План-конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе
Расскажем сказку
Гарбуз Лариса Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 117
Выборгского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 117
Выборгского района Санкт-Петербурга
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является главным стержнем для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка с раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Словарный запас ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, от речевой ауры, которая окружает его с первых дней жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным становлением ребенка и служит показателем его общего развития. Одним из важнейших источников развития связной речи является знакомство со сказками, которые доступны в любом возрасте.
Сказки – древнейшее средство воспитания, на котором «выросло» не одно поколение. Сказки развлекают и поучают, знакомят с событиями разных времен и эпох, рассказывают о добре и зле, о простых человеческих чувствах и эмоциях, и, что особенно важно, очень нравятся детям.
Словарный запас ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, от речевой ауры, которая окружает его с первых дней жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным становлением ребенка и служит показателем его общего развития. Одним из важнейших источников развития связной речи является знакомство со сказками, которые доступны в любом возрасте.
Сказки – древнейшее средство воспитания, на котором «выросло» не одно поколение. Сказки развлекают и поучают, знакомят с событиями разных времен и эпох, рассказывают о добре и зле, о простых человеческих чувствах и эмоциях, и, что особенно важно, очень нравятся детям.
Цель: формирование грамматически-правильной речи путем приобщения
к сказкам.
Задачи:
Образовательные: обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей, упражнять в образовании существительных с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Закреплять лексические темы: «Зимующие птицы», «Дикие животные». Формировать умение согласовывать существительные (объекты или предметы) с глаголами.
Упражнять в активном, правильном употреблении слов в точном соответствии со смыслом.
Продолжать обучать составлять мнемотаблицу.
Развивающие: развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, память, внимание.
Воспитательные: воспитывать любовь к русским народным сказкам, умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, формировать понятие «дружно жить».
Предварительная работа:
Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый и масляный».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Зарисовки по теме.
Рассматривание альбомов «Зимующие птицы», «Дикие животные».
Продолжать обучать составлять мнемотаблицу.
Развивающие: развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, память, внимание.
Воспитательные: воспитывать любовь к русским народным сказкам, умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, формировать понятие «дружно жить».
Предварительная работа:
Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый и масляный».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Зарисовки по теме.
Рассматривание альбомов «Зимующие птицы», «Дикие животные».
Ход занятия:
Игра «Сдуем листочек с ладошек»
Воспитатель: Сейчас наступили последние осенние деньки, и мы попрощаемся с осенью.
-Давайте представим, что у нас на ладошках листочки (дети вытягивают ладошки, смотрят на них).
-Какого они цвета? (Опросить 5-6 детей).
-Сейчас мы наши красивые листочки сдуем, но делать это будем правильно:
вдохнем воздух носом, а выдохнем через рот. Губы при выдохе вытянем трубочкой, щеки надувать не будем. Воздушную струю направим на ладошки.
-Давайте представим, что у нас на ладошках листочки (дети вытягивают ладошки, смотрят на них).
-Какого они цвета? (Опросить 5-6 детей).
-Сейчас мы наши красивые листочки сдуем, но делать это будем правильно:
вдохнем воздух носом, а выдохнем через рот. Губы при выдохе вытянем трубочкой, щеки надувать не будем. Воздушную струю направим на ладошки.
Хлоп в ладошки.
Воспитатель: Кто пришел к нам в гости?
Появляется игрушка утенок Тим.
Тим: Здравствуйте ребята. Я сегодня хочу рассказать вам свою любимую сказку. А чтобы не забыть ее, я зарисовал все в мнемотаблицу. (Дети рассматривают мнемотаблицу).
Воспитатель: Какую сказку спрятал утенок Тим в мнемотаблицу?
-А знаешь, Тим, мы тоже знаем эту сказку! И еще много чего знаем про главных героев! Сейчас мы тебе расскажем!
Воспитатель: Кто может быть крылатым? (Птицы).
- В этой сказке главный герой - крылатый воробей.
- Тим, а ты знаешь, что воробей остается у нас зимовать и с ним зимует много других птиц? Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют зимующих в нашей местности птиц).
- А что такое мохнатый? Кого мы можем назвать мохнатым? (Дети называют диких животных).
- А масляный кто? (Дети называют продукты из муки).
Воспитатель: Мы сказку знаем хорошо и сейчас ее расскажем нашим гостям.
Начинаем рассказывание сказки.
Жили-были воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масляный…
…Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый своим делом занимался.
Воспитатель: А что может делать воробей, мышонок да блин?
Игра «Назови действия»
Воробей-…
Мышонок-…
Блин-…
Воспитатель: Давайте покажем, как играет мышка.
Речевая игра с движением «Мышка»
Мышка по полю бежала
Мышка зернышко нашла…
Воспитатель: Но это на самом деле, а в сказке…
Продолжение сказки.
…Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
А еще весело играли.
Пальчиковая игра «Воробей».
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек - пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!
(дети машут ладонями, " перепрыгивают" с пальчика на пальчик)
Продолжение сказки
…Только раз призадумался воробей…
Двигательная активность «Рассердился воробей»
Ножками затопал, крыльями захлопал.
(Движения детей )
…Завтра же работу поменяем. На другой день…
(Дети рассказывают сказку по опорным картинкам.)
Тим говорит: «Ой, они все плачут. Как бы их пожалеть?»
Воспитатель: А мы знаем. Нужно их назвать ласково.
Воспитатель: А мы знаем. Нужно их назвать ласково.
Игра «Назови ласково»
Воробей -…
Мышь -…
Блин -…
Продолжение сказки…
…Тут блин и говорит
-Так всегда бывает…
Воспитатель: А теперь зарисуем эту сказку в мнемотаблицу и подарим нашим гостям, чтобы они ее не забыли и своим ребятам рассказали.
(Дети выполняют работу в таблицах).
(Дети выполняют работу в таблицах).
В заключении воспитатель подводит итоги, хвалит детей за участие в работе.