров, украшенных по случаю праздника, рассеивались по поверхности невских вод.
     В середине мая поражало сельское празднество - семик. Это было девичье гуляние. В Петербурге его увидеть можно было у Михайловского замка и на городских окраинах.
     Вокруг березок, тронутых свежей листвой, украшенных лентами, платками и лоскутками пестрой материи, неспешным хороводом ходили девушки в ярких праздничных сарафанах.
     Музыкальное ухо Грибоедова было всегда особенно чутко к народной песне, поэтическое народное творчество было дорого ему и как отголоски древней старины, живой ее голос.
     Летом, когда прекращались представления в театре, петербургская публика, не разъехавшаяся по дачам, развлекалась музыкой.
     В 1816 году в Петербург приезжает в отпуск А.А.Алябьев, с которым Грибоедов подружился в иркутском полку. Музыка совершенно преображала Алябьева. Вдохновленный вниманием близкого человека, Грибоедов часами импровизировал на фортепьяно, отдаваясь полностью полету фантазии. Он не записывал рожденной в такие минуты музыки. Но по преданию, в некоторых позднейших романсах Алябьева сохранены грибоедовские темы.
     Вместе с Алябьевым Грибоедов берет уроки исполнительского мастерства у Джона Фильда, известного своей сильной, мягкой и отчетливой игрой на фортепьяно. В те же годы он изучает теорию музыки по совету М.Глинки у Иоганна Мюллера.
     В многолюдном городе он всегда был на виду. Через девять лет после своего первого появления в Петербурге Грибоедов был признан крупнейшим из русских писателей. Им написаны комедии "Молодые супруги", "Своя семья", "Горе от ума" и другие.
     Последующие 6 лет Александр Сергеевич отсутствовал в Петербурге, после возвращения  ему нужно было вновь привыкать к столице. За это время многое в ней изменилось. Да и сам Грибоедов глядел на все иными глазами.
     Город быстро строился. На знакомых улицах то и дело встречались новые каменные дома, построенные по высочайше утвержденным планам: без высочайшего позволения ничего в столице не делалось. На балах манерные менуэты вытеснялись французской кадрилью и гавотом, но как - то выцвел с годами былой гусарский тон и стали осторожнее публичные разговоры. Более подозрительными казались царедворцам всякие умники.
     Грибоедов почуствовал это, когда нанес ряд визитов с целью провести "Горе от ума" в печать.
     7 ноября 1824 года. Всю ночь накануне дул с моря сильный ветер; предупреждая об опасности, палили пушки Петропавловской крепости: вода достигла критического уровня. Однако еще утром никто не представлял себе размеры грядущего бедствия. Вода начала стремительно прибывать с 9 часов, а спустя два часа вся Коломна была затоплена.
     Проснувшись в этот день в 11 часов, Грибоедов увидел в окно быстрые потоки, устремившиеся по улице. Вскоре вода выступила из-под пола, и пришлось перебираться на второй этаж. Оттуда картина наводнения была еще более устрашающей.
     "В окна вид ужасный, - вспоминал несколько позже Грибоедов, - где за час пролегала оживленная, проезжая улица, катились волны с ревом и пеною, вихри не умолкали. К Театральной площади, от конца Торговой и со взморья, горизонт приметно понижается, оттуда бугры и холмы один на другом ложились в виде неудержимого водоската.
     Свирепые ветры дули прямо по протяжению улицы, порывом коих скоро вздымается быстрая река. Она мгновенно мелким дождем прыщет в воздухе, и выше растет и быстрее мчится.
     Кашин мост был сломлен и опрокинут; лошадь с дрожками долго боролась со смертию, наконец уступила напору и увлечена была из виду вон; потом поплыли отломки от строений, дрова, бревна и доски от судов ли разбитых, от домов ли разрушенных, различать было невозможно. Водоворот сносил громады мостовых развалин".
     Несколько дней газеты молчали о наводнении. Потом появилось официальное сообщение о том, что 7 ноября погибло 480 человек. По слухам же число погибших достигало нескольких тысяч.
     Статью Грибоедова "Частные случаи петербургского наводнения" напечатать не удалось.
     "На другой день поутру, - писалось в ней, - я пошел осматривать следствия стихийного разрушения. Кашин и Поцелуев мосты были сдвинуты с места. Я поворотил вдоль Пряжки. Набережные, железные перилы и гранитные пилястры лежали воском. Храповицкий мост отторгнут от мостовых укреплений, неспособный к проезду. Я перешел через него, и возле дома графини Бобринской, среди улицы, очутился мост с Галерного канала; на большой Галерной раздутые трупы коров и лошадей. По плавучему лесу и по наваленным поленам я добрался до Матисовых тоней. Вид открыт был на Васильевский остров. Тут, в окрестности, не существовало уже нескольких сот домов; один, и то безобразная груда, в которой фундамент и крыша - все было перемешано, я подивился, как и это уцелело.
     На Торговой, недалеко от моей квартиры, стоял пароход на суше"...
     Вскоре после наводнения  к Грибоедову приходит всеобщее признание. Грибоедовские афоризмы "Горя от ума" вплетаются в повседневные разговоры. А сам Грибоедов поговаривает о том, что совсем намерен бросить писать стихи и серьезно заняться музыкой. Хлопоты об обнародовании "Горя от ума" оказались безрезультатными...Это было последней каплей горечи, выпавшей поэту за последний год.
     Накануне отъезда, поднявшись на Ростральную колонну на стрелке Васильевского острова, Грибоедов прощался с Петербургом.
     26 декабря Следственный комитет по делу декабристов постановил взять Грибоедова под арест. Так через несколько месяцев Грибоедову снова предстояло вернуться в столицу. А 24 декабря приступили к допросу.
     По новому Троицкому мосту через Неву его доставили в Петропавловскую крепость, провели в дом коменданта. В ярко освещенной зале за длинным столом восседали члены Следственного комитета в блестящих мундирах царедворцев.
     Тотчас же посыпались быстрые вопросы. Грибоедов держался твердо. Ни одной прямой улики против него обнаружено не было, но Николай I приказал заключить его в тюрьму.
     По окончании работы Следственного комитета Николай I начертал:
"Выпустить с очистительным аттестатом и выдать годовое жалование, произвести Грибоедова в следующий чин". Такова была царская милость.
     Через некоторое время Грибоедова наградили орденом Анны 2й степени с алмазами, чином статского советника и четырьмя тысячами червонцев.
     19 марта 1828 года Грибоедов встретился с А.С.Пушкиным. В молодости они познакомились, но не подружились. Однако, разъехавшись 10 лет назад, поэты никогда не теряли друг друга из виду.
В чем-то главном они были черезвычайно похожи друг на друга. Большую часть жизни - вдали от столиц и друзей, вечно на подозрении правительства, авторы повсеместно известных произведений, не допущенных в печать.
     Сходство было в трагических судьбах поэтов, неугодных российскому самодержавию, относившемуся к гению с мерилом табели о рангах.

     Война с Турцией была еще не объявлена, но уже предрешена...Позиция Персии в этих условиях стала особенно важной. Туда следовало послать с миссией такого человека, который хорошо знал и местные обычаи и персидскую знать. Полномочным министром был назначен Александр Сергеевич Грибоедов.
    А в столице стояли праздничные солнечные дни. В Духов день в Летнем саду было объявлено гуляние. За Полицейским мостом, перекинутом через Мойку, начинался бульвар: два ряда тощеньких липок вдоль тротуаров. За ними теснились трехэтажные каменные громады. Обе стороны Невского проспекта до окон второго этажа были расписаны разнообразными вывесками магазинов, мастерских, контор - имена владельцев по большей части были иностранными, подчас неожиданно громкими. Публика двигалась по центру проспекта меж двух встречных верениц экипажей, шум от которых был такой, что разговаривать, не напрягая голоса, было невозможно. 
     Вот и Михайловский замок. Из Летнего сада доносилась музыка. Вдоль Лебяжьей канавки торчали полицейские, наблюдая за порядком, установленным царским указом: "Летний сад открыт для гуляния всем военным и прилично одетым, простому же народу, как - то мужикам, проходить через сад вообще запретить!"
     Пришел день отъезда пасмурный, дождливый. Простившись, Грибоедов сел в карету. Друзья увидели, как она повернула за угол...
     30 января 1829 года Грибоедов погиб в Тегеране при разгроме русского посольства.
     В Петербурге узнали об этом лишь через полтора месяца.
     "По письмам из Тегерана узнали мы об ужасном происшествии, случившемся там 30 января, вследствие сильной драки между людьми посланника нашего, г. Грибоедова, и несколькими простыми персианами. Праздные люди, собравшиеся во время сей драки перед домом посланника, вздумали вмешаться в оную, и когда некоторые из них были притом убиты, несметная толпа черни, прибежавшая с базара для отмщения за своих земляков, выломила ворота и перелезла через стены. Разъяренная чернь ворвалась во внутренние покои и изрубила всех, кого только встретила... Грибоедов и его свита сделались жертвами убийц", - сообщили газеты.
     Участь Грибоедова действительно может поразить того, кто мыслит и чувствует. Как он восхищался ясностью персидского неба и роскошью персидской поэзии! И вот какое нашел там гостеприимство! Чины, кресты, деньги, звание императорского полномочного министра, молодая прелестная жена, - право не шутка! Но увы! Всеми этими благами он наслаждался слишком недолго!
     В Тегеранских гаремах слишком много христианок. По прибытии единоверного посланника начались побеги, и дом его был убежищем насчастных жертв насилия, - варвары перетолковали это в дурную сторону и ночью врасплох напали на дом нашего посольства, которое все, начиная от Грибоедова до последнего казака истреблено..."
     Спустя некоторое время сын наследника персидского престола прибыл в Петербург с извинительным письмом и искупительными подарками Николвю I: алмаз Шах, 20 древних персидских рукописей, 2 кашмировых ковра и жемчужное ожерелье для императрицы, саблю для наследника и несколько менее драгоценных предметов для великих княжен.
     До середины октября столица развлекала Хозров - Мирзу. По вечерам сын персидского наследника престола появлялся в театрах и балах. Петербургские дамы были в восторге от персидского посла: "...он был среднего роста, строен, имел  очаровательные глаза и необыкновенно приятную улыбку. Держал себя с достоинством, обладал живостью в разговоре и был замечательно приветлив в обхождении".
     Можно ли было представить, что люди, подобные ему, способны были разгромить русское посольство? Другое дело- толпа, чернь...
     Да и напоминать в разговоре о резне в Тегеране было бы в высшей степени неучтиво.
     На Загородном проспекте напротив ТЮЗа бронзовый Грибоедов с высокого постамента смотрит на открывающуюся перед его  глазами перспективу. Глаза драматурга, музыканта устремлены вдаль, туда, где блестит на солнце знакомый ему Адмиралтейский шпиц.


     Из написанных Александром Сергеевичем музыкальных произведений сохранились два вальса для фортепиано.


                           Литература о А.С.Грибоедове
-Грибоедов А.С.Полное собрание сочинений, т.3,1917
-Грибоедов А.С. Сочинения, Москва - Ленинград, 1959
-Грибоедов А.С. Избранное, пьесы, стихотворения, проза, письма, Москва, 1978
-Булич С "А.С.Грибоедов - музыкант" в книге "Грибоедов А.С." Полное собрание сочинений, т.1, Санкт - Петербург, 1911
-Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Г.В.Келдыш, Москва, Советская энциклопедия, 1990
-Грибоедов в воспоминаниях современников, Москва, 1980
-Литературное наследство,т. 47 - 48, Москва, 1946
-Нечкина М.В. "Грибоедов и декабристы", изд. №3, Москва, 1977
-Орлов Вл. "Грибоедов. Очерк жизни и творчества", Москва, 1954
-Пиксанов Н.К. "Исследования и характеристики", Ленинград, 1934
-Попова О.И. "Грибоедов - дипломат", Москва, 1964


    

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»