Развитие речи у дошкольников 6-7 лет
Иванова Ольга Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ № 39 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Одним из основополагающих компонентов развития ребёнка является развитие речи детей дошкольного возраста. Без данного фактора сложно будет существовать в дальнейшем, жить в социуме, проходить обучение и работать. Через речь люди коммуницируют друг с другом, передают информацию и опыт. Исходя из этого развитие речи дошкольника является крайне важным. Педагогам в дошкольном учреждении, также как и их родителям необходимо учитывать важность развития речи с самого рождения, а также следить за своей речью, так как дети осваивают свою речь не только в обучении, но и путем подражания окружающим людям, путем формирования условно-рефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов.воспитатель ГБДОУ № 39 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В процессе развития речи необходимо:
- обогащение и активизация словаря;
- совершенствование грамматического строя речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- обучение разговорной речи, развитие связанной речи;
- воспитание интереса к художественной литературе;
- подготовка к обучению грамоте.
Место проведения: групповая комната
Время проведения: 30 минут
Участвуют: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) (подгруппа 5-7 человек).
Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы».
Цель: Систематизация знаний об одежде
Задачи:
- Образовательные:
- Расширять знания детей об одежде и её видах;
- Закреплять знания детей о классификации одежды и о её деталях;
- Активизировать ассоциативное мышление;
- Закреплять понятие сезонной одежды;
- Побуждать детей формулировать вопросы к заданной картинке;
- Закреплять умения образовывать имена прилагательные от существительных;
- Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих действия с одеждой;
- Закреплять употребление существительных в родительном падеже;
- Упражнять детей в умение группировать предметы и строить доказательную речь.
- Развивающие:
- Развивать способность к обобщению и классификации одежды;
- Развивать внимание и словесно-логическое мышление;
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Развивать у детей навыки связного последовательного рассказа по сюжетным картинкам;
- Развивать умение объективно анализировать свою деятельность и деятельность своих сверстников;
- Развивать любознательность, наблюдательность и интерес к окружающему миру.
- Воспитательные:
- Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога и друг друга;
- Воспитывать бережное отношение к одежде.
- Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие;
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие.
- Предварительная работа:
- Беседа по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы» Рассматривание картинок по лексической теме, рассматривание образцов ткани, д/и «Одень куклу», лото «Хочу всё знать», р/и «Из чего мы сделаны»
- Необходимые материалы и оборудование:
- Картинка с изображением одежды;
- Картинки с изображением деталей платья;
- Серия сюжетных картинок;
- Интерактивная доска;
- Мяч.
Этапы занятия |
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты (универсальные действия) |
1. Мотивационный Постановка цели |
Ребята, перед вами картинка со спрятанным изображением, отгадав её, вы узнаете тему нашего занятия. Картинка состоит из нескольких частей. Я буду открывать часть картинки, вы будете высказывать свои догадки. - На что похоже? - Что это может быть? - Частью чего может быть? - О чём вы подумали? - Похоже на книги? - Разве книги лежат на полке? - Правильно, это одежда. Мы с вами продолжим разговор об одежде. Высказывания детей. |
коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая |
- личностные (проявляют интерес, активность, ориентируются в пространстве) - регулятивные (выполняют действия по инструкции) - коммуникативные (внимательно слушают педагога и сверстников, высказывают ассоциации, находят схожесть с предметами, соблюдают правила вести диалог, задают вопросы) |
2. Актуализация знаний и умений |
Давайте вспомним: в каждое время года мы надеваем одежду, соответствующую сезону. Летом – одежду …, осенью и весной – одежду …, зимой – одежду… - Какую одежду надевают на улицу? - Какую одежду надевают для занятия спортом? - Какую одежду надевают дома? - Какую одежду надевают мужчины, женщины, дети? - Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (повседневная) - Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (праздничная) - Как сказать по-другому? (нарядная) - Назовите одним словом: Какая эта одежда? - Куртка, пальто, шуба, комбинезон, плащ. Скажите, из чего шьют одежду? Правильно из ткани. Молодцы! Ткань бывает разной. Дидактическая игра «Что из чего и какое?» (с мячом). Образование имён прилагательных от существительного. Например: Шапка из шерсти, какая? Шерстяная и т.д. Дидактическая игра «Что лишнее и почему?» Посмотрите на доску, представлены четыре картинки, подумайте и скажите полным ответом, что лишнее и почему? (Добиваться от детей доказательной речи). |
коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая |
- познавательные (знают классификацию одежды, виды одежды, умеют образовывать имена прилагательные от существительного, умеют находить лишний предмет из предложенных) - личностные (проявляют интерес, активность, ориентируются в пространстве) - регулятивные (выполняют действия по инструкции, выдерживают темп занятия, преодолевают трудности) |
3. Деятельностный (затруднение в ситуации, направленность на решение проблемной ситуации) |
Игра «Скажи наоборот» Ребята, поиграем в игру. Я называю слово, вы называете слово противоположное по смыслу. (слова-действия) Надеть – (снять), одеть – (раздеть), испачкать – (постирать), застегнуть – (расстегнуть), намочить – (высушить), разбросать – (сложить), смять – (погладить), разорвать – (зашить), разбрасывать- складывать. Составление предложений по серии сюжетных картинок. - Посмотрите, что на ней изображено? Составьте предложение: кто, что делает? Чтобы получился рассказ, надо выяснить что сначала, что потом. Вы друг друга внимательно слушайте. Для составления рассказа надо выстроить правильную цепочку из предложений. Давайте назовём мальчика. Разложите картинки последовательно. Составление последовательного рассказа по сюжетным картинкам. |
коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая |
- познавательные (знают последовательность изготовления одежды, знают глаголы- антонимы) - регулятивные (выполняют действия по инструкции, выдерживают темп занятия, преодолевают трудности в составлении предложений) - коммуникативные (внимательно слушают сверстников, высказывают своё мнение, соблюдают правила вести диалог, задают вопросы, слушают вопросы педагога, отвечают полным ответом) |
4. Закрепление (включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка |
Дидактическая игра «Что, без чего?» Посмотрите на картинку. Это образец. Что на ней изображено? Перед вами разложены шесть картинок, переверните каждый по одной. Посмотрите и сравните свою картинку с образцом и ответьте каких деталей не хватает у платья у каждого из вас. Составление предложений с использованием предлогов. |
коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая |
- личностные (проявляют интерес, активность, ориентируются в пространстве) - регулятивные (выполняют действия по инструкции, выдерживают темп занятия, преодолевают трудности в составлении предложений с использованием предлогов) - коммуникативные (внимательно слушают сверстников, высказывают своё мнение, соблюдают правила вести диалог, не перебивать сверстников, задают вопросы, отвечают полным ответом) |
5. Физкультминутка |
Динамическая пауза «Шапочки» В шапочках жёлтых мы стали цыплята, (Ребёнок машет руками, как цыпленок крылышками.) В шапочках белых мы стали зайчата, (Показывает заячьи ушки) В шапочках красных мы стали грибочки, (Соединяет руки над головой.) В шапочках чёрных – черника на кочках, (Присаживается на корточки.) В шапочках синих дождинками стали (Встаёт, ставит руки на пояс). И по дорожкам легко поскакали. (Прыгает вперёд на двух ногах). |
игровая, двигательная, | - регулятивные (выполняют действия по инструкции) - коммуникативные (внимательно слушают, повторяют движения педагога, соблюдают правила поведения в группе) |
6. Рефлексия (подведение итогов) |
Приглашаю вас подойти к картинке, с которой начали наше занятие. Посмотрите и скажите как сложена в шкафу одежда? Как ухаживают за одеждой? Кто помогает вам быть чистыми и опрятными? Давайте скажем спасибо мамам и бабушкам! Ребята а зачем нам нужна одежда? (Она защищает нас от внешнего воздействия) О чём мы сегодня с вами разговаривали? Какое задание для вас показалось сложным? Какое задание для вас было более интересным? Педагогическая оценка |
коммуникативная |
- личностные (проявляют интерес, активность) - коммуникативные (взаимодействие и общение с педагогом, умение объективно оценивать себя и сверстников, выражают свои эмоции, соблюдают доброжелательность) |
Таким образом, можно сделать вывод, что, если родители и педагоги стремятся к тому, чтобы их ребенок владел родной речью, мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками. успешно овладевал школьной программой, их задача развивать речь детей с момента рождения и до школы. В данной статье был приведен отличный пример для развития речи дошкольников в возрасте 6-7 лет для проведения в игровой форме.
Список использованных источников
- Открытый урок URL: https://urok.1sept.ru/articles/634142 (дата обращения: 08.12.2020).
- Ваш логопед URL: https://krdlogoped.blogspot.com/2018/02/blog-post_95.html (дата обращения: 08.12.2020).