Мозаика из бумаги как средство развития
творческих способностей детей шестого года жизни
Панфилова Светлана Андреевна
Необходимость развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), так как творчество наиболее близко соприкасается с личностными, уникальными для каждого ребенка, характеристиками, а также является наиболее гармоничным способом познания окружающей действительности и закрепления своих впечатлений посредством творческого труда. В пункте 1.6. стандарта среди задач, на решение которых он направлен, указано развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Также указывается, что образовательная программа дошкольного образования (пункт 2.4) направлена на развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Следует отметить, что для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) продуктивные виды деятельности (аппликация в том числе), согласно стандарту, служат инструментом реализации содержания образовательных областей.Исходя из этого, мы можем определить актуальность темы данной работы, которая подкреплена рядом основных нормативных документов в области дошкольного образования.
В своем исследовании мы опираемся на труды следующих авторов:
С.В. Араповой, М.Н. Бариновой, З.А. Богатеевой, А.В. Брушлинского, М.Т. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Н.М. Гнатко, А. Грибовской, И.В. Дубровской, Т.О. Ендовицкой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, В.А. Левина, А.Н. Малышевой, А.А. Мелик-Пашаева, Я.А. Пономарева, М. Уильямса, К. Фрила, О.А. Шаграевой и др.
В результате изучения научной и методической литературы, нами выявлены следующие противоречия:
- между потребностью социума в детях с высоким уровнем развития творческих способностей и низким уровнем этих показателей;
- между поставленными задачами педагогического процесса в развитии творческих способностей детей и отсутствием систематической работы в этом направлении и недостаточным количеством методических пособий при организации образовательного процесса в ДОУ:
- между необходимостью организации в ДОО видов деятельности, способствующих художественно-эстетическому развитию детей (ФГОС ДО, п. 3.2.5.) и недостаточностью в ДОО условий (большое количество детей в группе и недостаточная содержательная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды развития творческих способностей.
Данные противоречия определили проблему исследования: Каковы возможности влияния создания мозаики из бумаги на развитие творческих способностей детей шестого года жизни.
Актуальность темы позволила сформулировать следующую цель исследования:
Изучить влияние создания мозаики из бумаги на развития творческих способностей детей шестого года жизни
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческих способностей детей шестого года жизни.
3.Разработать конспекты НОД по созданию мозаики из бумаги.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей, детей шестого года жизни.
Предмет исследования: образовательная деятельность по развитию творческих способностей у детей шестого года жизни.
Гипотеза: Мы предполагаем, что создание мозаики из бумаги будет способствовать развитию творческих способностей детей шестого года жизни при условии:
-обязательного учета индивидуальных способностей каждого ребенка данной группы;
-организации развивающей среды
- создании мозаики из разных видов бумаги;
- реализации различных способов и приемов создания мозаики из бумаги.
Актуальность исследования: Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений современного образования, поэтому необходимо разрабатывать новые подходы к эстетическому воспитанию дошкольников через художественное творчество.
Практическая значимость исследования: Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данного исследования, могут быть использованы педагогами ДОО в работе для развития творческих способностей детей шестого года
Новизна исследования: Новизна опыта заключается в разработке и внедрении в образовательный процесс НОД с использованием орнамента развивающих у дошкольников ость исследования состоит в том, что материалы данного исследования, могут быть использованы педагогами ДОО в работе для развития творческих способностей детей шестого года жизни.
Для достижения поставленных задач исследования мы используем следующие общетеоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, определение, классификация, обобщение, конкретизация, абстрагирование, моделирование, систематизация передового педагогического опыта.
Теоретическая значимость данной работы состоит в определении из всего массива научной теоретической и методической литературы тех подходов к использованию аппликации, которые позволят достигнуть поставленную цель исследования.
Практическая значимость данной работы состоит в оценке эффективности методики работы по использованию аппликации как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, которая может быть интегрирована в деятельность воспитателя при работе в старшей группе детского сада.