Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром
с применением элементов экспериментирования, ИКТ и коммуникативных игр
с применением элементов экспериментирования, ИКТ и коммуникативных игр
Царство воды
Азовская Ольга Александровна,
воспитатель высшей квалификационной
категории ГБДОУ № 64
Невского района Санкт-Петербурга
воспитатель высшей квалификационной
категории ГБДОУ № 64
Невского района Санкт-Петербурга
Образовательная область: Познание.
Цель: Систематизировать и уточнить знания детей об источниках воды на Земле
Задачи:
Образовательные: Формировать знания о значении воды в жизни обитателей Земли; систематизировать представления о видах водоемов и их обитателях.
Развивающие: Развивать диалогическую речь, мышление, интерес к исследовательской деятельности; обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать желание беречь окружающую среду;
Предварительная работа: опыты по выявлению свойств и качеств воды; посадка двух семян и полив только одного из них - наблюдение;
Оборудование: глобус, письмо с загадками, мяч, бумажные цветы для опыта, две емкости с водой, сода, таблетка фенолфталеина (пурген), проектор, презентация «жила-была река», разрезные картинки «водоемы», карточки «обитатели водоемов» и «животные», экологические карточки «правила поведения в природе», карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.
Ход н.о.д.
Организационный момент: (стук в дверь - принесли письмо)
-Ребята, нам письмо. Собирайтесь в круг - узнаем, что в нем.
Загадки:
Плещет теплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате?
(Ванна)
***
Не вода и не суша -
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
(Болото)
***
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа)
***
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море.
(река)
***
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
(Озеро, пруд)
-Главный вопрос: что можно назвать природным водоемом, а что нет?
(ответы детей).
Игра «Собери картинку»
(Несколько картинок с изображением водоемов.)
Игра «какой, какая, какое?»
(Дети передают мяч друг другу, описывая тот водоем, который называет воспитатель)
-посмотрите, что у меня в руках? (глобус)
- Что обозначено синим и голубым цветом? (водоемы)
- какие водоемы вы знаете?
- для чего нужны водоемы?
- где еще мы встречаем воду? (снег, ледник в горах, ручьи, родники)
- вода не всегда течет по поверхности Земли, иногда река прокладывает свое русло под землей и тогда образовываются подземные реки и озера.
-много воды? А всю ли воду можно пить? (только пресную) если убрать все моря и океаны, какие водоемы останутся?
-можно ли употреблять воду из реки? (нет) почему?
Сказка (презентация) «Жила-была река» А.А.Рыжова.
- что произойдет, если водоемы пересохнут? (засуха)
-есть ли на планете места, где нет воды? (да, пустыня-показ картинки и нахождение на карте мира)
-что происходит с живыми существами без воды?
- Помните, мы посадили два семечка? Одно поливали, а другое нет-что мы наблюдали? (без воды нет жизни)
-а сейчас поиграем!
Игра «четвертый лишний»
Дети берут карточки и называют обитателей водоемов. Находят ошибку.
-а теперь мы будем превращаться:
Коммуникативная игра-пантомима «Превращения»
(Дети изображают то, что нарисовано на карточках.)
-молодцы! А еще помощью воды можно стать настоящими волшебниками.
Опыты-превращения
Волшебная вода: В стеклянную банку или стакан налить воду. Пипеткой капать поочередно густой раствор гуаши. Наблюдать как цвета будут смешиваться самостоятельно.
Цветы лотоса
Вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутить лепестки к центру. Опустить разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. (лепестки начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее, и лепестки раскрываются.
Тот же самый эффект можно пронаблюдать на примере обычных еловых или сосновых шишек.
Можно предложить детям намочить шишки водой. Часть положить на батарею, а другую часть обернуть влажной тканью. Позже провести анализ и убедиться в том, что чешуйки у шишки в ткани остались плотно закрытыми, а на батарее шишки раскрыли свои чешуйки.
Итог:
-ребята, вы молодцы!
-помогите мне сформировать правила. Что можно делать с водоемами, а что нет
Игра «друзья природы» (экологические карточки)
рефлексия
-вы рассказали мне много интересного, а что понравилось вам?
-если вам понравилось сегодня заниматься покажите зеленый кружок, если нет-красный.
Цель: Систематизировать и уточнить знания детей об источниках воды на Земле
Задачи:
Образовательные: Формировать знания о значении воды в жизни обитателей Земли; систематизировать представления о видах водоемов и их обитателях.
Развивающие: Развивать диалогическую речь, мышление, интерес к исследовательской деятельности; обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать желание беречь окружающую среду;
Предварительная работа: опыты по выявлению свойств и качеств воды; посадка двух семян и полив только одного из них - наблюдение;
Оборудование: глобус, письмо с загадками, мяч, бумажные цветы для опыта, две емкости с водой, сода, таблетка фенолфталеина (пурген), проектор, презентация «жила-была река», разрезные картинки «водоемы», карточки «обитатели водоемов» и «животные», экологические карточки «правила поведения в природе», карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.
Ход н.о.д.
Организационный момент: (стук в дверь - принесли письмо)
-Ребята, нам письмо. Собирайтесь в круг - узнаем, что в нем.
Загадки:
Плещет теплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате?
(Ванна)
***
Не вода и не суша -
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
(Болото)
***
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа)
***
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море.
(река)
***
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
(Озеро, пруд)
-Главный вопрос: что можно назвать природным водоемом, а что нет?
(ответы детей).
Игра «Собери картинку»
(Несколько картинок с изображением водоемов.)
Игра «какой, какая, какое?»
(Дети передают мяч друг другу, описывая тот водоем, который называет воспитатель)
-посмотрите, что у меня в руках? (глобус)
- Что обозначено синим и голубым цветом? (водоемы)
- какие водоемы вы знаете?
- для чего нужны водоемы?
- где еще мы встречаем воду? (снег, ледник в горах, ручьи, родники)
- вода не всегда течет по поверхности Земли, иногда река прокладывает свое русло под землей и тогда образовываются подземные реки и озера.
-много воды? А всю ли воду можно пить? (только пресную) если убрать все моря и океаны, какие водоемы останутся?
-можно ли употреблять воду из реки? (нет) почему?
Сказка (презентация) «Жила-была река» А.А.Рыжова.
- что произойдет, если водоемы пересохнут? (засуха)
-есть ли на планете места, где нет воды? (да, пустыня-показ картинки и нахождение на карте мира)
-что происходит с живыми существами без воды?
- Помните, мы посадили два семечка? Одно поливали, а другое нет-что мы наблюдали? (без воды нет жизни)
-а сейчас поиграем!
Игра «четвертый лишний»
Дети берут карточки и называют обитателей водоемов. Находят ошибку.
-а теперь мы будем превращаться:
Коммуникативная игра-пантомима «Превращения»
(Дети изображают то, что нарисовано на карточках.)
-молодцы! А еще помощью воды можно стать настоящими волшебниками.
Опыты-превращения
Волшебная вода: В стеклянную банку или стакан налить воду. Пипеткой капать поочередно густой раствор гуаши. Наблюдать как цвета будут смешиваться самостоятельно.
Цветы лотоса
Вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутить лепестки к центру. Опустить разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. (лепестки начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее, и лепестки раскрываются.
Тот же самый эффект можно пронаблюдать на примере обычных еловых или сосновых шишек.
Можно предложить детям намочить шишки водой. Часть положить на батарею, а другую часть обернуть влажной тканью. Позже провести анализ и убедиться в том, что чешуйки у шишки в ткани остались плотно закрытыми, а на батарее шишки раскрыли свои чешуйки.
Итог:
-ребята, вы молодцы!
-помогите мне сформировать правила. Что можно делать с водоемами, а что нет
Игра «друзья природы» (экологические карточки)
рефлексия
-вы рассказали мне много интересного, а что понравилось вам?
-если вам понравилось сегодня заниматься покажите зеленый кружок, если нет-красный.
.